Внеурочная деятельность как компонент формирования экологической грамотности школьников

Автор: РЯЗАНЦЕВА АННА ВЛАДИМИРОВНА

В настоящее время новые образовательные программы учебных учреждений предлагают выйти за рамки системы школьных уроков и повысить роль внеурочной работы, которая создаст дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого ребенка. Государственные стандарты обращают внимание педагогов на значимость и необходимость организации образовательной деятельности учащихся за рамками школьных занятий, необходимость организации занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям каждого учащегося. В структуре Базисного образовательного (учебного) плана выделяются три части: инвариантная часть; вариативная часть; внеурочная деятельность. При этом внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Актуальность внеурочной деятельности. В современном мире наблюдаются серьезные изменения в условиях формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспрерывном информационном и всеобъемлющем социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него регулярно воздействуют потоки информации, получаемой из интернета, телевидения, компьютерных игр, кино и даже современных мультфильмов. Социализирующее и воспитательное воздействие (в наибольшей степени негативное) этих и других источников информации нередко является лидирующем в процессе воспитания и социализации. Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей приобретенных в школе и за ее пределами. Так в стенах школы педагог формирует у ребенка системность в знаниях, последовательность в своих суждениях, традиционность, культуросообразность и другие навыки. А вне стен учреждения образования ребёнок сталкивается с бесконечным мельканием информационных отрезков, беспорядочностью мысли, которая лишена линейной последовательности, смешиваются понятия высокой культуры и бытовой обыденности, нет четких границ между культурой и антикультурой.2 Конфликт, между двумя составляющими, которые окружают школьника, меняет структуру мышления ребенка, его самосознание и миропонимание, ведет к формированию неорганичности мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма. Все это подводит педагога к постановке новых стратегически важных задач в вопросах воспитания и социализации школьников и организации работы учащихся в условиях общего образования. Решение этих задач и всестороннее развитие школьника как личности наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Они затрагивают самые основы цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества. И поэтому можно говорить о том, что проблема повышения экологического культурного уровня всего человечества стоит сейчас как никогда остро, так как она связана с безопасностью нашей дальнейшей жизни. Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле. Формирование экологической культуры каждого гражданина и общества в целом является необходимым условием обеспечения выживания человеческого общества в будущем. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы, а это уже вопросы социальной экологии. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества. Все вышеперечисленное демонстрирует необходимость активизации экологической науки и повышения эффективности экологического образования и воспитания для спасения человечества, природы, растительного и животного мира, сред жизни от нарастающего кризиса, касающегося всей планеты. Приучать ребенка ко всему прекрасному, мы начинаем уже с рождения. В детском саду он познает мир, который его окружает, его учат правильно относиться к природе, к окружающим его предметам и объектам. Уже с младшего дошкольного возраста ребенок как губка впитывает, не осознавая того, критерии экологического воспитания. При переходе в систему школьного образования необходимо продолжить это воспитание и дополнить его экологическим образованием, которое даст необходимые представления и навыки для безопасного взаимодействия людей друг с другом и окружающей средой.3 По мнению Ирины Викторовны Цветковой (2000), необходимо формирование системы знаний об экологическом воспитании как важной составляющей развития экологической культуры школьника, которая может быть понимаема как новообразование в личности, основанное на развитии ее интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер и выражающееся в экологически обоснованном взаимодействии человека с окружающей социоприродной средой. Таким образом, перед школой ставится задача совершенствования экологического образования подрастающего поколения, перехода к экологическому образованию для его устойчивого развития. И этого можно достичь лишь при правильном сочетании урочных занятий с внеурочной деятельностью, которые могут быть связаны между собой, дополнять знания полученные на уроке, а так же совершенствовать друг друга. Временные рамки урока, насыщенность школьной программы не всегда позволяют ответить на вопросы, интересующие детей. В связи с чем, основой формирования гражданской позиции и социальной активности может выступить внеурочная деятельность школьников. Она имеет большее временное пространство, большее количество субъектов-участников того или иного вида деятельности, подразумевает коллективную работу и несёт в себе воспитание в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств. Внеурочная