"Водоёмы родной Брянщины и их обитатели" ☼
Автор: Рузаева Любовь Евгеньевна
Исследовательско – творческий проект
«Водоемы родной Брянщины и их обитатели»
Выполнила:
Воспитатель МБДОУ
детского сада№ 128 «Алые паруса» г. Брянска
Рузаева Любовь Евгеньевна
Актуальность:
Экологическое образование дошкольников – это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относится к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка , способствует формированию положительных моральных качеств.
Вид проекта:
групповой, совместно с семьей, исследовательский.
Участники:
дети 6-7 лет, воспитатели, родители.
Цель:
- знакомство с водоемами родной Брянщины и их обитателями ( внешний вид, образ жизни и повадки), посредством проектной деятельности
Задачи:
-формирование у детей экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
- Осознание воспитанниками необходимости экологически ориентированного взаимодействия с природными объектами;
- развитие интереса к обитателем Брянских водоемов;
- формирование представлений о рыбах родного края;
формирование представлений о водоемах родного края
- развитие творческих способностей через художественно – прикладное искусство.
Формы и методы работы:
- Проектная деятельность. Создание коллажа «Чудо – озеро.»
- Диалог в опросной форме.
- Рассматривание иллюстраций, описательный рассказ.
- Использование мультимедийного оборудования.
- Моделирование ( изготовление моделей рыб; знаков, охраняющих водоемы).
-Беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры.
Материал к исследовательско – творческому проекту:
Глобус, карта Брянской области, фотовыставка речных рыб, обитающих в нашей области, модели рыб, коллаж « Чудо – озеро», диск с записью музыкальных сопровождений, отдельные экземпляры засушенных рыб, муляжи рыб игрушки раков, лягушек, улиток, ужей, буклеты .
Реализация проекта предусматривала три этапа и осуществлялась в соответствии с разработанным календарно – тематическим планом работы ( приложение 1)
I ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
1.Изучение педагогами методической и научно – популярной литературы по теме проекта.
2.Анкетирование родителей ( приложение 2)
3.Консультация для родителей по теме: «Водоемы родной Брянщины и их обитатели» ;
На основании результатов анкетирования были сделаны следующие выводы: многие родители мало знают о рыбном богатстве и разнообразии нашего края, не могут различить наиболее распространенных представителей рыб.
II ЭТАП. ПРАКТИЧЕСКИЙ.
Практический этап предусматривал проведение непосредственной образовательной деятельности с детьми по образовательным областям « Познавательное развитие», « Художественно-эстетическое развитие» , « Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
В качестве примера в приложении 3 представлен конспект непосредственно образовательной деятельности « Водоемы родного края и их обитатели»
Кроме того, с каждым воспитанником проводилась индивидуальная работа с целью расширения знаний о выбранном им представителе «Обитателя водоемов родной Брянщины».
Были созданы наглядные пособия для работы с детьми. Воспитанники совместно с родителями изготовили поделки рыб, приняли участие в оформлении выставки обитателей « Чудо – озера», на которой были представлены:
- муляжи рыб: (окунь, красноперка, сом, карась, сазан )
- цветные фото и рисунки рыб в естественной среде обитания.
- игрушки раков, лягушек, улиток, ужей.
- викторина « Обитатели наших рек: хищники и травоядные»
- дидактические игры: « Назови рыбу по фото или рисунку» ; « Распредели рыб по группам»
III ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
Итогом реализации проекта «Водоемы родной Брянщины и их обитатели» стала совместная творческая работа детей, педагогов и родителей по изготовлению буклетов « Ты мне нравишься, рыбка!» Так же была оформлена стендовая презентация проекта.
Данный проект оказал благотворное влияние на всех участников . В ходе совместной творческой работы с педагогами и семьей дети познакомились с природой родного края, получили новые знания, усовершенствовали навыки и умения работать с природным и другим разнообразным мелким материалом, расширили кругозор, научились осмысливать и доносить до окружающих полученную информацию, самостоятельно и интересно рассказывать о выбранном объекте. В ходе реализации проекта в детском саду была создана благоприятная среда, ориентированная на формирование экологической культуры воспитанников.
