внеклассное мероприятие по русскому языку"А вы знаете фразеолгизмы?" | Екимова Светлана Михайловна. Работа №345336
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5-6 классов. Игра-соревнование.
Обучающие цели:
Обобщить изученный материал по фразеологии.
Формировать умения применять полученные знания на практике.
Развивающие цели:
Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.
Воспитывающие цели:
Воспитывать умение работать в группах и самостоятельно.
Воспитывать любовь к родному языку.
Внеклассное мероприятие
"А знаете ли вы фразеологию?"
Екимова Светлана Михайловна, учитель русского языка МБОУ СОШ №78г.Ульяновска
Цели:
Обучающие цели:
Обобщить изученный материал по фразеологии.
Формировать умения применять полученные знания на практике.
Развивающие цели:
Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.
Воспитывающие цели:
Воспитывать умение работать в группах и самостоятельно.
Воспитывать любовь к родному языку.
Ход игры
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с новой пока незнакомой вам страной. Имя ей – Фразеология. В ней живут фразеологизмы (слайд). Это особые словосочетания, которые приравниваются к слову. Многие из них вам знакомы, потому что вы, ваши родители, друзья используете в речи, вы их часто можете найти и в художественной литературе. Давайте для разминки вспомним некоторые из них.
(слайд).Замените данные фразеологизмы одним словом.
(слайд).Восстановим фразеологизмы
Пора перейти к игре-соревнованию. Наши судьи ____________ за каждый правильный ответ будут давать вам фразеологизм. Кто больше наберёт их к концу игры, тот и станет победителем.
1 задание “Угадай” Вспомните, какие фразеологизм мы употребляем, когда говорим, например, об удачливом и счастливом человеке. Мы говорим: он родился в рубашке. А какие фразеологизмы мы можем употреблять, когда хотим сказать:
О
б очень большой тесноте в помещении.
(Яблоку негде упасть.)
Если на улице очень темно, то обычно
говорят
(
ни зги не в
идно,
хоть глаз выколи)
О талантливом
человеке, который всё умеет делать
(золотые руки)
О работе, сделанной очень хорошо, без какого-либо недостатка
(Без сучка и задоринки, комар носа не подточит)
О человеке, который не знает элементарных вещей, того, что знает
каждый?
(
с Луны свалился)
О людях, очень похожих друг на друга (как 2 капли воды)
О хитром человеке (себе на уме)
О человеке, который знает о предмете разговора всё, даже мелкие подробности, что он знает, как (
5своих пальцев
)
2 задание «Узнай фразеологизм по картинке»
Ребята, вам предлагаются иллюстрации, на которых изображены фразеологизмы. Нужно угадать фразеологизм и объяснить его смысл. Команды по очереди угадывают фразеологизм. Если команда не угадала, то противники могут заработать дополнительное очко.
С
есть в калошу.
Висеть на телефоне
Водить за нос
Дело в шляпе
Сидеть как на иголках
Провалиться сквозь пол
Сидеть
на шее
Наломать дров
Стоять на часах
Сидеть под замком
Зарубить себе на носу
Как сельдей в бочке
3 Задание. Вспомните фразеологизмы с названиями предметов, которые находятся на столе. Объясни значение.
Не в своей тарелке
Все шишки валятся
Бросать камешки в огород (камень преткновения, держать камень за пазухой)
Заткнуть за пояс
Кот в мешке
2 сапога пара
Ни за копейку (до последней копейки, за копейку удавится)
На одной ниточке (на живую нитку, до последней нитки)
Как на блюдечке (на блюдечке с голубой каёмочкой)
Как по маслу
Ни ложки ни плошки (в час про чайной ложке)
Как кость в горле
Скатертью дорожка
Буря в стакане
Седьмая вода на киселе
Съесть пуд соли
Некоторые слова очень часто повторяются во фразеологизмах. Догадайтесь, какое слово нам понадобится если мы…
Слайд
Задание 4 Вспомните фразеологизмы, в которых употребляется слово «РУКА», Слайд(21 фразеологизм)
«ГОЛОВА» Слайд (16)
Задание 5
Среди русских фразеологизмов много таких, в которых употребляются названия животных. Найдите картинку животного, название которого входит в состав фразеологизма и объясни его смысл.
Волк - волчий аппетит, волком смотрит
Козёл - отпущения
Ворона - считать ворон, белая ворона, пуганая ворона
Бык - взять быка за рога
Гусь – как с гуся вода
Рак – на безрыбье и рак рыба, где раки зимуют
Воробей – стреляный воробей
Цыплёнок – цыплят по осени считают
Курица – куры не клюют, как курица лапой
Белка – как белка в колесе
Медведь – Делить шкуру неубитого медведя, медвежья услуга, медвежий угол
Собака – собаку съел, собака на сене
6 задание “Творческое”( фразеологизмы по жребию).
Каждой команде предлагается фразеологизм. Покажите небольшую сценку, используя предложенный фразеологизм.
1-й команде: Выносить сор из избы
2-й команде: Вешать лапшу на уши.
