Внеклассное мероприятие по русскому языку | Монгуш Айдана Биче-ооловна. Работа №321030
В статье рассматриваются задания внеклассной работы по русскому языку в учебно-воспитательном процессе.
Успех в процессе обучения русскому языку может быть достигнут на основе продуманной методики учебно-воспитательных мероприятий. Основным звеном в сложившейся системе является внеклассная работа, которая оказывает влияние на детальное изучение своих учеников и совершенствование их языковой подготовки. Внеклассная работа предоставляет большие возможности для осуществления комплексного подхода к воспитанию школьников.
Статья на тему:
«Внеклассное мероприятие по русскому языку как основное звено
в системе учебно-воспитательных мероприятий»
Автор: Монгуш Айдана Биче-ооловна
Руководитель: Сат Кира Ангыр-ооловна
Внеклассное мероприятие по русскому языку как основное звено
в системе учебно-воспитательных мероприятий
Аннотация: в статье рассматриваются задания внеклассной работы по русскому языку в учебно-воспитательном процессе
Ключевые слова: внеклассная работа, русский язык, игры
Успех в процессе обучения русскому языку может быть достигнут на основе продуманной методики учебно-воспитательных мероприятий. Основным звеном в сложившейся системе является внеклассная работа, которая оказывает влияние на детальное изучение своих учеников и совершенствование их языковой подготовки. Внеклассная работа предоставляет большие возможности для осуществления комплексного подхода к воспитанию школьников.
Основная цель внеклассной работы – формирование познавательного интереса у учащихся к изучению русского языка, развитие коммуникативной и кооперативной компетенции, культуры общения, воспитание бережного отношения к слову, к богатствам языка и литературы.
К основным задачам внеклассных мероприятий относятся:
у
крепление творческой личности учеников
;
у
совершенствование психологических качеств учащихся, их любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, убежденности, самостоятельности в процессе обучения
;
р
асширение запаса знаний в области лексики, фразеологии, грамматики русского языка.
Перечисленные задачи внеклассной работы по русскому языку могут быть успешно выполнены лишь при соблюдении специфических методических принципов ее организации и при удачном определении ее содержания.
Для проведения игры «Знатоки русского языка» необходимо заранее подготовить листы с заданиями для каждой команды и сигнальные карточки. Задания будут как групповые, так и индивидуальные. Можно провести в форме беседы или викторины.
Итак, ученики класса делятся на 3 группы по 5-6 человек. Если игра проводится для учеников всей параллели 8-9-х классов, то от каждого класса представляется своя команда. Те, кто не занят в команде, являются болельщиками. В каждой группе выбирается капитан команды. На данном мероприятии обязательно присутствует жюри, членами которого могут быть либо родители учащихся, либо ученики старших классов, либо учащиеся (3 человека) того же 8-9 класса (классов). После выполнения каждого задания жюри посчитывает количество правильных ответов, данных каждой командой. В конце занятия подсчитываются баллы и определяется команда-победитель. Члены жюри должны иметь бланки с правильными ответами.
Перед игрой учитель начинает со вступительных слов, чтобы заинтересовать, замотивировать учащихся.
Первое задание начинается с орфоэпической разминки: расстановки правильного ударения в следующих словах: красивее, статуя, позвонит, занята, квартал, диспансер, договор, материальные средства, запломбировать.
Последующие задания схожи с первым, только отличаются темой. Например, что изучает фонетика? Как называется раздел науки о языке, который занимается изучением слова и его значения? Как называется раздел науки о языке, который изучает состав слова и способы его образования? Что такое фразеология?
Наш русский язык является одним из богатейших языков мира. Это позволяет человеку, владеющему богатым лексиконом, выражать мысли образно, ярко, эмоционально. Выполняя следующее задание, каждая команда должен показать умение правильно подбирать, находить как можно больше количество эпитетов к слову улыбка, погода, настроение.
А также в русском языке очень много иноязычных слов, но богатство нашего языка проявляется в том, что многие из заимствованных слов можно заменить русскими синонимами. В этом задании учащимся нужно попытать найти синонимы к следующим словам: актуальный (важный), антракт (перерыв), ситуация (положение), лозунг (призыв), финал (завершение), миссия (задание), эпилог (заключение), имитация (подражание), шеф (начальник), триумф (успех, победа), теолог ( богослов), дебаты ( споры), пресса ( печать), индекс ( указатель), дилемма (выбор). Эти задания помогают при систематизации и углублении словарного запаса детей.
Правильно говорить необходимо каждому человеку. Однако не все это могут делать и порой допускают ошибки. Следующее задание и заключается в том, чтобы исправить грамматические, речевые и фактические ошибки в предложенных предложениях: цены подорожали (выросли), он поднял тост за дружбу ( поднял бокал, произнес тост), решение, направленное на улучшение отмеченных недостатков ( на искоренение), в ответ на это мы получили такой ответ ( на это был получен ответ).
Последнее задание будет заключаться в том, что каждая команда должна привести 3-5 весомых аргументов в пользу того, почему важно изучать и хорошо знать русский язык. Надо помнить о том, что каждый учитель должен привить любовь к русскому языку и литературе, который учит грамотно и точно отражать свои мысли в устной и письменной форме, не только на уроке, но и в процессе внеклассных занятий. Именно тогда ученики смогут почувствовать потребность в расширении и углублении своих знаний во внеурочное время.
Таким образом, внеклассная работа должна проводиться постоянно, для развития творческих способностей по русскому языку. Находить разнообразные виды работы по развитию речи
Список литературы:
А.О.Орг Олимпиады по русскому языку: Кн. для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение,1994.-112с.
Е.А. Евлампиева. Занимательные задания на уроках русского языка.- Чебоксары: «Клио»,1997.-60с.
Занимательно о русском языке: Пособие для учителя / В.А.Иванова, З.А. Потиха, Д.Э.
Рознеталь.- Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние,
1990.-255с.