Внеурочная деятельность " Тропинка к своему Я" | Потехина Зинаида анатольевна. Работа №309701
Разработана программа внеурочной деятельности для начальной школы. Раскрывается проблема сохранения " внутреннего ребёнка"Потеря контанка со своим " внутренним Ребенком" может обернуться нарушением психологического здоровья, но и приведет к снижению способности к творчеству и продуктивности. многие взрослые забыли о существовании ребенка в себе, рапслачиваясь за это потерей вкуса, радости к жизни. поэтому взрослым имеет смысл начать с себя, а потом бережно поддерживать искреннего, спонтанного, интуитивного ребенка в наших детях.
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Черепанова»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Тропинка к своему Я»
(Направление: социальное
для 1 – 4 классов
Срок реализации: 4 года)
Программу разработала:
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №3 г.Черепанова»
Потехина Зинаида Анатольевна
г.Черепаново, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом программы воспитания, основной образовательной программы начального общего образования, на основе программы «Тропинка к своему Я». Автор - Хухлаева О.В.
Курс внеурочных занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:
- осознание себя с позиции школьника;
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях;
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;
- способность справляться со страхами, обидами, гневом;
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам;
- умение справляться с негативными эмоциями;
- стремление к изучению своих возможностей и способностей;
- успешная адаптация в школьной жизни.
Цель курса: создание условий для формирования у обучающихся умений и способностей понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, в школьном социуме.
Задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
4. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
5. Формировать терпимость к мнению собеседника.
Место курса «Тропинка к своему Я» в плане внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» позволяет реализовать межпредметные связи с учебными предметами «Литературное чтение» (разделы «Произведения о детях и для детей», «О детях и дружбе», «Произведения о маме», «О наших близких, о семье»), «Окружающий мир» (разделы «Человек и общество», «Правила безопасной жизни»).
Курс эффективно работает в связи с другими дисциплинами: математика, русский язык, где темы являются практическим продолжением изученного и могут выражаться:
в проведении совместных уроков по информационным технологиям (диагностика и обработка данных на компьютерах);
в подготовке исследовательских работ (работа с литературой, составление пл
анов собственных исследований).
Программа курса составлена из расчета 1 час в неделю.
Общий объём учебного времени составляет 135 часов.
Планируемые результаты освоения курса «Тропинка к своему Я»
В результате изучения курса в школе у обучающихся будут сформированы следующие результаты.
Личностные результаты
Личностные результаты изучения курса характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности.
Эстетического воспитания:
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведения в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
проявление бережного отношения к природе;
неприятие действий, приносящих вред природе.
Ценности научного познания:
формирование первоначальных представлений о научной картине мира;
осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
Метапредметные результаты
Универсальные познавательные учебные действия:
базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
оценивать свой вклад в общий результат.
Универсальные регулятивные учебные действия:
самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
1 класс
осознавать собственную полезность и ценность;
работать в группе, в коллективе;
взаимодействовать с учителем и сверстниками;
приобретение чувства уверенности в себе;
через игровые роли и сказочные образы осознавать собственные трудности;
успешная школьная адаптация
.
2 класс
знать
основные способы психологического взаимодействия между людьми;
получать удовольствие от процесса познания;
успешное
взаимодействия с ровесниками;
через игровые роли и сказочные образы и осознавать
собственные трудности.
3 класс
знать
приемы повышения собственной самооценки;
преодолевать возникающие в школе трудности;
адекватно анализировать собственные проблемы;
через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причин
ы.
4 класс
осознание своего места в мире и обществе;
психологически справляться с неудачами;
получать
опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности;
через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления;
Содержание программы
Содержание
Формы
Виды деятельности
1 класс
1.Я –школьник.
2. Мои чувства.
Игровая, беседа, обсуждение, ролевая игра.
«Рисунок имени»; разминка «Ролевая гимнастика»; практическая работа; имитация; творческая работа; профориентация; способ ответа по команде; конкурсы. Ролевые игры.
2 класс.
1.Вспомним чувства.
2.Качества людей.
3.Какой Я – Какой Ты.
Групповая, игровая, практическая, ролевая игра, соревнование, беседа, выставка рисунков, обсуждения.
Разминка « мячик», рисунок « общая радость», игра « Угадай, чьи качества», первичное восприятие сказки в виде рисунка( слушают и сразу рисуют), разминка «массаж чувствами) Ролевые игры.
3 класс.
1.Я – фантазер.
