Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Водоросли. Общая характеристика. Одноклеточные зеленые водоросли. | Покашникова Мария Владимировна. Работа №312502

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Водоросли - это растения (фотосинтезирующие организмы с целлюлозными клеточными оболочками), живущие, как правило, в водоемах.

Зеленая водоросль спирогира образует тонкие длинные нити, кторые часто называют тиной.

Водоросли - древнейшие представители растений. Они появились в протерозое. Водоросли создали условия для дальнейшего развития жизни на Земле.

Фотосинтезирующие водоросли - первые организмы, которые приспособились использовать солнечную энергию для создания органических веществ из неорганических и насытили атмосферу кислородом.

 

Внеклассное мероприятие в 5-6 классах по теме "Водоросли. Общая характеристика. Одноклеточные зеленые водоросли".

 

Покашникова Мария Владимировна,

учитель биологии

МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №8

с углубленным изучением математики и английского языка"

города Боровичи Новгородской области,

кандидат сельскохозяйственных наук

 

 

Цели:

Обучающийся умеет:

- описать одноклеточную зеленую водоросль;

- работать в группе.

Содержание: Одноклеточные зеленые водоросли. Строение хламидомонады и хлореллы. Способы питания. Размножение водорослей. Образование гамет (половых клеток) при неблагоприятных условиях. Описание одноклеточной зеленой водоросли по составленному плану.

Технология: Технология деятельностного метода «Школа 2000…» (системно-деятельностный уровень) Л. Г. Петерсон

Демонстрационный материал:

I. План описания растительной клетки.

План описания растительной клетки:

1.Строение.

2. Питание.

3. Размножение.

4. Приспособленность к перенесению неблагоприятных условий окружающей среды.

II. Понятие «одноклеточная зеленая водоросль», представители одноклеточных зеленых водорослей.

Водоросли - самые древние растения на Земле, среди них есть одноклеточные и многоклеточные. Водоросли относятся к низшим растениям, они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев.

Несмотря на относительно простое строение, различные группы водорослей имеют свои особенности и происходят от различных предков.

Простейшие зеленые водоросли - одноклеточные. Из одноклеточных зеленых водорослей наиболее известны представители родов хлорелла, хламидомонада

 

III. План описания одноклеточной зеленой водоросли.

План описания одноклеточной зеленой водоросли

1. Строение.

2. Питание.

3. Размножение.

4. Приспособленность к перенесению неблагоприятных условий жизни.

 

IV. Готовый препарат кожицы лука.

V. Эталон для самопроверки

Хламидомонада.

1. Строение: одноклеточная зеленая водоросль. Движется в воде при помощи двух жгутиков. Снаружи покрыта оболочкой, под которой расположена цитоплазма с ядром. Имеется также маленький красный "глазок" - светочувствительное тельце (стигма), крупная вакуоль, заполненная клеточным соком, и две маленькие пульсирующие вакуоли. Хлорофилл находится в хроматофоре.

2. Питание: Через оболочку хламидомонада поглощает из воды минеральные вещества и углекислый газ. На свету в хроматофоре в процессе фотосинтеза образуется сахар (из него - крахмал) и выделяется кислород. Она может поглощать и готовые органические вещества, растворенные в воде.

3. Размножение: летом при благоприятных условиях хламидомонада размножается делением. Перед делением она перестает двигаться и теряет жгутики. Из материнской клетки освобождаются 2-4, а иногда и 8 клеток. Эти клетки в свою очередь делятся. Таков бесполый способ размножения хламидомонады.

4. Приспособленность к перенесению неблагоприятных условий жизни: При наступлении неблагоприятных для жизни условий (похолодание, пересыхание водоема), внутри хламидомонады возникают гаметы (половые клетки). Гаметы выходят в воду и соединяются попарно. При этом образуется зигота, которая покрывается толстой оболочкой и зимует. Весной зигота делится. В результате деления образуются 4 клетки - молодые хламидомонады. Это половой способ размножения.

VI. Эталон для самопроверки

Хлорелла.

1. Строение: одноклеточная зеленая водоросль. Клетки ее мелкие, шаровидные. Снаружи клетка покрыта оболочкой, под которой находится цитоплазма с ядром, а в цитоплазме - зеленый хроматофор.

2.Питание: хлорелла активно поглощает из окружающей среды органические вещества. Поэтому ее применяют при биологической очистке сточных вод. Благодаря способности хлореллы создавать большое количество органического вещества ее используют для получения кормов.

3. Размножение: хлорелла очень быстро размножается спорами - клетками, образующимися при делении внутреннего содержимого материнской клетки. Из одной материнской клетки формируется от 4 до 32 спор.

4. Приспособленность к перенесению неблагоприятных условий жизни: представители данного рода распространены повсеместно, так как нетребовательны к условиям окружающей среды и интенсивно размножаются.

VII. Домашнее задание:

Домашнее задание:

Параграф 14. С.56. Вопросы 1-2 с. 57.

Предложите способы решение экологической проблемы - цветения водоема?

VIII. Правило работы в группе.

Правило работы в группе.

1. Выслушивать и уважать мнение товарища.

2. Работать дружно, сообща, уметь распределять задания в группе.

3. Вежливо обращаться к друг другу, а также вежливо делать замечания.

4. При необходимости оказывать помощь друг другу!

