Внеурочная предметная деятельность в начальной школе | Егорова Елена Андреевна. Работа №351595
Аннотация. Статья рассматривает значимость и принципы организации внеурочной предметной деятельности для учащихся начальной школы. Внеурочные занятия помогают расширить границы изучаемых предметов, поддерживают интерес детей к обучению и способствуют развитию их индивидуальных способностей. Автор делится примерами форм и методов, которые могут быть использованы учителями начальных классов для организации внеурочной деятельности, учитывающей интересы детей и направленной на всестороннее развитие их личности.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, начальная школа, всестороннее развитие, интерес к обучению, индивидуальные способности.
в начальной школе
Егорова Елена Андреевна, учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 65 г. Сочи им. Героя Советского Союза
Турчинского А.П.
Аннотация. Статья рассматривает значимость и принципы организации внеурочной предметной деятельности для учащихся начальной школы. Внеурочные занятия помогают расширить границы изучаемых предметов, поддерживают интерес детей к обучению и способствуют развитию их индивидуальных способностей. Автор делится примерами форм и методов, которые могут быть использованы учителями начальных классов для организации внеурочной деятельности, учитывающей интересы детей и направленной на всестороннее развитие их личности.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, начальная школа, всестороннее развитие, интерес к обучению, индивидуальные способности.
В современных школах внеурочная деятельность становится неотъемлемой частью образовательного процесса, особенно в начальных классах, где дети только начинают знакомство с миром знаний. Внеурочные занятия расширяют рамки урока, позволяют детям исследовать изучаемые предметы более глубоко и помогают учителю выявить и развить индивидуальные способности каждого ребенка. Они создают уникальные возможности для того, чтобы ребенок мог проявить себя в творческой, познавательной или социальной деятельности, ощутить радость от самостоятельных открытий и успехов.
Для организации внеурочной предметной деятельности учителю важно учитывать интересы учащихся и задачи, которые стоят перед современной школой. Внеурочные занятия – это возможность для школьников расширить границы стандартной программы и познакомиться с дополнительными аспектами таких предметов, как математика, литература, окружающий мир и другие. Например, после изучения темы Животные в курсе окружающего мира учитель может предложить детям поучаствовать в проекте Мой питомец. Ребята могут создать небольшой рассказ о своем питомце, нарисовать его, составить график ухода за ним. Такой подход позволяет детям более глубоко погружаться в тему, применяя полученные знания на практике.
Одной из популярных форм внеурочной деятельности является предметный кружок. Кружки по интересам позволяют детям заниматься любимыми делами, открывать для себя новое, а также объединяться в команды для совместного творчества. Например, кружок по математике может включать в себя занятия, где дети решают нестандартные задачи, головоломки или участвуют в математических конкурсах. Это не только укрепляет знания по предмету, но и развивает логическое и критическое мышление. А кружок по литературе может вдохновить детей на создание собственных сказок, поэм или инсценировок, что способствует развитию их речи и воображения.
Проектная деятельность является еще одной важной формой внеурочной работы, которая развивает у детей инициативу, умение планировать и доводить задуманное до конца. Например, проект Моя малая Родина может включать в себя такие этапы, как сбор информации об интересных местах родного города или села, интервью с членами семьи и создание буклета или презентации. Работа над таким проектом требует от ребенка не только знаний, но и настойчивости, умения находить и систематизировать информацию. Учитель в данном случае играет роль наставника, который поддерживает и направляет, помогая решать возникающие трудности.
Особой популярностью у младших школьников пользуются экскурсии, походы, встречи с интересными людьми, которые являются также частью внеурочной деятельности. Такие мероприятия позволяют детям расширить кругозор, увидеть взаимосвязь школьных знаний с реальной жизнью, познакомиться с профессиями и деятельностью различных специалистов. Например, после изучения темы Профессии класс может посетить пожарную часть, где дети узнают о работе пожарных, увидят оборудование и зададут свои вопросы. Это позволяет учащимся ощутить связь между учебной и жизненной практикой, а также вдохновляет их на дальнейшее изучение интересующих их профессий.
Спортивные соревнования, игры на свежем воздухе или командные соревнования также являются важными элементами внеурочной деятельности, которые способствуют физическому развитию детей, прививают им любовь к спорту, укрепляют дружеские связи в классе. Например, учитель может организовать командные игры по подвижным видам спорта, таким как футбол, эстафеты, либо провести соревнование на знание спортивных правил. Такие мероприятия поддерживают интерес детей к активному отдыху, учат их работать в команде и соблюдению правил честной игры.
Творческие мероприятия, такие как выставки, концерты, спектакли, дают возможность детям проявить свои таланты, учат их взаимодействию и артистизму. Организуя такие мероприятия, учитель может предложить каждому ученику выбрать свою роль: кто-то готовит декорации, кто-то участвует в сценах, а кто-то помогает в организации. Например, при подготовке к школьному концерту можно предложить детям исполнить стихи, подготовить танцевальный номер или организовать выставку рисунков. Это не только развивает их творческие способности, но и укрепляет уверенность в себе.
Кроме того, внеурочная деятельность помогает в формировании нравственных качеств у младших школьников. Участие в волонтерских акциях, благотворительных проектах, экологических инициативах способствует воспитанию доброты, заботы о природе и окружающих людях. Например, можно организовать акцию по сбору макулатуры. Дети учатся заботиться о природе, осознают важность помощи другим и начинают понимать ценность своей деятельности.
Грамотное сочетание различных форм внеурочной предметной деятельности позволяет обеспечить всестороннее развитие личности учащихся, раскрыть их таланты, повысить интерес к обучению. Важно, чтобы учитель направлял и поддерживал детей в их стремлениях, помогал видеть значимость их усилий и уважал их интересы. Только в такой атмосфере ребенок сможет почувствовать себя уверенно, проявить свои лучшие качества, испытывать радость от участия в жизни класса и быть готовым к более сложным вызовам в будущем.
Внеурочная деятельность является важным элементом школьной жизни, и от того, как она организована, во многом зависит будущее детей. Задача учителя – создать такие условия, в которых каждый ученик найдет для себя интересное занятие, сможет развивать свои способности и уверенно шагать по пути познания.
Список литературы
1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2017. - 781 c.
2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования. Методическое пособие ФГОС. - Москва: Огни, 2020. - 459 c.
3. Организация внеурочной деятельности в начальной школе. Сборник программ / составители А. П. Мишина, Н. Г. Шевцова. - М.: Планета, 2015, 218 с.