Внеурочная деятельность в начальных классах в соответствии с ФОП НОО | Широкая Ольга Владимировна. Работа №338631. Номер работы: №338631
Аннотация: Статья посвящена важности внеурочной деятельности в начальных классах как неотъемлемой части образовательного процесса. Автор подчеркивает ее роль в развитии талантов и интересов детей, формировании ключевых компетенций и создании благоприятной образовательной среды. В статье рассматриваются разнообразные формы внеурочной деятельности, ее влияние на развитие личности ребенка.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, начальная школа, профессиональная ориентация, федеральная образовательная программа.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В СООТВЕТСТВИИ С ФОП НОО
Широкая Ольга Владимировна, учитель начальных классов
ГБОУ ЛНР «Белокуракинская школа № 1»
Аннотация. Статья посвящена важности внеурочной деятельности в начальных классах как неотъемлемой части образовательного процесса. Автор подчеркивает ее роль в развитии талантов и интересов детей, формировании ключевых компетенций и создании благоприятной образовательной среды. В статье рассматриваются разнообразные формы внеурочной деятельности, ее влияние на развитие личности ребенка.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, начальная школа, профессиональная ориентация, федеральная образовательная программа.
Внеурочная деятельность в начальных классах является неотъемлемой частью образовательного процесса. Это время, когда дети могут раскрыть свои таланты и интересы, развить навыки, которые необходимы для полноценного саморазвития. В соответствии с Федеральной образовательной программой (ФОП) начальное общее образование (НОО) предусматривает проведение различных видов внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность направлена на разностороннее развитие ребенка и создает условия для формирования его интеллектуальных, эстетических, физических и нравственных качеств. В рамках начальной школы она осуществляется через организацию кружков, секций, клубов и других форм работы. Важно отметить, что выбор внеурочной деятельности должен быть основан на интересах и потребностях каждого ребенка, чтобы участие в ней приносило радость и положительные эмоции.
Кроме того, проведение внеурочной деятельности способствует формированию командного духа и коллективного сотрудничества среди учеников. Они учатся работать в группе, принимать решения, решать проблемы совместно – навыки, которые будут полезны им на протяжении всей жизни. Также она помогает выявить потенциал каждого ребенка и помогает ему профессионально ориентироваться уже на этапе начального обучения.
Одним из основных аспектов внешкольной деятельности в начальных классах является возможность учащимся обогатить свой опыт за пределами учебных программ. Дополнительные занятия, кружки, секции и мастер-классы позволяют детям проявить себя в различных областях: от спорта и музыки до изобразительного искусства и науки.
Благодаря внешкольной деятельности дети учатся работать в команде, улучшают свои коммуникативные навыки и развивают важные социальные компетенции. Они учатся решать проблемы, выстраивать взаимоотношения с окружающими, а также принимать собственные решения – навыки, которые будут полезны им на протяжении всей жизни.
Согласно законодательству, школа должна обеспечить доступ учащихся к разнообразной внеурочной деятельности, учитывая их индивидуальные способности и интересы. Это позволяет создать благоприятное образовательное пространство, где каждый ученик может найти себя и раскрыть свой потенциал.
Среди основных форм внешкольной деятельности в начальных классах можно выделить:
1. Кружки и секции. Школы могут организовывать различные кружки и секции по интересам учащихся. Например, это может быть кружок по изобразительному искусству, занятия в музыкальной секции или спортивном клубе. Такие кружки позволяют учащимся развивать свои таланты, интересы и получать новые знания.
2. Внеклассные мероприятия. Школы могут организовывать разнообразные мероприятия вне учебного времени. Например, это могут быть экскурсии, концерты, театральные постановки, спортивные соревнования и т.д. Внеклассные мероприятия способствуют формированию у детей социально-культурных компетенций, укреплению классного коллектива и развитию связей между учащимися и учителями.
3. Клубные объединения. Некоторые школы создают клубные объединения, в которых учащиеся могут заниматься в интересных им направлениях. Например, это могут быть литературный клуб, научно-исследовательское объединение или клуб по изучению иностранных языков. Принятие участия в клубных объединениях позволяет ученикам расширить свои знания и навыки в выбранной области.
4. Волонтерство и социальная деятельность. В рамках внеурочной деятельности учащиеся могут принимать участие в различных волонтерских и социальных проектах. Например, учащиеся могут помогать в детском доме, поддерживать общественный порядок в школе или участвовать в благотворительных акциях.
В итоге, внешкольная деятельность в начальных классах не только дополняет учебный процесс, но и способствует всестороннему развитию личности ребенка в соответствии с принципами Федерального закона об образовании.
Для организации внешкольной деятельности в начальных классах в соответствии с ФОП НОО необходимо учитывать следующие аспекты:
1. Планирование и организация дополнительных образовательных программ, в том числе разработка тематических планов занятий, определение целей и задач внешкольной деятельности.
2. Обеспечение безопасности и здоровьесберегающих условий проведения внеурочных мероприятий, в том числе контроль за соблюдением правил техники безопасности и медицинским обслуживанием учащихся.
3. Привлечение к проведению внешкольной деятельности квалифицированных специалистов в соответствующих областях знаний, подготовка их педагогических кадров для работы с начальными классами.
4. Оценка и обеспечение качества внешкольной деятельности, включая систему контроля и оценки достижений учащихся, а также обеспечение разнообразия форм и методов проведения внеурочных мероприятий.
5. Взаимодействие с родителями и общественностью, информирование органов управления образованием, а также широкая популяризация деятельности внеурочных кружков и секций.
Таким образом, внеурочная деятельность играет значимую роль в развитии личности ребенка и требует соответствующего организационного подхода со стороны педагогического коллектива школы. Проведение различных видов занятий должно быть систематизировано и адаптировано к возрастным особенностям учеников для достижения максимального эффекта от данной формы работы.
Список литературы
1. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2023 N 74229).
2. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности.
3. Баженова Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности "Всему учит детство" // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 4. - С. 10-16.