Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Внеклассное занятие "В мире хвойных растений" | Уткина Ольга Анатольевна. Работа №355808

Дата публикации:
Автор:
Описание:

закрепить знания о видах хвойных растений, произрастающих в Тындинском районе, научить распознавать хвойные деревья по внешним признакам и давать им сравнительную характеристику.

Задачи: 1. Выяснить значение хвойных растений в жизни лесного сообщества.

2.Практическим путем определить отличительные признаки шишек хвойных растений.

3.Изучить влияние фитонцидов на микроорганизмы. (Выполнение практической работы).

 

4.. Воспитывать бережное отношение к лесному сообществу.  Конкурс творческий «Сохраним елочку – зеленую иголочку»

 

 

«В мире хвойных растений»

(интеллектуально - познавательная игра)

 

Цель занятия: закрепить знания о видах хвойных растений, произрастающих в Тындинском районе, научить распознавать хвойные деревья по внешним признакам и давать им сравнительную характеристику.

Задачи: 1. Выяснить значение хвойных растений в жизни лесного сообщества.

2.Практическим путем определить отличительные признаки шишек хвойных растений.

3.Изучить влияние фитонцидов на микроорганизмы. (Выполнение практической работы).

4.. Воспитывать бережное отношение к лесному сообществу. Конкурс творческий «Сохраним елочку – зеленую иголочку»

 

Оборудование: ноутбук, презентация к мероприятию, интерактивная доска, проектор. Набор шишек сосны, микроскопы, микролаборатория,.вытяжка из сосны.

План проведения игры.

1.Вступительное слово ведущего игры.

2. Визитная карточка команд участниц.

3. Ознакомление с правилами игры и последовательности проведения конкурсов.

4. Выполнение командами конкурсных заданий.

5. Работа жюри по подведению итогов. (Знакомство со членами жюри, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл, за практическую работу – 10 баллов, за выполнение творческого задания – 20 баллов).

6. Подведение итогов, награждение.

Действующие лица: два ведущих.

 

 

Ход мероприятия.

 

Вед.1 Я предлагаю вам отправиться в удивительное место.

Вед.2 О том, куда мы отправимся, вы узнаете, прослушав эти строки:

Сосны, ели – хвойный лес,

Много в нем для нас чудес

Как деревья хороши – Вечно зелены они!

Вед.1 Правильно, мы будем путешествовать по хвойному лесу.

Вед 2. Большую площадь Тындинского района занимают хвойные породы деревьев.

Вед.1. Что вы знаете о хвойных растениях?

Вед.2 Это мы выясним по результатам проведенной викторины.

Викторина. «Хвойные растения»

1Какие хвойные растения вы знаете?  (Ель, сосна, лиственница, кедр, пихта, туя, можжевельник)

2.Какое хвойное дерево сбрасывает свой летний наряд? (Лиственница)

3.Каких писателей и поэтов вдохновляла сосна? Лермонтова, Есенина

4.Кому принадлежит высказывание: «Сосна – самое прекрасное и свободное дерево России»?  (М. Пришвину)

5.Почему смолу хвойных называют «живицей»? Так как смола способствует заживлению ран на дереве)

6.Почему хвойные остаются зимой зелеными? Хвоя (так называют листочки ели, сосны и др.) по факту являются достаточно тонкими иголочками, которые покрыты плотной оболочкой. Процесс испарения воды зимой, благодаря такой форме затруднен, а находящиеся в хвое эфирные масла не дают замерзнуть в холодные месяцы. Вдобавок в зеленых листочках-иголочках с лета собираются необходимые для жизнедеятельности дерева вещества и влага. Замена хвои на новую - явление постоянное. Вот поэтому хвойные — это вечнозелёные растения.

7.От какой болезни лечили в Сибири хвоей? (Цинги)

8.Какая птица способствует распространению кедровой сосны? (Кедровка)

9.Как вы понимаете выражение: «Сосна – индикатор загрязнения воздуха».

10.Как можно подсчитать возраст хвойного дерева?

(Возраст хвойного дерева можно определить по мутовкам ветвей на стволе дерева, подсчитав их и прибавив два первых года жизни, когда у хвойных деревьев ветки не отрастают).

