Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Внутренняя политика России в годы царствования Александра III (история 9 класс) | Мой кабинет. Работа №354059

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Урок по истории России в 9 классе, комбинированный, изучение новой темы. Используем карикатуры для мотивации учащихся, задаем цель проблемным вопросом. Учащиеся работают в группах, изучая внутреннюю политику Александра III. Закрепляем материал с приемом "Фишбоун" или "Рыбий хвост". Рефлексия и домашнее задание с творческим заданием.


Тема урока: Внутренняя политика России

в годы царствования Александра III

Кто изображен на карикатуре? Что он делает?

Как вы думаете, кому посвящен этот очерк?

Рукой железной правя твердо,
Ты порождал любовь и страх,
И Флаг Российский реял гордо
В нам чуждых странах и морях.
Таких Царей, как Ты, не будет,
Вот почему Ты мог сказать:
«Когда Царь Русский рыбу удит –
Европа может подождать!»


Посвящён он русскому царю-миротворцу Александру Третьему.

Какую характеристику даёт императору автор этих строк?

Миротворец как вы думаете, за что правитель мог удостоиться такого имени? Действительно
все годы правления Александра III с 1881 по 1894 Россия не участвовала ни в одной войне. Строго и решительно охраняя русские национальные интересы, он уклонялся от вмешательства в европейские дела и был прозван народом "Миротворцем".

Вступительное слово учителя.

Пожалуй, никто из российских императоров XIX века не отличался такой приверженностью ко всему русскому, как Александр III.

По закону о престолонаследии после кончины Александра II российский престол занял его старший сын Александр III.

Просмотр видеоролика. Иллюстрированная история Российского государства. Биография Александра III.

Цели урока ребята сами формулируют из розданных слов.

На уроке мы составим устный портрет царя и попытаемся определить свое отношение к нему и его деятельности в области внутренней политики.

- анализировать особенности внутренней политики России в период правления Александра 3.

- строить самостоятельные умозаключения, аргументировать свои выводы;

- приводить имеющиеся в исторической литературе оценки исторических событий.

Ход урока

Любая историческая эпоха имеет свои характерные особенности. Изучая тот или иной исторический период, внимание акцентируют, в первую очередь, на главе государства.

После потрясшего страну цареубийства на российский престол вступил сын погибшего императора - Александр III. Обратимся к портрету этого государственного деятеля.

1 группа Что же являл собой этот исторический деятель?

Александр III ((кластер) тексты распределены по всему классу: на столах прикреплены на доске, но информация есть и ложная, надо ее попытаться исключить. Поэтому ходим с учебником и приделывают на доску.)

Вам на эту работу 5 минут.

•  Александр III родился в 1845 году, был вторым сыном Александра II; правил с 1881 по 1894 год; как и его отец, вступил на престол в возрасте 36 лет;

• известен в истории как «Миротворец» (за годы его правления Россия ни разу не воевала);

•  во время поездок по России останавливался в домах незнатных людей, поражал всех своей простотой и знанием народной жизни, удивлял «мужицким» складом характера;

• не уступил давлению либеральной части общества и настоял на повешении убийц своего отца, а через несколько дней отменил навсегда публичную смертную казнь в России;

•  уважая проведенные реформы, укреплял самодержавие. Император

в правление которого в Москве был освящен храм Христа Спасителя, открыт Исторический музей, успешно развивались просвещение и наука, творили известные художники, писатели, музыканты;

• на жизнь Александр III была предпринята попытка покушения (террористическая группа Александра Ульянова и др.);

Посмотрим на Александра III глазами его современников и историков XIX - XX веков.

Учащиеся обращаются к Приложению №1 и зачитывают оценки современников деятельности Александра III.

Работа с текстом. Приложение №1 (листочки разной длины) распределяемся на группы:

Группа 2: Попытаемся обобщить, что же говорили об Александре III современники? Ребята должны дописать некоторые выводы. И передать другой группе

Группа 3: Как к Александру III относятся историки? (дети отвечают) на листке и передают другой группе и дальше обсуждают (3 мин)

Как мы увидели, в исторической литературе и в мемуарах современников имеют место различные, подчас противоположные оценки и суждения.

А теперь обратимся к внутренней политике второй половины XIX века. Группы должны поменяться ( листочки с номерками)

1 группа Письмо Победоносцева императору и 2 группа манифест Александра3. Проблемный вопрос: Как изменилась направленность внутренней политики после смены императора?

1 О чем говорит Победоносцев императору? Подчеркните в тексте тезисы, которые говорят о направленности политики государства? На что он направляет императора?

2. Попробуйте сформулировать идеи политики Александра III?

 

Основные идеи программы Александра III

Подавление любых противников власти

Политическая программа:

- Подавить революционное движение в России;

- Вернуться к основам русской жизни – самодержавию, православию, народности;

- Укрепить самодержавие и укрепить положение дворянства как опоры престола, наладить сотрудничество с дворянством.

Групповая работа

А сейчас перед нами стоит следующая задача: мы с вами распределимся на микрогруппы, поработаем с текстом учебника, и выполним задание:

Работа по группам. По именам написана группа

Мероприятия , которые проводил Александр 3 вошли в историю под названием Контрреформ. Нам предстоит выяснить, так ли это:

Дети должны познакомиться с текстом учебника. А затем выбрать из предложенного готовый материал и оформить это на больших листах и один от группы должен выступить. Много разных табличек выбрать для своей группы нужное.

1 группа – крестьянский вопрос

2 группа – укрепление положения дворянства.

3 группа – политика в области просвещения и науки.

4 группа – рабочий вопрос. выводы

Какой смысл историки вкладывают в понятие «контрреформы»?

В отличие от реформ (преобразований) контрреформы - ликвидация реформ предыдущего царствования

Вывод Александру III удалось нормализовать обстановку. Контрреформы – мероприятия правительства Александра III, направленные на стабилизацию (консервацию) социально-политической жизни в Российской империи после либеральных реформ царствования Александра II.

Но в целом приходится признать, что от продолжения начатых его отцом преобразований Александр III явно отказался, взяв твёрдый курс на сохранение самодержавия.

Закрепление «Рыбий хвост»

В научной среде вопрос о термине «контрреформы» является дискуссионным.

Самостоятельная работа ребят всем вместе стоя за столом 2 стола: 1 стол находят основные понятия 2 стол – суть этих понятий и вместе формулируем вывод.

Контрреформы----

Вывод: На Александра III было совершено покушение. Арестована группа людей с бомбами в форме книг в руках. А государь не принимает жестких мер, накладывает резолюцию – главных зачинщиков хорошенько посечь. «Они на него с бомбами, батюшку в клочья бомбой разорвали, а он – посечь…» - негодует С.Любеш.

Каково же ваше отношение к личности Александра III? Пусть каждый определит свое отношение к личности и деятельности императора. Выскажите свое мнение и аргументируйте (найдите положительные и отрицательные стороны).

Самооценивание: лист на доске, прикрепить слово которое он хочет в исходе нашего урока.

Спасибо за урок!

Д.з.Сравните правление 2 императоров, отца и сына?

 Александр 2

Вопросы для сравнения

Александр 3

 

Государственное устройство

 

 

 

 

Социальная политика

 

 

 

 

Просвещение и печать

 

 

 

Экономика

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×