Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

внеклассное мероприятие по русскому языку"А вы знаете фразеолгизмы?" | Екимова Светлана Михайловна. Работа №345336

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5-6 классов. Игра-соревнование.

Обучающие цели:

Обобщить изученный материал по фразеологии.

Формировать умения применять полученные знания на практике.

Развивающие цели:

Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.

Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.

Воспитывающие цели:

Воспитывать умение работать в группах и самостоятельно.

Воспитывать любовь к родному языку.

Внеклассное мероприятие

"А знаете ли вы фразеологию?"

Екимова Светлана Михайловна, учитель русского языка МБОУ СОШ №78г.Ульяновска

Цели:

Обучающие цели:

Обобщить изученный материал по фразеологии.

Формировать умения применять полученные знания на практике.

Развивающие цели:

Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.

Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.

Воспитывающие цели:

Воспитывать умение работать в группах и самостоятельно.

Воспитывать любовь к родному языку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход игры

Вступительное слово учителя. 
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с новой пока незнакомой вам страной. Имя ей – Фразеология. В ней живут фразеологизмы (слайд). Это особые словосочетания, которые приравниваются к слову. Многие из них вам знакомы, потому что вы, ваши родители, друзья используете в речи, вы их часто можете найти и в художественной литературе. Давайте для разминки вспомним некоторые из них.

(слайд).Замените данные фразеологизмы одним словом.

(слайд).Восстановим фразеологизмы

Пора перейти к игре-соревнованию. Наши судьи ____________ за каждый правильный ответ будут давать вам фразеологизм. Кто больше наберёт их к концу игры, тот и станет победителем.

1 задание “Угадай” Вспомните, какие фразеологизм мы употребляем, когда говорим, например, об удачливом и счастливом человеке. Мы говорим: он родился в рубашке. А какие фразеологизмы мы можем употреблять, когда хотим сказать:

О

б очень большой тесноте в помещении. 

(Яблоку негде упасть.)

Если на улице очень темно, то обычно

говорят

(

ни зги не в

идно,

хоть глаз выколи)

О талантливом

человеке, который всё умеет делать

(золотые руки)

О работе, сделанной очень хорошо, без какого-либо недостатка

(Без сучка и задоринки, комар носа не подточит)

О человеке, который не знает элементарных вещей, того, что знает

каждый?

(

с Луны свалился)

О людях, очень похожих друг на друга (как 2 капли воды)

О хитром человеке (себе на уме)

О человеке, который знает о предмете разговора всё, даже мелкие подробности, что он знает, как (

5своих пальцев

)

 

 

 

 

 

 

 

 

2 задание «Узнай фразеологизм по картинке» 
Ребята, вам предлагаются иллюстрации, на которых изображены фразеологизмы. Нужно угадать фразеологизм и объяснить его смысл. Команды по очереди угадывают фразеологизм. Если команда не угадала, то противники могут заработать дополнительное очко. 

С

есть в калошу.

Висеть на телефоне

Водить за нос

Дело в шляпе

Сидеть как на иголках

Провалиться сквозь пол

Сидеть

на шее

Наломать дров

Стоять на часах

Сидеть под замком

Зарубить себе на носу

Как сельдей в бочке

 

 

3 Задание. Вспомните фразеологизмы с названиями предметов, которые находятся на столе. Объясни значение.

Не в своей тарелке

Все шишки валятся

Бросать камешки в огород (камень преткновения, держать камень за пазухой)

Заткнуть за пояс

Кот в мешке

2 сапога пара

Ни за копейку (до последней копейки, за копейку удавится)

На одной ниточке (на живую нитку, до последней нитки)

Как на блюдечке (на блюдечке с голубой каёмочкой)

Как по маслу

Ни ложки ни плошки час про чайной ложке)

Как кость в горле

Скатертью дорожка

Буря в стакане

Седьмая вода на киселе

Съесть пуд соли

 

 

Некоторые слова очень часто повторяются во фразеологизмах. Догадайтесь, какое слово нам понадобится если мы…

Слайд

 

 

Задание 4 Вспомните фразеологизмы, в которых употребляется слово «РУКА», Слайд(21 фразеологизм)

«ГОЛОВА» Слайд (16)

 

 

 

 

Задание 5

Среди русских фразеологизмов много таких, в которых употребляются названия животных. Найдите картинку животного, название которого входит в состав фразеологизма и объясни его смысл.

Волк - волчий аппетит, волком смотрит

Козёл - отпущения

Ворона - считать ворон, белая ворона, пуганая ворона

Бык - взять быка за рога

Гусь – как с гуся вода

Рак – на безрыбье и рак рыба, где раки зимуют

Воробей – стреляный воробей

Цыплёнок – цыплят по осени считают

Курица – куры не клюют, как курица лапой

Белка – как белка в колесе

Медведь – Делить шкуру неубитого медведя, медвежья услуга, медвежий угол

Собакасобаку съел, собака на сене

 

6 задание Творческое”( фразеологизмы по жребию).

Каждой команде предлагается фразеологизм. Покажите небольшую сценку, используя предложенный фразеологизм.

1-й команде: Выносить сор из избы

2-й команде: Вешать лапшу на уши.