11.. Из какого дерева получают витаминную муку и искусственную шерсть? (Из хвои сосны).

12.. Почему после снегопада в хвойном лесу на почве меньше слой снега, чем в лиственном?

(Значительная часть снега задерживается на хвое и не падает на землю).

13. Какое хвойное дерево считается самым музыкальным? (Ель. Из ели делают пианино, балалайки, гитары)

14. Как часто называют ветку хвойного дерева? (Лапа)

15.В каких месяцах раскрываются шишки сосны? (Январь – февраль)

Вед.2.

Здравствуй, хвойный старый лес!

Шум верхушек до небес,

Хруст ковра, опавшей хвои,

Сухостоя под ногою…

Вед.2. Интересно, а различаются ли все хвойные растения по строению хвоинок?

Вед.1. Это сейчас выяснят представители наших команд, выполнив следующее задание.

Листья – иголочки

Установите соответствие между хвойными растениями по описанию его хвои

1

Хвоинки плоские. Мягкие, тупые, имеют две белые полоски с одной стороны.

Г

2

Хвоинки длинные, острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по две вместе.

Б

3

Хвоинки короткие, жесткие, острые, четырехгранные сидят поодиночке.

В

4

Хвоинки светло – зеленые, мягкие, сидят пучками, как кисточки, опадают на зиму

А

А Лиственница Б. Сосна В. Ель Г. Пихта

Вед 1 В каком возрасте появляются шишки у ели? (35 – 40 лет).

Вед.2. Знаете ли вы, что шишка – это видоизменный побег, развивающийся на концах веток хвойных растений виде маленьких образований, покрытых чешуйками.

Вед.1 Шишки хвойных растений отличаются по форме, размерам, окрасу.

. Проверим эти данные, выполнив практическую работу.

 

Практическая работа.

Строение шишек хвойных растений

Цель работы: выяснить отличительные особенности шишек хвойных пород деревьев.

Оборудование: шишки различных хвойных пород (лиственницы, ели,сосны, кедрового стланика), линейка, лупа.

Ход работы.

Рассмотрите форму, размеры, окраску шишек разных растений.

Линейкой измерьте длину шишек, определите их цвет.

Полученные данные занесите в таблицу.

Сделайте вывод.

 

Отличительные признаки шишек хвойных растений

 

Название растения

Длина

шишек

Форма

Цвет

шишек

Длина чешуек

Лиственница

 

 

 

 

Ель аянская

 

 

 

 

Кедровый стланик

 

 

 

 

Сосна обыкновенная

 

 

 

 

Вывод:

 

 

 

 

 

Вед.1. Почему в лесу так хорошо дышится?

Вед.2. Потому, что растения выделяют вещества – фитонциды, убивающие микроорганизмы.

Вед.1. Чемпионы по выделению фитонцидов – хвойные растения.

Вед.2. Проверим опытным путем эти данные.

 

Практическая работа.

Влияние фитонцидов на микроорганизмы.

Ход работы.

1.Возьмем вытяжку из листьев сосны.

2.В небольшой стакан (50 -100мл) поместите комочек лесной почвы, добавьте немного воды, перемешайте; дайте осесть твердым почвенным частицам. Возьмите пипеткой каплю воды из стакана, нанесите ее на предметное стекло и закройте покровным стеклом.

Рассмотрите препарат сначала под микроскопом. Обратите внимание на их активное движение в капле воды.

3.Добавьте под покровное стекло каплю приготовленной вытяжки из листьев хвойных растений.

4. Наблюдайте движение простейших в течение нескольких минут.

Объясните изменение активности почвенных микроорганизмов до и после соприкосновения с фитонцидами

Объясните, какое значение имеет изучаемое Вами явление.

Данные, полученные в ходе эксперимента, занесите в таблицу.

 

 

Активность простейших до соприкосновения с фитонцидами

Активность простейших после соприкосновения с фитонцидами

Время реакции

Примечания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вед2. Какой можно сделать вывод:

 

Вед.1. «Лес не только украшает и оздоравливает Землю, но и поддерживает самую жизнь на Земле». К Паустовский.

Вед.2. Хвойный вопрос, так называется следующее задание для наших конкурсантов.

Прочитайте описание хвойных растений. Попробуйте выяснить, к какому растению соответствует данное описание.