Приложение №1
Календарно – тематическое планирование работы по проекту « Водоемы родной Брянщины и их обитатели»
Срок проведения |
Мероприятие |
Содержание работы |
Октябрь |
Сбор информации педагогами по теме « Водоемы родной Брянщины и их обитатели» |
Изучение методической, научно – популярной и художественной литературы |
Ноябрь, декабрь |
Анкетирование ролителей |
Определение уровня информированности и заинтересованности родителей предложенной темой |
Декабрь, Январь |
Создание предметно – развивающей среды для реализации проекта |
Подбор и размещение в свободном доступе для детей фотографий, иллюстраций открыток. |
Февраль, март, апрель |
Организация основной образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей: « Коммуникация», « познание», «Художественное творчество», « Труд» , «Социализация», « Чтение художественной литературы», « Физ.культура», « Здоровье», « Музыка». |
Проведение НОД по темам: «Водоемы родной Брянщины и их обитатели» |
Февраль, март, апрель |
Совместное творчество взрослых и детей |
Создание дидактического альбома « Есть у нас такие рыбки»; Оформление портфолио проекта |
март |
Подготовка презентации проекта « Водоемы родной Брянщины и их обитатели» |
Создание презентации |
Апрель |
Презентация проекта |
Презентация проекта |
Приложение №2
Анкета для родителей по вопросам ознакомления детей с водоемами родной Брянщины и их обитателями
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!
Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов. Это поможет педагогам при организации работы над исследовательско-творческим проектом «Водоемы родной Брянщины и их обитатели»:
-
Известно ли Вам о многообразии Брянских водоемов и их обитателях?
да
нет
-
Согласны ли Вы с тем, что ребенка необходимо знакомить с Брянскими водоемами и их обитателями?
да
нет
-
Выезжаете ли Вы отдыхать на берег реки вместе с детьми?
да
нет
-
Как вы относитесь к рыбалке? Берете ли Вы с собой на рыбалку детей?
да
нет
-
Даете ли вы детям возможность рассмотреть чешую, плавники и т.п., сравнить разных рыб?
да
нет
-
Знакомите ли Вы детей с литературой (энциклопедиями, стихами, рассказами), посвещенной водным просторам Родного края?
да
нет
-
По Вашему мнению, информация о водоемах и рыбах Родного края расширяет кругозор ребенка?
да
нет
-
Как Вы относитесь к тому, что в группе будет организован проект «Водоемы родной Брянщины и их обитатели»
-
Желаете ли Вы вместе с ребенком принять участие в работе над проектом «Водоемы родной Брянщины и их обитатели»
Приложение №3
Конспект непосредственной образовательной деятельности в рамках проекта
«Водоёмы родного края и их обитатели».
(подготовительная группа)
Цель:
-
Формировать представления детей об водоёмах родного края и их обитателях;
-
бучать детей умению узнавать рыб по внешнему виду с помощью экспонатов фотовыставки, схем-моделей.
2. Развивать логическое мышление у воспитанников, путем использования проектного метода обучения и опытнической деятельности
3. Закрепить у детей навыки о правилах поведения в природе, с помощью схематических моделей.
4. Активизировать словарный запас детей.
5. Воспитывать у детей осознанное отношения к природе родного края.
Формы и методы работы:
Проектная деятельность. Создание коллажа «Чудо-озеро».
Диалог - беседа
Моделирование (изготовление моделей рыб : предметных, предметно-схематических); природоохранных знаков в виде схематических моделей).
Рассматривание иллюстраций, описательный рассказ.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Материал к непосредственной образовательной деятельности:
Глобус, карта Брянской обл., 2 ведра, условные обозначения (рыбная челюсть и водоросли), фотовыставка речных рыб, обитающих в нашей области, карточки с изображением рыб, коллаж «Чудо-озеро», диск с записью музыкальных сопровождений.
ХОД Занятия
В. Ребята , сегодня я предлагаю вам продолжить наши занятия школе «Юных экологов » и побыть учёными –исследователями.
В. Кто такие учёные ?
Д. Учёные- это люди, которые изучают различные объекты, наблюдают, проделывают опыты, эксперименты, изучают старинные научные книги, делают научные открытия , доказывают правильность своих суждений и т.д.).
В. Совершенно верно. Учёные делают……
В. Коллеги, приглашаю вас на наш учёный совет, занимайте свои места.
Дети – учёные проходят и рассаживаются на стульчиках.
В. Прежде чем объявить тему нашего ученого совета, отгадайте мою загадку:
На одной ноге стою
Головой своей кручу
Вам показываю страны
Реки, горы, океаны
Д. Глобус
В. Правильно, Глобус –это, что?