2.Я и моя школа.
3.Я и мои родители.
4.Я и мои друзья.
5.Что такое сотрудничество?.
Игра, соревнование, спектакль, праздники, групповая, встречи, посещение музея, ролевая игра.
Разминка «Закончи предложение», фантазирование, ролевые игры, ассоциации, неоконченные предложения, рисунок во время прослушивания, игра « спасибо тебе». Вальс « дружбы». Ролевые игры.
4 класс.
1.Кто я? Мои особенности и возможности.
2.Мой класс и мои друзья.
3.Мое прошлое , настоящее, будущее.
Беседа, проектная деятельность, выставка рисунков, обсуждение, дискуссия, работа в парах, ролевая игра.
Профориентация, введение понятий «внутренний мир человека», разминка « интервью», разминка « один, два, три», копилка способов для дружбы, для определения лидерства игра « фломастеры», раздача званий и тутулов. Ролевые игры.
Формы учета знаний: ролевые игры, дифференцированные карточки-задания, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; творческие задания.
В силу специфики внеурочных занятий полагается целесообразным применять диагностические методики. Все применяемые в курсе психодиагностические методы по целевому назначению можно разделить на три группы: диагностика внутри предмета (как дидактический прием), диагностика усвоения знаний и диагностика развития личности.
Диагностика внутри предмета включается в структуру занятия и позволяет быстро проиллюстрировать теоретический материал. От конкретной методики можно оттолкнуться во введении к теме, использовать ее как прием в проблемном обучении, а также показать, каким образом психологическое знание реально работает на практике. Для диагностики внутри занятия наиболее подходят популярные методики, которые достаточно просты в использовании и обработке: опросники, методики незаконченных предложений, анкеты, некоторые рисуночные методики.
Диагностика усвоения знаний предполагает использование методик, позволяющих выявить объем и структуру усвоенных знаний. Здесь могут быть рекомендованы вербальная ассоциативная методика «Пятиминутка» и методика «Диагностика усвоения знаний» (Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: учебно-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 288 с.), сочинения на тему занятия и другие контрольные задания. Критерием оценки успешного продвижения служит сформированность соответствующих отношений, и эта оценка может быть выражена в характеристиках: хорошо владеет знаниями, правильно применяет их на практике, анализирует ситуацию, может управлять своим поведением. Весьма существенную информацию об эффективности усвоения знаний дают методы, используемые для диагностики развития. Это связано с тем, что если усвоение действительно происходит, то его влияние обязательно найдет свое отражение в поведении и особенностях психологического развития подростка.
Диагностика развития предполагает использование более сложных психодиагностических методик. В виде итоговой аттестации используются творческие работы, дневники достижений.
При проведении внеурочной деятельности в 1- 4 классах необходимо использование следующих технологий:
Личностно-ориентированные технологии.
Технологию
разноуровневого
(дифференцированного) обучения.
Диалогические технологии.
КСО
Технологии проблемного обучения
(исследовательский метод).
Коммуникативно-информационные технологии.
Технология учебно-игровой деятельности.
Технология проектной деятельности.
Тематическое планирование
Номер
Тема
Количество часов
1 класс
1.
Я умею управлять собой.
2
2.
Я умею преодолевать трудности.
2
3.
Я умею слушать других.
2
4.
Я умею учиться у ошибки.
2
5.
Я умею быть доброжелательным.
2
6.
Я - доброжелательный.
1
7.
Я умею быть ласковым.
1
8.
Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе с другими.
2
9.
Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого.
2
10.
Я учусь решать конфликты.
2
11.
Я умею разрешать конфликты.
1
12.
Радость. Что такое мимика?
1
13.
Радость. Что такое жесты?
1
14.
Радость. Как ее доставить другому?
1
15.
Радость можно передать прикосновением?
1.
16.
Грусть.
2
17.
Страх.
1
18.
Страх. Как его преодолеть?
1
19.
Гнев. С каким чувством он дружит?
1
20.
Гнев и его польза?.
1
21.
Обида.
2
22.
Разные чувства.
1
23.
Итоговое.
1
Итого: 33 часа
2 класс
1.
Вспомним чувства.
Мы рады встрече.
Понимаем чувства другого.
Мы испытываем разные чувства.
Мы испытываем разные чувства (продолжение)
6
2.
Качества людей.
Люди отличаются друг от друга своими качествами.
Хорошие качества людей.
Самое важное хорошее качество.
Кто такой сердечный человек?
Кого называют « доброжелательным человеком?»
