Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Внеклассное мероприятие «Я-деловой человек» | Куулар Арья Хураган-ооловна. Работа №321008. Номер работы: №321008

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматривается организация внеклассного мероприятия, которое способствует у учащихся развитию устной речи при помощи комплекса задач в форме игры. Мероприятие позволяет обучать учащихся грамотно использовать предлоги в официально-деловом общении в игровой форме. Данную разработку рекомендуется использовать для 7-ых классов.

Ключевые слова: внеклассные мероприятия по русскому языку, официально-деловой стиль, деловое общение.

 

Изучение лингвистических интересов и уровня развития речи учащихся показывает, что внеклассные занятия играют большую роль в совершенствовании речевых умений и навыков. 

Я – деловой человек
(игра по теме «Употребление предлогов
в деловой речи», 7 класс)

Цели:

– в непринужденной обстановке закрепить и обобщить знания об официально-деловом стиле речи;

– повторить необходимые для грамотного делового общения сведения по лексике и фразеологии, грамматике, орфографии и орфоэпии;

– более живо активизировать интерес школьников к учебному предмету, расширять их кругозор, воспитывать уважение к родному языку, его богатству, желание соблюдать его законы и правила.

Организация игры. Учащихся класса разделить на группы (количество групп соответствует количеству «станций»). Учащиеся должны пройти по всем составляющим игру «станциям», сменив различные «профессии». «Станциям» даны соответствующие названия.

Ход урока

Станция 1: «Служба безопасности».

1. «Коварные вопросы» для самых внимательных.

1) Какую гласную вы напишете в окончании существительного? Могут ли быть различные варианты? Почему? Составьте предложения. Объясните свое решение.

Ответ: а) благодаря фирме: Мы смогли получить кредит благодаря посреднической фирме.

б) благодаря фирму: Мы прощаемся, благодаря фирму за помощь в получении кредита.

2) Вы попросили своего заместителя пригласить на совещание бухгалтершу и инженершу по технике безопасности. Ваша просьба заставила его серьезно задуматься. О чем? Объясните свой ответ.

Ответ: Ваш заместитель понял, что вы не знаете норм русского литературного языка. Правильно: инженер, бухгалтер.

3) Какой вариант вам кажется предпочтительнее? Почему? Может быть, они абсолютно синонимичны?

Предоставить отпуск ввиду болезни.

Предоставить отпуск вследствие болезни.

Ответ: предлог ввиду предполагает что-то предстоящее, а предлог вследствие – что-то случившееся, поэтому правильным является второе предложение.

4) Можно ли на деловую встречу одеть смокинг? А одержать поражение в споре можно?

Ответ: Смокинг можно только надеть. Одержать победу, потерпеть поражение – устойчивые словосочетания. Одержать можно только победу, поражение же можно только потерпеть.

5) Поставьте ударение в выделенных словах.

Шофер, документы, премировать, ссуда взята, товары продали, узнайте цену изделия, вы правы.

2. «Осторожно! Штампы!»

1) Известно, что официально-деловой стиль предполагает использование устойчивых сочетаний – клише.

Представьте, что жена обратилась к мужу с такой речью:

«Я ускоренными темпами обеспечила восстановление порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении общего пользования. В последующий период времени мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимых продовольственных товаров».

Найдите в «речи» жены устойчивые выражения. Уместно ли в данном случае их использование? Обоснуйте свой ответ.

2) Замените слова, которые вам кажутся неуместными в данной ситуации.

В поезде молодая женщина расхваливает свой дом: «Чуть выйдешь за калитку, сейчас же зеленый массив».

Незнакомец подходит к человеку, который ловит рыбу, и спрашивает: «Какие мероприятия предпринимаете для активизации клева?»

Молодой человек увидел пятилетнюю девочку, которая стояла и плакала. Он ласково наклонился к ней и спросил: «Ты по какому вопросу плачешь?»

3) Представьте свой плакат «Осторожно! Штамп!».

Станция 2: «Референты».

Проверяется умение составлять такие документы, как доверенность, расписка, заявление, автобиография, деловое письмо. Учащимся предлагаются тексты, в которых необходимо устранить стилистические ошибки.

– Вспомните структуру доверенности, расписки, делового письма. Внимательно изучите образцы. Сохранив содержание, устраните стилистические ошибки.

Доверенность

Дорогой почтальон Печкин! Я жду посылку от моего дяди. Он у сторожа живет на гуталинном заводе. У него гуталина завались! Не знает, куда его девать! Вот и шлет всем.

Я должен в поле уйти. Корову доить. Мурку мою. Если меня дома не будет, отдайте, пожалуйста, посылку Шарику. Очень вас прошу.

Матроскин. Кот

Расписка

Спасибо вам, дорогие ученые!

Ура! Наконец-то получили мы от вас солнце домашнее. А то дядя Федор не велит природу на дрова пилить. Не понимает, что замерзнем мы все, если печь дровами не топить.

А зима пройдет, и солнце ваше мы вернем тут же. Тогда уж настоящее греть будет.

Только, пожалуйста, почтальону Печкину ничего не говорите. А то он с виду только добренький, а сам вредный и любопытный.

Кот Матроскин

Деловое письмо

Когда двое мальчишек в школе говорят между собой, никого не удивит реплика: «Ты опять «пару» хватанул? Эх ты! То «пара», то «кол»… «Срежешься» на экзаменах и выставят из школы». Но если вы увидите письмо директора школы к родителям ученика, в котором говорится: «Уважаемый Иван Петрович! Поскольку Ваш сын опять хватанул «пару», а в дневнике у него то «пара», то «кол», он, несомненно, «срежется» на экзамене, и я буду вынужден выставить его из школы…», – вы решите, что директор – странный человек.

Сохранив содержание, устраните стилистические ошибки. Напишите деловое письмо родителям ученика.

Образцы:

Доверенность

Я, ____________________________________

доверяю_______________________________

получить причитающуюся мне за __________________

200_ года зарплату

число_______________ подпись____________

 

Расписка

Я, ______________________________________

получил от_______________________________

(что, в каком количестве) __________________

________________________________________

Обязуюсь вернуть_________________________

число______________ подпись____________

 

Деловое письмо

Речевые стандарты:

Сообщаем (Вам о том), что ______________________

Доводим до Вашего сведения, что ________________

Ставим Вас в известность (о том, что) _____________

Не забудьте использовать производные предлоги:

(в)следствии.., (в)виду, (в)течении.., (в)продолжении…

 

Станция 3: «Консультанты».

Консультанты разъясняют лексическое значение предложенных слов и определений и то, как правильно написать слово.

Объясните значения слов: авторитет, эталон, резолюция, компетентность, профессия, должность.

Докажите многозначность слова программа, составив с ним словосочетания или предложения.

Орфографическая страничка.

..дм..н..страц..я, з..веду..щий, с..кр..тарь, оф..ц..альный, в..(с, сс)т..н..вить, кв..л..ф..кац.я, р..з..люц..я, уч..реждение, о(ф, фф)ис, к..нкуренц..я, пр..зидент, м..н..стерство, орг..н..зац..я, а..т..б..графия, пр..зид..ум, пр..бле(м, мм)а, пр..гре(с, сс), пр..(ф, фф)е(с, сс)ия, р..путац..я, сп..ц..альность, ун..в..рсальный, труж..(н, нн)ик, ин..ц..ативный, пр..гра(м, мм)а, к..(л, лл)..кти.., иметь (в)виду следу..щее, впосле..стви.., (в)т..чени.., (в)пр..д..лжени.. месяца, (в)виду (не)д..статка мат..р..алов, (по)вид..м..му, пр..изво..ство, пр..мышл..(н, нн)ость, ра(?)ётл..вый, к..мп..тентный, д..кумент, (по)изучени.. вопроса, (по) полчени.. письма.

Станция 4: «Психологическая служба».

«Психологам» предлагается составить для своего «шефа» конспект главы из книги Д. Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» (Проверяется умение составить конспект по опорной схеме). Также «психологи» должны, заметив в высказываниях «шефа» резкие слова, так или иначе смягчить их, употребив соответствующие слова и словосочетания.

1) Прочитайте отрывок книги Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей».

2) Составьте план-конспект по схеме:

3) Используя необходимые слова, снимите категоричность высказывания, создайте возможность тактичного речевого обращения в условиях обсуждения.

Например: Возможно, со временем вы измените свое мнение.

Нельзя!

– Вы не правы.

– Это абсолютно неверно.

– Ну и глупости вы говорите.

– Я вам докажу, что это не так.

– Послушайте лучше, что я скажу.

Нужно.

Станция 5: «Рекламное агентство».

Рекламные агенты должны проанализировать рекламу конкурентов и подготовить собственный вариант рекламы.

1) Объясните значение фразеологизмов.

Несколько оставшихся без работы инженеров решили открыть собственное дело. Не откладывая в долгий ящик, зарегистрировали фирму «Левша», намекая на то, что им по силам и блоху подковать. Были они не любители в мутной воде рыбу ловить. Создать хотели не фирму-однодневку, которая пустит пыль в глаза, заморочит людям голову, обберет как липку, оставит после себя филькины грамоты и под сурдинку канет в лету. С такими надо держать ухо востро, чтобы не попасть впросак.

Нет. Наши знакомые во главу угла поставили профессионализм и честность. И хотя не раз повисал над фирмой дамоклов меч, и казалось, что дело табак, работали ребята засучив рукава. Сейчас «Левша» в зените славы, заткнув за пояс конкурентов, пожинает заслуженные лавры, являясь первой величиной в отечественном приборостроении.

2) Используя полученную информацию, составьте характеристику данной фирмы. Покажите, чем занимается фирма «Левша».

Оценка работы учащихся. Обобщение учителя по игре.

Домашнее задание.

1) Придумать название команды, девиз, эмблему.

2) Создать рисунок-плакат «Осторожно! Штампы!»

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×