деятельность обладает огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно “саморазвиваться” в соответствии со своей шкалой ценностей. Таким образом, внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно- полезную деятельность, неформальную организацию досуга, цель которой способствовать самореализации личности во внеурочное время. Рассматривая внеурочную деятельность как основу процесса формирования гражданской позиции и социальной активности, следует заметить, что внеурочная деятельность, во-первых, должна провозглашать и гарантировать условия осуществления этого процесса. Во-вторых, внеурочная деятельность не должна быть догматичной или приказной и формальной. В-третьих, при организации внеурочной деятельности необходимо максимально опираться на интересы и опыт ребёнка. Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Она понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во4 внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся организаторские, творческие, исследовательские способности, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность» рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач, она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования. В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.5 Внеурочная деятельность школьников – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, совокупность всех видов деятельности школьников позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Посредством внеурочной деятельности в соответствии с основной образовательной программой учреждения образования решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий, а так же предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Изучение экологии и ее вопросов в настоящее время просто неизбежно. Человек проник практически во все среды жизни и сам является средой обитания организмов. Он создал также искусственную среду, в которую так же включаются прямым или косвенным путем все живые компоненты планеты. Изучить вопросы экологии в рамках учебного времени невозможно, поэтому можно предложить основы исследовательской направленности вынести в рамки внеурочной деятельности. Что позволит ребенку раскрыться, провести эксперименты, доказать правоту своих суждений и предложит варианты решения насущных проблем. Если учесть, что цель внеурочной деятельности – это развитие ребенка, которое ориентировано на воспитательные результаты, на приобретение ребенком социальных знаний, то этот процесс невозможен без социальной среды, без участия социума. Результатов можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т.е. познание жизни людей и общества, а так же среда их обитания. Важны не столько фундаментальные знания, но и те, которые нужны человеку для полноценного проживания в его повседневной жизни, успешной социализации в обществе. Таким образом, идеей программы внеурочной деятельности школы является объединение всех образовательных ресурсов социума в единое образовательное пространство, школа должна стать открытой для адаптации и социализации ребенка. Самовоспитание, саморазвитие и самосовершенствование являются неотъемлемыми компонентами внеурочной деятельности. И задача педагога сводится к тому, что бы помочь ребенку осуществить самовоспитание: осознать процессы, происходящие в его психике, научить ребенка осознанно управлять этими процессами, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования. Самовоспитание и самосовершенствование — это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в6 субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно фор- мируются и развиваются качества и способности. Организация внеурочной работы и экологической грамотности в свете стандартов второго поколения требуется от руководителей и педагогов образовательных учреждений знания методов и подходов осуществления данной деятельности. Эти требования сводятся к следующим принципам организации: - выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями; - учёт возрастных особенностей при выборе объектов изучения; - сочетание индивидуальных и коллективных форм работы при выполнении исследовательской работы; - связь теории с практикой (работа с литературой); - доступность и наглядность; - включение в активную жизненную позицию; - единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов социума. Внеурочную деятельность – это важнейший компонент современного образовательного процесса не только школы, но и родителей. Родителям необходимо научиться помогать детям реализовывать свою исследовательскую работу, развивать личностные качества, ведь без поддержки семьи развитие личности невозможно. Образовательным учреждениям необходимо укреплять материально-техническую базу для качественного проведения занятий, педагогам повышать компетентностный подход, обеспечивать реализацию всех направлений предусмотренных во внеурочной деятельности. Организаторам внеурочной деятельности, совместно с кураторами следует направлять учащихся в развитии их неординарности и воспитании наилучших качеств личности, помогать реализовать свои знания и навыки на различных мероприятиях, организованных классом, школой, городом и предоставлять возможность учащимся выйти с результатами своей деятельности на более высокий уровень. 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x