3 – ей команде : Убить 2 зайцев

3 – ей команде: Взять быка за рога

На сегодняшнем мероприятии вы открыли для себя большое количество неизвестных вам прежде фразеологизмов. И, как мне кажется, с легкостью отгадаете Загадки-складки “Доскажи словечко”

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой……….. (не разольешь).

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь………..(медвежью услугу).

Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперек,
И так устали мы в дороге,
Что еле …….(волочили ноги).

Фальшивят, путают слова.
Поют, кто в лес, кто по дрова.
Ребята слушать их не станут.
От этой песни уши……(вянут).

 

Ведущий: Пришло время подводить итоги игры. Сегодня мы убедились, что фразеологизмы делают нашу речь образной, эмоциональной, украшают её.

Подведение итогов игры, награждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вешать лапшу на уши.

Выносить сор из избы

Убить 2 зайцев

Взять быка за рога

 

 

 

 

 

 

3 задание  Отгадайте загадку и вспомните 2 фразеологизма, в которых встречаются отгадки.

Кто над нами вверх ногами (Мухи не обидит, делать из мухи слона, как сонная муха, белые мухи)

У меня есть, у тебя есть, у дуба в поле, у рыбы в море (Быть в тени, наводить тень на плетень)

Не говорит, не поет, а кто к хозяину идёт – знак подаёт. (Вот где собака зарыта, собаку съел, как собак на сене)

 

 

 

1 задание “Угадай” Вспомните, какие фразеологизм мы употребляем, когда говорим, например, об удачливом и счастливом человеке. Мы говорим: он родился в рубашке. А какие фразеологизмы мы можем употреблять, когда хотим сказать:

О

б очень большой тесноте в помещении. 

(Яблоку негде упасть.)

Что все видно очень ясно, отчетливо.

 (Видно, как на ладони.)

О талантливом человеке, который всё умеет делать

(золотые руки)

О работе, сделанной очень хорошо, без какого-либо недостатка

(Без сучка и задоринки, комар носа не подточит)

О человеке, который не знает элементарных вещей, того, что знает

каждый?

(

с Луны свалился)

О людях, очень похожих друг на друга (как 2 капли воды)

О хитром человеке (себе на уме)

3 задание  Отгадайте загадку и вспомните 2 фразеологизма, в которых встречаются отгадки.

Кто над нами вверх ногами (Мухи не обидит, делать из мухи слона, как сонная муха, белые мухи)

У меня есть, у тебя есть, у дуба в поле, у рыбы в море (Быть в тени, наводить тень на плетень)

Не говорит, не поет, а кто к хозяину идёт – знак подаёт. (Вот где собака зарыта, собаку съел, как собак на сене)

 

Конкурс для зрителей

О чём идёт речь? Слово-отгадка есть во всех фразеологизмах, о которых говорится в данных фразах. ( отгадки на слайдах презентации)

Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом 
расхлёбывают, распутывая это дело; 
Её не сварить с тем, с кем трудно сговориться; 
Её просит рваная обувь; 
Она в голове у вечных путаников.

 
Команда № 2 
Её толкут или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; 
Её набирают в рот, когда молчат; 
Ею нельзя разлить неразлучных друзей; 
В неё прячут концы нечестные люди, 
иногда они выходят из неё сухими. 


Команда № 1 
Его проглатывают, упорно не желая говорить; 
он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; 
за него тянут или дёргают, заставляя высказаться; 
его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. 


Команда № 2 
Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; 
его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; 
на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит 

4 задание “Продолжи устойчивый оборот со словом КАК”.

Дрожит

как

(

осиновый лист).

Вертится

как

(

белка в колесе

)

.

Знает

как

(

5 своих пальцев

)

.

Свалился как

(

снег на голову

)

.

Стоит

как

(

вкопанный

)

.

Чувствовать себя

как

(

рыба в воде

)

.

Не видать

как

(

своих ушей

)

.

 

5 Задание. Вспомните фразеологизмы с названиями предметов, которые находятся на столе. Объясни значение.

Не в своей тарелке

Все шишки валятся

Бросать камешки в огород (камень преткновения, держать камень за пазухой)

Заткнуть за пояс

Кот в мешке

2 сапога пара

Ни за копейку (до последней копейки, за копейку удавится)

На одной ниточке (на живую нитку, до последней нитки)

Как на блюдечке (на блюдечке с голубой каёмочкой)

Как по маслу

Ни ложки ни плошки час про чайной ложке)

 

Задание 6

Среди русских фразеологизмов много таких, в которых употребляются названия животных. Найдите картинку животного, название которого входит в состав фразеологизма и объясни его смысл.

Волк - волчий аппетит, волком смотрит

Козёл - отпущения

Ворона - считать ворон, белая ворона, пуганая ворона

Бык - взять быка за рога

Гусь – как с гуся вода

Рак – на безрыбье и рак рыба, где раки зимуют

Воробей – стреляный воробей

Цыплёнок – цыплят по осени считают

Курица – куры не клюют, как курица лапой

 

Для зрителей презентация «Прочему мы так говорим?»

 

Ведущий: Пришло время подводить итоги игры. Сегодня мы убедились, что фразеологизмы делают нашу речь образной, эмоциональной, украшают её.

Подведение итогов игры награждение.

 

 

 


Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×