Д. Это уменьшенный макет планеты Земля. ,на котором расположены материки, разные страны, города, моря и океаны.
В. Как называется наша страна?
Д. Россия.
В.Кто может показать на глобусе нашу страну?
В. Россия занимает большую часть Европейского континента, Наша страна обладает большими богатствами. У нас много лесов, рек, озёр, полезных ископаемых. Это наша Родина.
В. Как вы понимаете выражение «малая родина»?
Д. Это край, где мы родились, учимся, живём. Это наша малая родина
В. Как называется наш край?
Д. Брянск, Брянская область.
В. Посмотрите на карту Брянской области, какая наша область, сколько у нас малых городов и разных сёл.
В. Коллеги, а что обозначает синий цвет на карте и глобусе ?
Д. Реки и маленькие озера
В. Какие реки протекают у нас на Брянщине, назовите ?
Д. Десна, Беседь, Болва, Ипуть, Снопоть, Сенеж, Крапивна
( можно показать на карте детям)
В. Да, мои дорогие учёные. Это наша малая родина, которую мы очень любим. А любить родину – значит знать её, изучать. Цель нашего учёного совета сделать очередные шаги в изучении нашего края его водоёмов и их обитателей.
В. Итак, внимание, на экран.
Системный оператор.
1-я картинка.
В. Перед вами обитатель водоёмов Брянщины –рыба. Рыбы — обитатели воды. Все особенности повадок и строения их связаны с жизнью в воде.
2-я картинка.
В. Коллеги- учёные , что вы можете сказать о строении рыбы ?
В. Чем все рыбы похожи?
Д. Рыба имеет обтекаемое тело, у неё есть плавники. С помощью парных плавников она может подниматься вверх и опускаться вниз. Плавники служат рулём и тормозом, хвост служит мотором рыбы, тело покрыто чешуёй и слизью, которая покрывает всё тело, помогает рыбе плавать, не допустить проникновение вредных бактерий. У рыб есть жабры. Жабры — орган дыхания, как правило, неразрывно связанный с жизнью в водной среде.
В. Как вы понимаете слово «обтекаемая форма»?
Д. обтекаемая форма- это когда голова заострена и плавно переходит в туловище
В. Чтобы подтвердить ваше предположение, давайте отправимся в лабораторию .
Опыты
1-й опыт:
Перед детьми предметы раной формы: кубы, конусы, цилиндры.
В. Как нам выяснить, зачем рыбам обтекаемая форма?
Д. Взять предметы раной формы: кубы, конусы, цилиндры и
Протянуть в воде каждый предмет.
В. Проведите эксперимент.
Дети выполняют опыт
В. Что вы заметили?
Д. Что конус острым концом рассекает воду, его легче тянуть, кубику мешают углы, а цилиндр также тяжело тянуть в воде
В. Какой мы с вами коллеги, можем сделать вывод?
Д. Легко протягивать в воде гладкие предметы, имеющие вытянутую форму, рассекающие узкой, заострённой частью плотную воду . Значит обтекаемая форма позволяет рыбам легко передвигаться.
В. Вы сказали, что тело рыбы покрыто чешуёй. Почему чешуйчатые пластинки располагаются строго от головы до хвоста, назад?
Д. Чтобы легче скользить по воде.
В. Как мы можем это доказать?
Д. Для этого мы берём шишку с ниткой и потянуть сначала одну шишку с верёвкой спереди, а другую ,наоборот, верёвкой сзади.
Дети выполняют опыт
В. Что вы заметили, какую шишку тянуть легче ?
В. Легче тянуть шишку,у которой чешуйки распущены назад. Точно также чешуйки на теле у рыбы . Они помогают скользить в воде.
В. Какой мы можем сделать вывод?
Д. Обтекаемая форма позволяет рыбам легко передвигаться. Чешуйчатые пластинки располагаются строго от головы до хвоста, назад, что позволяет рыбам легче скользить по воде.
В. Уважаемые ученые исследователи прошу вернуться вас к нашему экрану и продолжить наше заседание.
3-я картинка
В. Где обитают рыбы Брянщины ?
Д. В реках и озёрах
В. Почему они любят водоёмы?
В. Чем питаются рыбы в водоёмах?
Д. Одни рыбы травоядные, другие хищные
В. Какие рыбы обитают в реках Брянской области, я знаю, что вы проводили исследования, и можете с нами поделиться.
В. Какая рыба в нашей реке самая хищная?
