Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Внеурочные мастер-классы и кружки как инструмент развития креативного мышления школьников | Кривошапкин Клим Николаевич. Работа №352167

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена роли внеурочной деятельности в развитии креативного мышления школьников на уроках технологии. Рассматриваются мастер-классы и кружки как эффективные образовательные форматы, позволяющие формировать творческие способности, самостоятельность и интерес к практической деятельности. Представлены примеры организации таких мероприятий и их влияние на мотивацию учащихся.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, мастер-классы, кружки, креативное мышление, технология, школьники, развитие творческих способностей.

Внеурочные мастер-классы и кружки как инструмент развития креативного мышления школьников

 

Кривошапкин Клим Николаевич, учитель технологии

МБОУ «Себян-Кюельская НЭСОШ им. П.А. Ламутского»

Республика Саха (Якутия), с. Себян-Кюель

 

Аннотация. Статья посвящена роли внеурочной деятельности в развитии креативного мышления школьников на уроках технологии. Рассматриваются мастер-классы и кружки как эффективные образовательные форматы, позволяющие формировать творческие способности, самостоятельность и интерес к практической деятельности. Представлены примеры организации таких мероприятий и их влияние на мотивацию учащихся.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, мастер-классы, кружки, креативное мышление, технология, школьники, развитие творческих способностей.

 

Развитие креативного мышления школьников — одна из ключевых задач современного образования. В условиях традиционных уроков, ограниченных временными рамками и рамками учебной программы, у учеников часто не остается времени для проявления творческого подхода и реализации собственных идей. Именно внеурочная деятельность, представленная в формате мастер-классов и кружков, предоставляет учащимся пространство для экспериментов, развития воображения и углубленного изучения практических навыков.

Мастер-классы являются одной из наиболее динамичных форм внеурочной работы, направленной на вовлечение учащихся в процесс создания нового продукта. Они позволяют объединить теоретические знания с практическим их применением, что особенно важно для школьников, интересующихся технологиями. Например, проведение мастер-класса по созданию моделей транспортных средств из переработанных материалов не только раскрывает перед учащимися основы дизайна, но и способствует развитию экологического мышления. Дети учатся находить нестандартные решения, использовать ограниченные ресурсы и реализовывать свои идеи в реальных проектах.

Еще одним важным направлением внеурочной деятельности являются кружки. В отличие от мастер-классов, которые чаще имеют разовый характер, кружки предполагают систематическую работу над проектами и углубленное изучение определенной области. Например, кружок «Основы робототехники» позволяет школьникам создавать собственные устройства, изучая на практике основы программирования, электроники и механики. Работа в кружке помогает развивать логическое мышление, планирование и умение доводить начатое дело до конца, что является важным элементом формирования креативного подхода.

Эффективность мастер-классов и кружков заключается не только в их содержательной насыщенности, но и в форме проведения. Такие мероприятия чаще всего проходят в атмосфере свободного творчества, где ученики могут экспериментировать, ошибаться и учиться на собственных промахах. Это создает безопасное пространство для развития идей и формирования у школьников уверенности в своих возможностях. Например, в рамках мастер-класса по созданию светильников из древесины участники получают базовые знания о работе с инструментами, но сами выбирают дизайн изделия, его размеры и декоративные элементы. Это стимулирует их творческое воображение и индивидуальность.

Реализация внеурочной деятельности также требует особого подхода от педагога. Учителю технологии важно выступать не только наставником, но и вдохновителем, который помогает детям раскрыть их потенциал. Для этого необходимо учитывать интересы и потребности учащихся. Так, проведение анкетирования или обсуждения с классом позволит определить наиболее интересные темы мастер-классов или кружков. Например, если у учеников есть интерес к IT-технологиям, можно организовать занятия по созданию простых игр или анимации, а если популярностью пользуется работа с материалами, то подойдет кружок по изготовлению мебели для дома.

Мастер-классы и кружки способствуют не только развитию креативности, но и формированию ряда других важных навыков, таких как работа в команде, коммуникация, ответственность и способность к самостоятельному обучению. Например, во время кружковой работы над проектом по созданию макета городского квартала школьники должны распределить между собой задачи: кто отвечает за архитектуру зданий, кто за ландшафт, а кто за технические элементы. Этот процесс развивает умение взаимодействовать и находить компромиссы, что чрезвычайно важно в дальнейшей жизни.

Одним из успешных примеров практики является организация мастер-классов с привлечением специалистов из профессиональной сферы. Такие мероприятия позволяют ученикам получить реальное представление о профессиях, связанных с технологией и дизайном. Например, мастер-класс по 3D-печати, проведенный профессионалом, может не только вдохновить учащихся, но и мотивировать их к выбору будущей профессии в области инженерии или проектирования.

Важно отметить, что внеурочные занятия, направленные на развитие креативного мышления, также могут носить междисциплинарный характер. Интеграция различных областей знаний, таких как искусство, физика или математика, позволяет школьникам более полно осознавать взаимосвязь между теорией и практикой. Например, в кружке по созданию музыкальных инструментов дети изучают не только основы столярного дела, но и принципы акустики, что развивает их интерес к естественным наукам.

Таким образом, мастер-классы и кружки являются мощным инструментом для развития творческих способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности. Они позволяют школьникам не только осваивать новые навыки, но и раскрывать свой потенциал, учиться нестандартно мыслить и работать в команде. Для успешной реализации таких мероприятий педагогу важно учитывать интересы учащихся, привлекать современных специалистов и создавать условия для свободного творчества. Эти усилия способствуют формированию личности, готовой к вызовам современного мира, и подготовке школьников к успешной профессиональной и личной реализации.

 

 

Список литературы

Исматуллаева

Х., Даминова Р. Формирование и развитие креативного мышления учащихся на уроках технологии // SAI. 2022.

№B6. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-razvitie-kreativnogo-myshleniya-uchaschihsya-na-urokah-tehnologii

Махнёва

Н. С. Выбор объ

ектов труда для использования на мастер-классах во внеурочной деятельности // Инновации в науке.

2017. №9 (70).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/vybor-obiektov-truda-dlya-ispolzovaniya-na-master-klassah-vo-vneurochnoy-deyatelnosti

Махнёва

Н. С.

Проектирование модели урока технологии с элементами мастер-класса // Концепт.

2021. №5. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-modeli-uroka-tehnologii-s-elementami-master-klassa

Трубенкова

Е. А., Губарева Л. И. Формирование и развитие креативного мышления учащихся на уроках технологии // Вестник науки и творчества.

2023. №1 (83). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-razvitie-kreativnogo-myshleniya-uchaschihsya-na-urokah-tehnologii-1

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×