ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ВСОКО): НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, МОДЕЛЬ, СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ | Калдыбек Аружан Сапарбеккызы. Работа №346802
Внутренняя система оценки качества образования (далее ВСОКО) – инструмент регулирования внутри каждой конкретной образовательной организации, позволяющий создать систему управления качеством образовательной деятельности в конкретной образовательной организации. Однозначно относит к компетенции образовательной организации требования по обеспечению функционирования внутренней системы оценки качества образования.
Определение направлений ВСОКО диктуется, прежде всегов котором говорится, что Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ВСОКО): НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, МОДЕЛЬ, СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ
Внутренняя система оценки качества образования (далее ВСОКО) – инструмент регулирования внутри каждой конкретной образовательной организации, позволяющий создать систему управления качеством образовательной деятельности в конкретной образовательной организации. Однозначно относит к компетенции образовательной организации требования по обеспечению функционирования внутренней системы оценки качества образования.
Определение направлений ВСОКО диктуется, прежде всегов котором говорится, что Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
Неукоснительное выполнение требований новых ГОС общего образования определяет объекты внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательной организации. Следовательно, данные требования должны стать одним из основополагающих моментов формирования внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательных организациях.
Цель ВСОКО – установление соответствия имеющегося качества образования требованиям государственных образовательных стандартов.
Задачи ВСОКО:
создать единые критерии качества образования и подходы к его измерению;
сформировать систему аналитических показателей, позволяю
щую эффективно
реализовывать основные цели оценки качества образования;
оценить уровень индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с уровнем их развития;
оценить состояние и эффективность деятельности учителя;
оценить качество образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг;
выявить тенденцию изменения состояния системы образования Образовательной организации
в рамках введения новых Государственных стандартов
;
выявить факторы, проблемы, влияющие на качество образования;
скорректировать условия процесса образования с учетом выявленных факторов, проблем, влияющих на качество образования;
спрогнозировать развитие качества образования на перспективу;
расширить участие общественности в уп
равлении качеством образования.
Конечный результат ВСОКО.
Локальные акты
Устав МБОУ
;
основная образовательная программа начального общего образования;
основная образовательная программа основного общего образования;
основная образовательная программа среднего общего образования;
адаптированные основные образовательные программы начального общего, основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития/с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Программа развития МБОУ
«Современная школа»
.
Необходимым условием осуществления ВСОКО является наличие организационной структуры управления, которая включает в себя:
руководителей (директор и заместители директора), действующих на основании Устава, приказа, должностных инструкций;
научно-методический совет, действующий на основании Устава и положения о научно-методическом совете;
предметные кафедры учителей-предметников, действующие на основании Устава и положения о предметной кафедре;
педагогический совет, действующий на основании Устава
иположения
о педагогическом
совете; педагогический
коллектив, службы сопровождения (психологическая служба), реализующие мероприятия ВСОКО по своим направлениям на основании циклограммы, приказов.
Выполняемые функции всех лиц и подразделений, входящих в организационную структуру ВСОКО, подчинены одной общей цели – обеспечению гарантии качества образования. А управление ВСОКО обеспечивается четким распределением ответственности, полномочий и взаимосвязи выполняемых функций.
Принципы формирования и функционирования ВСОКО
В основу внутренней системы оценки качества образования положены существенные и устойчивые требования, определяющие характер и особенности формирования и функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации, в том числе управления данным процессом.
Принцип нормативности
Формирование и функционирование ВСОКО необходимо осуществлять в соответствии с законодательством, а также с учетом закономерностей системного управления и требований новых ГОС общего образования. Оценка качества образования в образовательной организации осуществляется на основе как действующих нормативно-правовых документов (законы, приказы и пр.), в том числе документов рекомендательного характера (писем Министерства образования и науки Российской Федерации, писем Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики), так и с использованием методических материалов.
2.Принцип сочетания единства единоначалия и коллегиальности
С одной стороны обеспечивает четкое разграничение и соблюдение полномочий участников образовательного процесса при разработке и реализации ВСОКО, с другой стороны – их равноправное и активное участие в оценке качества образования. Реализация данного принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в оценке качества образования. Коллегиальность вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело.
3.Принцип делегирования полномочий и ответственности
в рамках использования которого устанавливается рациональное распределение и перераспределение между субъектами ВСОКО прав, обязанностей и ответственности только за те задачи, которые попадают в сферу предоставленных им полномочий по достижению качества образования.
4.Принцип системности
формирование и функционирование ВСОКО осуществляется на основе единства процессов управления образовательным процессом и его результатом, взаимного дополнения оценочных процедур, установления между ними взаимозависимости и взаимообусловленности.
5.Принцип гласности, открытости и доступности, который позволяет включить в оценку качества образования на различных уровнях всех участников образовательного процесса, обеспечить прозрачность процедур оценки качества образования и доступность информации о состоянии и качестве образования для потребителей
6. Принцип преемственности предполагает единство требований, предъявляемых процессу внутренней оценки качества образования на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Функции ВСОКО
Ан
алитико-прогностическая функция
Организа
ционно-технологическая функция
Диагностическая функция
Информационно-методическая функция
Регулятивная функция
Контрольная функция
Структура ВСОКО
Внутренняя система оценки качества образования является одним из основных компонентов всей системы оценки качества образования, которая включает в себя еще два компонента – внешнюю и независимую оценку качества образования. Исходя из определения понятия «качество образования» можно утверждать, что качество непосредственно зависит от степени выполнения требований Государственных образовательных стандартов общего образования. Следовательно, предметом оценивания качества образования в конкретной образовательной организации являются качество условий, качество процесса и качество результатов реализации образовательных программ.
Внешняя оценка качества образования определяется посредством:
процедур лицензирования и аккредитации образовательных организаций;
контроля и надзора за исполнением образовательными организациями законодательства в сфере образования;
государственной итоговой аттестации как формы оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.
Механизмы реализации ВСОКО:
Программа развития
Внутренний мониторинг, использование результатов внешних мониторингов (результаты ЕГЭ,
ОГЭ, олимпиад, ВПР и др.)
Педагогическая экспертиза
Семинары, педагогические советы
Дорожная карта
Независимая оценка качества образования
Таким образом, можно выделить следующие особенности ВСОКО:
постоянности и непрерывности сбора данных в качестве образования на различных его уровнях в образовательной организации, что позволяет получать оперативную
информацию о состоянии образовательного процесса, в том числе с помощью
системы приемов обратной связи;
оперативного и своевременного принятия управленческих решений по коррекции ВСОКО, что позволяет максимально быстро и оперативно устранить возникающие отк
лонения;
выстраивания конструктивного взаимодействия участников образовательных отношений по регулированию профессионально-этических проблем, возникающих в процессе оценки качества образования.