Д. щука
Рассказы детей
Щуку - прозвали речным волком. Она охотится из засады, притаившись где-нибудь в камыше, нападает на мелких рыбёшек и на крупных, если голодна, может утащить на дно утёнка или гусёнка. У неё сильные плавники. Щуку называют речным санитаром. Она нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы, не даёт распространяться болезням.
Окунь - полосатый красавец. У него красные плавники. Окунь питается мелкой рыбёшкой, когда плотве некуда деваться от погони, она начинает выпрыгивать из воды, окунь хватает её при падении.
? ( сазан- описание, краснопёрка, сом, карась, ерш- описание).
В. Молодцы наши учёные, сколько, много рассказали нам про обитателей наших водоемов.
4-я картинка.
В. Коллеги, а рыбы сразу становятся взрослыми?
В. Как называются детёныши рыб?
Д. Мальки
В. Из чего они выводятся?
Д. из икринок
В. Большинство рыб откладывает икру, из икры появляются мальки. А некоторые сразу рождают живых рыбок.
Фикультминутка.
Превращение икринки в маленького малька, в большую рыбку.
В. Прошу вернуться к нашему экрану и продолжить наше заседание учёного совета
5-я картинка.
В. Как живут рыбы?
Д. Одни большими семьями (Пример), другие стаями(пример), кто-то в одиночку( пример).
В. Совершенно верно. Одни рыбы собираются в стаями, другие одиноко плавают и т.д
6-я картинка.
В. Как вы думаете, кто будет соседями наших рыб?
Д. Ракушки, водные жуки и …….
7-я картинка
В. Какую пользу приносят водоёмам рыбы?
Д. Рыбы являются санитарами водоёмов……?
В. Какую пользу приносят человеку?
Д. Люди едят рыбу, она полезная, вкусная
8-я картинка
В. учёные –исследователи ответьте мне на такой вопрос, как узнать возраст рыбы?
Д. Возраст рыбы можно узнать по чешуйкам. У них есть кольца. А один год появляется одно кольцо. Эти кольца называются годичными или годовыми. Точно также мы определяем возраст деревьев на пнях
В. Сколько живут рыбы, почему погибают, кто съедает?
Д.
В. Некоторые рыбы доживают до ста лет, т.е. гораздо больше, чем живёт человек. Например, щуки живут 60-80 лет, это примерно столько сколько живёт человек, а есть рыбы, которые живут всего два года.
9-я картинка
В. Вопрос. Нужны ли рыбы ? Что сделать, что бы их стало больше?.
Д. ответы детей .
В. А сейчас нам предстоит спуститься на речное дно и обследовать его. Но для начала подготовимся к погружению
Дети делают дыхательную гимнастику, упражнения
В. Мы спустились с вами на дно реки. Посмотрите все ли предметы речные?
В. Найдите лишнее.
В. Хорошо ли живется речным животным среди банок и пакетов?
В. Что нужно сделать, чтобы река стала чистая?
Д. собрать мусор
В ведро для мусора дети бросают мусор.
В. Как стало без мусора чисто и светло.
В. Как надо себя вести, чтобы природе не нанести вреда?
В. Уважаемые коллеги, я вижу, что вы провели очень большую исследовательскую работу по изучению водоёмов Брянского края, его обитателей. Но у нас осталось много неизученных вопросов, которые мы будем проводить исследования на наших занятиях в «Школе юных экологов»
Рефлексия.
В. А теперь обратите внимание на наше озеро. Как только в озере стало чисто и светло, рыбки захотели с нами поиграть. Дети угадывают эмоции рыб, изображают и объясняют причину данного настроения.
У меня в руках рыбки трёх цветов.
Желтую - зовут Хорошо.
Оранжевую - Очень Хорошо.
Красную - Отлично.
В. Выберите ту рыбку, имя которой будет вашей оценкой нашего научного совета.
Список литературы:
-
Л.Е.Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева Программа дошкольного образования «От рождения до школы».
-
О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»..
-
С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».
-
Журнал «Старший воспитатель»
-
Д. Админ «Речные рыбы»
-
«Хищные рыбы» Каталог статей «Рыбацкий рай»
-
С.М. Николаева «Место игры в экологическом воспитании дошкольников» - 1996
-
Т.М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет – 2002
-
Н.А. Рыжова «Знакомим с подводным царством», «Как люди обидели реку».
-
Н.Г. Зеленова Л.Е. Осипова «Мы живем в России».