Трудно ли быть доброжелательным человеком?
Я желаю добра ребятам в классе.
Чистое сердце.
Какие качества нам нравятся друг в друге?
Какими качествами мы похожи, а какими различаемся?
Каждый человек уникален.
В каждом человеке есть темные и светлые качества.
16
3.
Какой Я – Какой ты.
12
Какой Я?
Какой Ты?
Какой ты? Учимся договариваться.
Трудности второклассника в школе, дома, на улице.
Школьные трудности.
Школьные трудности
(
продолжение)
Домашние трудности.
Домашние трудности
(
продолжение).
Итоговое.
Итого: 34 часа.
3 класс
1.
Я – фантазёр.
Я – третьеклассник.
Кого можно назвать фантазёром?
Я умею фантазировать!
Мои сны.
Я умею сочинять.
Мои мечты.
Фантазия и ложь.
9
2.
Я и моя школа.
Я и моя школа.
Что такое лень?
Я и мой учитель.
Я и мой учитель (продолжение).
Как справляться с «
Немогучками
?»
8
3.
Я и мои родители.
Я и мои родители.
Я умею просить прощения.
Почему родители наказывают детей?
6
4.
Я и мои друзья.
Настоящий друг.
Умею ли я дружить?
Трудности в отношениях с друзьями.
Ссора и драка.
4
5.
Что такое сотрудничество?
Что такое сотрудничество?
Я умею понимать
другого
.
Я умею договариваться с людьми.
Мы умеем действовать сообща.
Что такое коллективная работа?
Итоговое.
7
Итого: 34 часа.
4 класс
1.
Кто я? Мои особенности и возможности.
Как я изменился летом?
Кто я?
Расту
=взрослею
?
Мои способности.
Мои интересы.
Мой путь к успеху.
Мой внутренний мир.
Уникальность внутреннего мира.
Мой внутренний мир и мои друзья.
14
2.
Мой класс и мои друзья.
Мои друзья- девочки и мальчики.
Мой класс.
Мои одноклассники.
Мои
одноклассники
– какие они?
Какие ученики мои одноклассники?
Лидерство в классе.
Конфликты в классе.
Взаимопомощь в классе.
10
3.
Мое прошлое, настоящее и будущее.
Моё детство.
Моё настоящее.
Моё будущее.
Мой будущий дом.
Моя будущая профессия.
Моё близкое будущее – 5 класс.
Что нового меня ждет в 5 классе.
Итоговое.
10
Итого: 34 часа.
Приложение
Методика "Определение мотивов учения" для 1 класса
Методика изучения мотивации учащихся
Автор М.Р. Гинзбург
Цель: Определение мотива учения первоклассников.
Инструкция. Ребята, я сейчас расскажу вам о детях, которые ходят в школу по разным причинам. Потом я вам дам задание, поэтому слушайте внимательно и запоминайте, почему дети ходят в школу.
Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил" (рис. а).
Второй мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился" (рис. б).
Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть"(рис. в).
Четвертый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким" (рис. г).
Пятый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что надо учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем захочешь" (рис. д).
Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки" (рис. е).
Слушайте внимательно: на кого ты хотел бы быть похожим: выбери одного мальчика или девочку и поставь «+» рядом с выбранной картинкой. Все поняли? Готовы?
:
Из ответов-выборов будущих первоклассников делается вывод о сущности ведущего мотива будущей учебной деятельности.
Выбор ребенком одной и той же картинки три раза подряд, а также ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива.
Выбор ребенком одной и той же картинки два раза подряд и ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива, а также другого мотива, менее значимого.
Если ребенок выбирает три разных картинки и осознанно объясняет свои выборы, то это свидетельствует о разносторонней мотивации, по ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.
Когда ребенок выбирает 3 разных картинки и не может рационально объяснить свои выборы, это может свидетельствовать о недостаточном развитии мотивационной составляющей при подготовке к школе. Но условно ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.
Для отслеживания дальнейшей результативности процесса формирования учебной мотивации у учащихся целесообразно выявить уровень мотивации в целом.
Внешний мотив - 0 баллов;
Игровой мотив - 1 балл;
Получение отметки - 2 балла;
Позиционный мотив - 3 балла;
Социальный мотив - 4 балла;
Учебный мотив - 5 баллов.
Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации.
ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА УРОВНЕЙ МОТИВАЦИИ
Уровни
мотивации
Выбор 1
Выбор 2
Выбор 3
Общая оценка
в баллах
I
5
5
5
13 - 15
II
4
4
4
10 - 12
III
3
3
3
7 - 9
IV
2
2
2
4 - 6
V
0 - 1
0 - 1
0 - 1
0 - 3
Количественный:
I - очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;
II - высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов;
III - нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов;
IV - сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов;
V - низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.
Качественный:
Внешний - собственного желания ходить в школу ребенок не проявляет, школу он посещает только по принуждению.
Учебный - ребенку нравится учиться, нравится посещать школу.
Игровой - в школе ребенку нравится только играть, гулять, общаться с детьми.
Позиционный - ребенок ходит в школу не для того, чтобы овладевать учебной деятельностью, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых.
Социальный - ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, - так говорят родители.
Отметка - ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель.
2 класс
Входная диагностика « Какой Я»
По методике «Какой Я» Сьюзен Деллингер.
Цель: диагностика учащихся в целях, выявления индивидуально-типологических различий личности учащегося и особенностей его поведения.
( данная таблица – образец).
№
Качество личности
да
нет
Иногда
Не знаю
1.
Хороший
2.
Добрый
3.
Умный
4.
Послушный
5.
Вежливый
6.
Честный
Данная диаграмма показала, что качества личности ребенка приблизительно равна. Но есть проблема – вежливость.
Вывод: очень важно при планировании внеурочных занятий учитывать специфику класса, ориентироваться на свой стиль работы и собственные задачи при работе с детьми.
Приложение
Игры во внеурочной деятельности
«Тропинка к своему Я»
Методические рекомендации по проведению игр
Учитель начальных классов
МАОУ «СОШ№3 г. Черепанова»
Потехина Зинаида Анатольевна
№
Название игры
Правила
1
Ролевая гимнастика
Выбирается ведущий, который показывает карточки с изображением различных животных. Дети по очереди их изображают.
2
Работа в парах «Изобрази предмет»
Это игра -пантомима. Нужно уметь выражать эмоции, чувства с помощью жестов.
3
«Буквы на спине».
На спине игроков крепятся буквы, из которых можно составить слово.
Командам задается вопрос, игроки должны выстроиться так, чтобы получился ответ, из имеющихся букв.
4
« Клубок ниток»
Для выполнения задания следует приготовить клубок ниток. Учитель произносит, что когда он заходит в класс, чувствует, как между детьми тянутся ниточки тепла и нежности друг к другу, что образуется комочек тепла, который охватывает всех. Затем он обматывает ниточку вокруг ладони одного ребенка со словами: «Ты - частица клубочка тепла, потому что ты ...» Потом тянет клубочек к следующему ученика и так, пока все будут объединены нитью. Тогда учитель предлагает почувствовать, как через ниточки они получают тепло от других детей, и назвать их имена. Затем нить разрезают и отдают каждому ребенку как знак теплых отношений в классе.
5
Рисунок имени
Беседа о профессиях, о том, кем они хотят быть в будущем. Ребёнок выбирает себе героя из профессии, рисует рисунки к его деятельности. Затем пишет свое имя и изображает в виде рисунка предмет, связанный с его выбором профессии.
6
Сказка ФЛО
ФЛО –это маленький житель. Придумывание сказок с этим жителем: например, ФЛО и Листошум». Если дети не умет писать, можно составлять сказку в виде рисунков и затем, устно объяснить.
Список литературы
Айзенк
Р.
По
знай свои способности! М.,
Вачков
И.В.
Психология для малыше
й. М.: Педагогика – Пресс,
Игры: обучение, тренинг, досуг // под ред.
Петрусинского
В.В. М
.: Новая школа
Никитин Б.П.
Ступеньки к творчеству, или Развиваю
щие игры. М.: Просвещение, 19
Познавательные процессы и способности в обучении //
под ред.
Шадрикова
В.Д.
Самоукина
Н.В.
Игры в школ
е и дома. М.: Новая
Тихомирова Л.Ф.
Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младший подростковый возраст 10 – 14 лет. М.:
Рольф
, 2001.
Фопель
К.
Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения.
В 4-х частях. М.: Генезис, 20
Шмаков С.А.
Игры-шутки, игры-минутки. М.: Новая школа, 1994.
Шуркова
Н.Е.
Собрание пес
трых дел. М.: Новая школа, 1
Интернет-ресурсы
http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;
http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;
http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы;
http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";
www.alleng.ru– сайт информационных ресурсов;
http://www.kinder.ru/default.htm - Интернет для детей;
http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий