Внеклассное занятие "Нормы жизни в обществе" | Царева Елена Викторовна. Работа №308664
Социальные нормы — это исторически сложившиеся и принятые в обществе правила поведения, регламентирующие отношения между людьми.
Наличие социальных ценностей и норм — неотъемлемый признак любого общества. В определённый момент развития человечества люди поняли, что для совместного выживания им необходимо договориться о правилах поведения, обязательных для всех участников сообщества.
Правовые нормы устанавливаются государством и реализуются при помощи его авторитета и принудительной силы. Они всегда выражены в письменной форме — законах или других нормативных актах. С помощью этих правил регулируются все важнейшие общественные отношения — политические, экономические, культурные и другие. Примером норм права могут служить положения Конституции РФ.
Тема "Нормы жизни в обществе"
Цель: формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры у школьников.
Задачи:
Способствовать развитию критического осмысления своих и чужих поступков;
Формировать активную жизненную гражданскую позицию, умение говорить “нет”
в ситуации нравственного выбора;
Воспитывать ценностное отношение к правовым нормам
Ход занятия
1. Организационный момент.
Подготовка к активной познавательной деятельности.
Вступительное слово.
2. Основная часть.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Наше занятие хочу начать со слов: «Помни, что ты Человек». Ведь когда каждый из нас говорит о себе, то всегда начинает со слова «Я… такой», «Я … сделал то-то», «А какой ты?».
Возьмите чистый лист бумаги поставьте в центре букву «Я», от неё стрелочками укажите качества присущие вам. Время на выполнение 5 минут.
Вы, уже взрослые, все посещаете школу и должны знать, по каким нормам живет человек в обществе. Есть две нормы жизни: мораль и право. Рассмотрим их отличия.
Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека. Эти нормы морали нигде не записаны. Придумали люди. Люди знают, что такое добро, что такое зло, что такое справедливость. Зная это, они определили для себя, что можно делать в обществе, а чего нельзя. За их нарушение наступает моральная ответственность (моральное порицание, неодобрение) в виде осуждения со стороны тех, кто с ним не согласен.
Право – это обоснованная свобода и возможность поведения, принятые в обществе. Юридическое Право – это система общеобязательных норм (правил), установленных или санкционированных государством, направленных на урегулирование общественных отношений и обеспечиваемых мерами государственного принуждения. Прописано это в Конституции, законах. Государство следит за тем, чтобы эти нормы обязательно соблюдает. Если же этого не происходит, государство принуждает их соблюдать. Тогда наступает его правовая (юридическая) ответственность.
Воспитатель: Для вас задание, постарайтесь определить нормы морали, которые нарушил Анатолий:
Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла от радости). Мама просила быть дома в 13 часов – к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе яблоко. Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. “А нам не задали”, – сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь, домой, увидел на земле кошелек. Озабоченная женщина, глядя в землю, ходила рядом. Толик незаметно поднял кошелек и побежал покупать мороженое. У перехода через улицу стояла слабовидящая старушка. Толик рванулся через улицу прямо к магазину (обсуждение).
Воспитатель: Следующее задание: какие поступки регулируются моралью, какие – правом. А какие регулируются одновременно и моралью и правом? Я их буду перечислять, а вы отвечайте:
Распивать алкогольные напитки;
Ловить рыбу;
Угрожать расправой;
Бить стекла;
Завидовать;
Лгать;
Не дружить со слабыми;
Разводить костры;
Не платить налоги;
Брать чужие вещи;
Ломать деревья;
Перебегать улицу.
Притча о мышке и мышеловке
Однажды мышь заметила, что хозяин фермы поставил мышеловку. Она рассказала об этом курице, овце и корове. Но все они отвечали: "Мышеловка - это твои проблемы, к нам она никакого отношения не имеет!"
Чуть позже в мышеловку попалась змея - и укусила жену фермера. Пытаясь ее излечить, жене приготовили суп из курицы. Потом зарезали овцу, чтобы накормить всех, кто приехал навестить больную. И, наконец, закололи корову, чтобы достойно накормить гостей на похоронах.
И все это время, мышь наблюдала за происходящим через дырочку в стене и думала о вещах, которые ни к кому никакого отношения не имеют!
Мораль: Если Вас что - то не касается напрямую, не думайте, что это что-то не ударит Вас по голове.
Устав школьника
- Нас много и мы все разные! Учитывая это, старайся вести себя так, чтобы людям с тобой было хорошо. Уважай чужое мнение.
- Трудные обстоятельства и тяжёлые условия не оправдывают дурные поступки и поведение. Порядочный человек в любых обстоятельствах остаётся человеком чести.
- Радуйся успехам своих одноклассников. Стремись жить с пользой для людей и для себя. Помни, добрые дела делаются не для награды, а для души.
- Дорожи школьным товариществом, оно на всю жизнь.
- Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: А закончить наше занятие хочу словами Вильяма Шекспира:
Настоящий друг везде
Верен в счастье и в беде,
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь – он спать не может,
И во всем без дальних слов.
Он помочь тебе готов.