Внеурочная деятельность с детьми с ОВЗ в начальных классах | Печурица Людмила Юрьевна. Работа №339273
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в начальных классах. Описываются основные виды внеурочной деятельности, их значение для развития и социализации детей с ОВЗ, а также предлагаются практические рекомендации для педагогов по организации и проведению внеурочных мероприятий.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, дети с ОВЗ, начальные классы, социализация, развитие, инклюзия.
Внеурочная деятельность играет важную роль в образовательном процессе, особенно в контексте работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Эти мероприятия способствуют всестороннему развитию, социализации и интеграции детей с ОВЗ в школьное сообщество. Рассмотрим основные виды внеурочной деятельности, их значение для детей с ОВЗ и рекомендации для педагогов по организации эффективных внеурочных занятий.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Печурица Людмила Юрьевна, учитель начальных классов
ГБОУ «Школа № 1363», г. Москва
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в начальных классах. Описываются основные виды внеурочной деятельности, их значение для развития и социализации детей с ОВЗ, а также предлагаются практические рекомендации для педагогов по организации и проведению внеурочных мероприятий.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, дети с ОВЗ, начальные классы, социализация, развитие, инклюзия.
Внеурочная деятельность играет важную роль в образовательном процессе, особенно в контексте работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Эти мероприятия способствуют всестороннему развитию, социализации и интеграции детей с ОВЗ в школьное сообщество. Рассмотрим основные виды внеурочной деятельности, их значение для детей с ОВЗ и рекомендации для педагогов по организации эффективных внеурочных занятий.
Одним из ключевых видов внеурочной деятельности являются кружки и секции, направленные на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей. Участие в таких кружках помогает детям с ОВЗ развивать свои таланты, улучшать моторику и когнитивные навыки. Например, кружок рисования помогает развивать мелкую моторику и творческое мышление, а кружок шахмат – логическое мышление и стратегическое планирование. Важно подбирать кружки с учетом интересов и возможностей каждого ребенка, адаптируя программы и материалы в соответствии с их потребностями.
Спортивные секции и физическая активность также играют важную роль в развитии детей с ОВЗ. Участие в спортивных мероприятиях способствует укреплению здоровья, улучшению физической выносливости и координации движений. Спортивные игры и упражнения помогают развивать командный дух и навыки сотрудничества. Например, адаптированные физические упражнения и игры, такие как плавание , могут быть включены в программу внеурочной деятельности, учитывая физические возможности детей с ОВЗ. Важно обеспечивать доступность спортивных площадок и оборудования, а также адаптировать упражнения под индивидуальные потребности каждого ребенка.
Социально-значимые проекты и волонтерская деятельность также способствуют социализации детей с ОВЗ и развитию у них чувства ответственности и гражданской активности. Участие в таких проектах помогает детям чувствовать себя частью общества, развивать коммуникативные навыки и умение работать в команде. Например, участие в экологических акциях, благотворительных мероприятиях или помощи пожилым людям способствует формированию у детей с ОВЗ чувства сопричастности и полезности. Педагоги могут организовывать такие проекты с учетом интересов детей и обеспечивать их поддержку на всех этапах реализации.
Театральные постановки и музыкальные занятия являются эффективными методами развития эмоциональной сферы и коммуникативных навыков детей с ОВЗ. Участие в театральных спектаклях и музыкальных выступлениях помогает детям выражать свои эмоции, развивать артистические способности и улучшать навыки публичных выступлений. Например, постановка инклюзивного театрального спектакля, где дети с ОВЗ играют различные роли, способствует развитию их уверенности в себе и коммуникативных способностей. Музыкальные занятия, включающие пение и игру на музыкальных инструментах, помогают развивать слуховые и моторные навыки.
Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, должны учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка, создавая адаптированные программы и условия для внеурочной деятельности. Важно обеспечивать доступность всех мероприятий, адаптировать задания и материалы, а также поддерживать позитивную и инклюзивную атмосферу. Например, создание индивидуальных планов участия в кружках и секциях, учитывающих возможности и интересы детей, помогает сделать внеурочную деятельность более эффективной и доступной.
Родители играют важную роль в организации внеурочной деятельности детей с ОВЗ. Важно активно вовлекать родителей в процесс планирования и реализации внеурочных мероприятий, предоставлять им информацию о доступных кружках и секциях, а также консультировать по вопросам адаптации учебных программ. Совместная работа педагогов и родителей помогает создавать единый образовательный процесс, поддерживающий развитие ребенка как в школе, так и дома. Например, проведение родительских собраний и совместных мероприятий способствует укреплению взаимодействия между школой и семьей.
Таким образом, можно утверждать, что внеурочная деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах играет важную роль в их всестороннем развитии и социализации. Участие в кружках, спортивных секциях, социально-значимых проектах и творческих мероприятиях помогает детям с ОВЗ развивать свои способности, улучшать коммуникативные навыки и интегрироваться в школьное сообщество. Педагоги, учитывающие индивидуальные потребности и возможности детей, создают условия для успешной реализации внеурочной деятельности и способствуют формированию инклюзивного и поддерживающего образовательного пространства.
Список литературы
Головачева Г. Первые шаги. Дидактическое пособие программы внеурочной деятельности для детей с ОВЗ / Издательские решения, 2017. — 27 с.
Зак Г. Г. Инновационные подходы к организации внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на начальной ступени общего образования / Галина Георгиевна Зак // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 7. — С. 234-239.
Ковалец
И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере / ВЛАДОС, 2004.
—
129 с.