«Хвойный вопрос»

 

1.

Основная лесообразующая порода России. Растет на разнообразных почвах, но предпочитает пески. Нередко ее высаживают, чтобы задержать наступление песков. На укороченных побегах по две хвоинки. Шишки небольшого размера. Светолюбивое растение. Дает хорошую строевую и поделочную древесину; из смолы получают скипидар, канифоль.( Сосна)

 

 2.

Светолюбивое дерево, образующее светлые леса. Древесина твердая, смолистая, долговечная. На укороченных побегах — пучки мягкой хвои, ежегодно на зиму сбрасываемой. Шишки мелкие, созревают в течение года, но держатся на ветвях несколько лет. (Лиственница)

 

 

3. 

Высокое дерево, образующее леса на

обширной территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. На укороченных побегах — пучки из 5 хвоинок. Дает ценную древесину и крупные съедобные семена, называемые  орешками, из которых добывают ценное масло.(Кедровый стланик)

 4

Самое высокое дерево из распространенных в России хвойных растений — достигает 70 м. Укороченных побегов нет. Хвоя одиночная, плоская. Шишки прямостоячие, при созревании рассыпающиеся. Образует темнохвойные леса на обширной территории Сибири. Древесина используется в производстве бумаги, из коры добывают ценный бальзам.

(Ель)

 5.

Наиболее богатый видами род хвойных деревьев и кустарников. Листья игловидные или чешуевидные, расположенные скученно на побегах. Женские шишки имеют сочные чешуйки, образующие своеобразные «ягоды» с семенами. Их используют для приготовления крепкого напитка.

(Можжевельник)

 

Вед.1. Хвойный лес, здесь сосны, ели

Корабельные стоят

Их стволы, ну словно свечи,

Стройно выстроены в ряд.

Вед.2. .Мы продолжаем путешествовать по хвойному лесу и предлагаем вам ответить на вопросы биологических задач.

Биологические задачи

Во время эпидемии гриппа врач посоветовал пациенту прогулки в сосновом лесу. Почему? Прав ли

он?

(

Да, сосны выделяют много фитонцидов).

 

Как –то в Сибирь приехал ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:

Это хвойный лес?

–Хвойный.

– А где хвоя?

–Опала

-По чьей вине?

-Природы.

-Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!

Придется ли лесничему отвечать за гибель леса? (Нет)

 

Леснику предложили выбрать себе участок леса для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу или сосновом бору?

( В

сосновом)

4.Именно эти хвойные деревья высаживают вдоль железных дорог для задержания снега и предотвращения наводнения. Их тонкие стволы в течение многих столетий двигали корабли, поддерживая паруса, подгоняемые ветром. Назовите это дерево.

5.Еще древние греки, нагревая в покрытом сверху войлоком смолу сосны, получали лекарство, которое и в наши дни применяется от кашля. Назовите данное лекарственное средство. (Скипидар)

 

Вед.2.В 1903г. русская писательница Раиса Адамовна Кудашева стала автором популярной новогодней детской песенки.

Вед.1. Процитируйте первые строчки, которые известны абсолютно всем.

. «В лесу родилась ёлочка».

Вед.2. Следующий конкурс творческий «Сохраним елочку – зеленую иголочку»

Вед. 1.Встреча Нового года — любимый и радостный праздник, а ёлка — символ этого праздника. Но ведь радость можно создать, и не принося вреда живому. Ведь символы мы можем смастерить сами, своими руками.

Вед.2.А ёлочки пусть останутся в лесу, радуют нас своей красотой, очищая нашу планету и защищая от последствий неразумных действий человека.

Вед1. Я с детства обожаю хвойные леса,
Боры в Европе и тайгу в Сибири.
Спасибо Природе за эти чудеса,
Что родину мою так щедро одарили.

Вед2. Слово предоставляется жюри.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

г. Тынды Амурской области

 

 

 

 

 

«В мире хвойных расений»

 

(внеклассное занятие)

 

 

 

 

Автор: Уткина Ольга Анатольевна, учитель биологии

МОБУ СОШ №6 г. Тынды

руководитель школьного лесничества «Лесовичок»

 

 

 

 

 

 

г. Тында 2024

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×