3 – ей команде : Убить 2 зайцев
3 – ей команде: Взять быка за рога
На сегодняшнем мероприятии вы открыли для себя большое количество неизвестных вам прежде фразеологизмов. И, как мне кажется, с легкостью отгадаете Загадки-складки “Доскажи словечко”
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой……….. (не разольешь).
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь………..(медвежью услугу).
Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперек,
И так устали мы в дороге,
Что еле …….(волочили ноги).
Фальшивят, путают слова.
Поют, кто в лес, кто по дрова.
Ребята слушать их не станут.
От этой песни уши……(вянут).
Ведущий: Пришло время подводить итоги игры. Сегодня мы убедились, что фразеологизмы делают нашу речь образной, эмоциональной, украшают её.
Подведение итогов игры, награждение.
Вешать лапшу на уши.
Выносить сор из избы
Убить 2 зайцев
Взять быка за рога
3 задание Отгадайте загадку и вспомните 2 фразеологизма, в которых встречаются отгадки.
Кто над нами вверх ногами (Мухи не обидит, делать из мухи слона, как сонная муха, белые мухи)
У меня есть, у тебя есть, у дуба в поле, у рыбы в море (Быть в тени, наводить тень на плетень)
Не говорит, не поет, а кто к хозяину идёт – знак подаёт. (Вот где собака зарыта, собаку съел, как собак на сене)
1 задание “Угадай” Вспомните, какие фразеологизм мы употребляем, когда говорим, например, об удачливом и счастливом человеке. Мы говорим: он родился в рубашке. А какие фразеологизмы мы можем употреблять, когда хотим сказать:
О
б очень большой тесноте в помещении.
(Яблоку негде упасть.)
Что все видно очень ясно, отчетливо.
(Видно, как на ладони.)
О талантливом человеке, который всё умеет делать
(золотые руки)
О работе, сделанной очень хорошо, без какого-либо недостатка
(Без сучка и задоринки, комар носа не подточит)
О человеке, который не знает элементарных вещей, того, что знает
каждый?
(
с Луны свалился)
О людях, очень похожих друг на друга (как 2 капли воды)
О хитром человеке (себе на уме)
3 задание Отгадайте загадку и вспомните 2 фразеологизма, в которых встречаются отгадки.
Кто над нами вверх ногами (Мухи не обидит, делать из мухи слона, как сонная муха, белые мухи)
У меня есть, у тебя есть, у дуба в поле, у рыбы в море (Быть в тени, наводить тень на плетень)
Не говорит, не поет, а кто к хозяину идёт – знак подаёт. (Вот где собака зарыта, собаку съел, как собак на сене)
Конкурс для зрителей
О чём идёт речь? Слово-отгадка есть во всех фразеологизмах, о которых говорится в данных фразах. ( отгадки на слайдах презентации)
Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом
расхлёбывают, распутывая это дело;
Её не сварить с тем, с кем трудно сговориться;
Её просит рваная обувь;
Она в голове у вечных путаников.
Команда № 2
Её толкут или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом;
Её набирают в рот, когда молчат;
Ею нельзя разлить неразлучных друзей;
В неё прячут концы нечестные люди,
иногда они выходят из неё сухими.
Команда № 1
Его проглатывают, упорно не желая говорить;
он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко;
за него тянут или дёргают, заставляя высказаться;
его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.
Команда № 2
Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека;
его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез;
на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит
4 задание “Продолжи устойчивый оборот со словом КАК”.
Дрожит
как
(
осиновый лист).
Вертится
как
(
белка в колесе
)
.
Знает
как
(
5 своих пальцев
)
.
Свалился как
(
снег на голову
)
.
Стоит
как
(
вкопанный
)
.
Чувствовать себя
как
(
рыба в воде
)
.
Не видать
как
(
своих ушей
)
.
5 Задание. Вспомните фразеологизмы с названиями предметов, которые находятся на столе. Объясни значение.
Не в своей тарелке
Все шишки валятся
Бросать камешки в огород (камень преткновения, держать камень за пазухой)
Заткнуть за пояс
Кот в мешке
2 сапога пара
Ни за копейку (до последней копейки, за копейку удавится)
На одной ниточке (на живую нитку, до последней нитки)
Как на блюдечке (на блюдечке с голубой каёмочкой)
Как по маслу
Ни ложки ни плошки (в час про чайной ложке)
Задание 6
Среди русских фразеологизмов много таких, в которых употребляются названия животных. Найдите картинку животного, название которого входит в состав фразеологизма и объясни его смысл.
Волк - волчий аппетит, волком смотрит
Козёл - отпущения
Ворона - считать ворон, белая ворона, пуганая ворона
Бык - взять быка за рога
Гусь – как с гуся вода
Рак – на безрыбье и рак рыба, где раки зимуют
Воробей – стреляный воробей
Цыплёнок – цыплят по осени считают
Курица – куры не клюют, как курица лапой
Для зрителей презентация «Прочему мы так говорим?»
Ведущий: Пришло время подводить итоги игры. Сегодня мы убедились, что фразеологизмы делают нашу речь образной, эмоциональной, украшают её.
Подведение итогов игры награждение.