Вода и её свойства ☼☼ | Капитан Валентина Александровна. Работа №266583
Автор: Капитан Валентина Александровна
Конспект опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы с задржкой психического развития.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад№156»
Г. Магнитогорск
Конспект
опытно-экспериментальной деятельности
для детей старшей группы
с задержкой психического развития
«Вода и ей свойства»
Разработала: воспитатель
Капитан Валентина Александровна
г. Магнитогорск 2016
Цель: Расширять знания детей о свойствах воды.
Задачи:
Фо
рмировать представление о поверхностном натяжении
воды
.
Способствовать развитию внимания, логического мышления, памяти, наблюдательности через экспериментальную деятельность детей.
Р
азвивать
умение решать проблемные задачи
делать
выводы
в процессе эксперимент
ирования, обосновывать суждения.
Развивать умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование: тазики с водой, стакан, носовой платок, резинка, пинцет, иголка, треугольник из картона, жидкое мыло, тальк, изображение жука водомерки.
I .Вводная часть
Ребята,
мы много говорили о воде
. Давайте вспомним
свойства воды
,
о которых вы уже знаете.
(
Ответы детей.
)
Ребята, обратите внимание -
на
каплю
воды
на
гладкой поверхности стола.
Как вы думаете, почему капелька
воды круглая
?
(
Ответы детей.
)
А как вы
думаете, почему жук-водомерка не
тонет?
(
Ответы детей.
)
Ребята, я предлагаю
пр
оверить ваши предположения, проведя несколько
опыт
ов. Но сначала вспомним правила
поведения
при проведении исследования. Нужно в
нимательно слушать,
отвечать на вопросы, оборудование брать только с разрешения
.
Мы уже знаем,
что вода
- жидкое вещество
: ее можно разливать, в нее можно погружать предметы. Как и любое вещество на нашей зе
мле, вода состоит из
м
аленьких частичек. Эти частички
воды
держаться вместе, как бы
«за руки»
. Вот эти маленькие частички на самой поверхности
воды
держаться друг за друга еще крепче. Это явление наз
ывается поверхностное натяжение
воды
.
Сегодня мы узнаем, почему капли
воды круглые
, почему некоторые предм
еты и насекомые в воде не тонут
Опыт 1. Опыт «Барьер из ткани»
Материалы: носовой платок, резинка, стакан с водой
Ход опыта: Нужно намочить и выжать носовой платок, затем накрыть стакан с водой платком и закрепить резинкой, хорошо ее натянув. Быстро опрокинуть стакан над тазиком. Вода не выливается из стакана!
Вывод: В мокром платке, все промежутки между ниточками заполнились водой - образовалось поверхностное натяжение воды. Вот так образовался барьер для воды из стакана.
Опыт 2.«Дырки в воде»
Материалы: тальк, тазик с водой.
Ход опыта: воду в тазике посыпать сверху тальком и попробовать проткнуть её пальцем. Тальк разбегается в разные стороны. Как только убираем палец, вода снова сходится и на поверхности восстанавливается пленка с тальком.
Вывод: действие поверхностного натяжения довольно сильное и прекращается только в тот момент, когда опускаем какой-либо предмет, например, палец.
Затем, обмакнув палец в жидкое мыло, снова проткнуть воду. Тальк быстро убегает от пальца в разные стороны и остаются просто дырки в воде. (Предложить детям сделать то же самое.)
Вывод: мыло немного разрушает силу поверхностного натяжения там, где опускался палец. Дырки, оставленные мыльным пальцем, не затягиваются, потому что оно не дает маленьким частичкам снова «взяться за руки».
Физминутка.
Как приятно в речке плавать!
Плавательные движения.
Берег слева, берег справа.
Повороты влево и вправо.
Речка лентой впереди.
Потягивания — руки вперёд.
Сверху мостик — погляди.
Потягивания — руки вверх.
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами?
Плавательные движения.
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем
Ходьба на месте.
И на травке отдыхаем.
А теперь снова вернемся к нашим опытам!
Опыт 3. Опыт «Лодка с мыльным двигателем»
Материалы: тазик, кусочек картона (треугольник), жидкое мыло, вода.
Ход опыта: опустим треугольную лодочку, острым углом к середине тазика, наполненного водой. Намочим палец жидким мылом и опустим его в воду за лодочкой. Лодочка сразу начинает двигаться в сторону середины тазика.
Вывод: В начале опыта лодочка стоит и не двигается, так как поверхностное натяжение влияет на нее со всех сторон с одинаковой силой. Мыло уменьшает силу сцепления «рук» маленьких частичек воды, и лодочка бежит туда, где это сцепление сильнее - вперед.
Подведение итогов.
О каком свойстве
воды мы сегодня узнали
?
(О поверхностном натяжении воды
.
Имен
но это свойство делает капельку
воды круглой
)
Наша работа на сегодня закончена. Нам удалось найти ответы лишь
на несколько вопросов, но мир вокру
г нас полон чудес и волшебства.