IX. Эталон для самопроверки

Части клетки

Функции

Ядро

Деление клетки, носитель генетической информации

Цитоплазма

Вязкое внутреннее содержимое клетки

Вакуоль

Содержит клеточный сок

Хлоропласты

Образование органических веществ за счет процесса фотосинтеза

Оболочка

Форма клетки, обмен веществ

Раздаточный материал

1.Текст.

Хламидомонада.

Хламидомонада обитает в загрязненных органикой мелких водоемах, лужах. Хламидомонада является одноклеточной водорослью. Ее клетка имеет овальную форму, но один из ее концов слегка заострен и на нем находится пара жгутиков. Жгутики позволяют достаточно быстро передвигаться в воде ввинчиванием.

Клетка покрыта оболочкой. В цитоплазме есть ядро, светочувствительный глазок (стигма), крупная вакуоль, содержащая клеточный сок, а также пара мелких пульсирующих вакуолей.

Хламидомонада обладает способностью двигаться по направлению к свету (благодаря стигме) и кислороду.

Хлорофилл находится в большом хроматофоре. Здесь протекает процесс фотосинтеза. Она также способна поглощать готовые органические вещества, присутствующие в воде.

В благоприятных условиях хламидомонада размножается бесполым способом. При этом ее клетка отбрасывает жгутики и делится, образуя 4 или 8 новых клеток. В результате хламидомонада достаточно быстро размножается, что приводит к так называемому цветению воды.

В неблагоприятных условиях (холод, засуха) хламидомонада под своей оболочкой образует половые клетки (гаметы) в количестве 32 или 64 штук. Гаметы выходят в воду и сливаются. В результате образуются зиготы, которые покрываются плотной оболочкой. В таком виде хламидомонада переносит неблагоприятные условия среды. Когда условия становятся благоприятными (весной, период дождей), зигота делится, образуя четыре клетки-хламидомонады.

 

II. Текст.

Хлорелла.

Одноклеточная зеленая водоросль, обитающая в пресных водоемах и влажной почве. Хлорелла имеет шаровидную форму без жгутиков. Также у нее нет светочувствительного глазка (стигмы).

В цитоплазме присутствует ядро и хроматофор с хлорофиллом. Фотосинтез протекает весьма интенсивно, поэтому хлорелла выделяет много кислорода и производит много органического вещества. Также как хламидомонада, хлорелла способна усваивать готовые органические вещества, присутствующие в воде.

Для хлореллы характерно бесполое размножение делением. Она очень быстро размножается спорами - клетками, образующимися при делении внутреннего содержимого материнской клетки. Из одной материнской клетки формируется от 4 до 32 спор.

Представители данного рода распространены повсеместно, так как нетребовательны к условиям окружающей среды и интенсивно размножаются.

 

III. Таблица для самооценки работы в группе

Правило

Самооценка

«+» / «-»

Оценка других

учащихся

«+» / «-»

Слушай внимательно, не перебивай

 

 

Записывай идеи

 

 

Высказывай свое мнение спокойно, логично

 

 

Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия

 

 

Оборудование: культура хламидомонады, предметные стекла, стеклянные палочки, листы A4, микроскоп, учебник «Биология 5 класс» (Пасечник В. В. – М.: Просвещение 2012 (Линия жизни), 2012).

ХОД УРОКА

 

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Я рада вас приветствовать на уроке биологии! Сегодня нас ждут открытия, новые сведения об окружающем мире, в котором мы живем. Вы готовы? Тогда начнем!

- Давайте послушаем стихотворение:

Кто вершина сегодняшней жизни?

И хотя мним себя, человека,

Одноклеточных в нас организмов

Много больше, чем собственных клеток.

И невидимые организмы

Могут быть нас, великих, умнее.

А случись на земле катаклизмы,

Лишь микробов миры уцелеют.

И распустит из них сначала

Древо жизни другие ветки.

Всё большое родится в малом,

Как из клеток единых детки.

Татьяна Серова-Рязанская

- Какое строение имеют живые организмы? (Клеточное строение).

- В основном все клетки имеют похожую структуру. Это наименьшая структурная и функциональная единица живого организма. Клетки могут иметь разные функции, а, следовательно, и вариации в их строении.

Во многих случаях клетки могут выступать в роли самостоятельных клеточных организмов. Сегодня у нас появится такая возможность с ними познакомиться. Хотите их узнать? (Да).

- А как вы узнаете новое на уроке? (Мы сначала повторим то, что понадобится, обобщим, выполним пробное задание, у нас может, не получится, мы остановимся, подумаем и сами опишем новые клеточные организмы).

- Как вы будете работать? (Самостоятельно).

- Я желаю вам успешного усвоения нового материала!

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Чтобы узнать что-то новое, что надо сделать сначала? (Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке).

- А с помощью чего мы рассматривали растительную клетку? (С помощью увеличительных приборов - микроскопов).

- Правильно. С помощью светового микроскопа мы можем рассмотреть "жителей" микромира.

- Давайте повторим, из каких частей состоит микроскоп? (Штатив, предметный столик, тубус, окуляр, объективы, зеркало, винты).

- Предлагаю выполнить задание: рассмотреть под микроскопом готовый препарат кожицы лука.

- Что вы видите? Какая клетка образует кожицу лука? (Растительная клетка).

- Работаете в группах. Результаты оформляете на листах. Давайте вспомним правила работы в группе. (Выслушивать и уважать мнение товарища, работать дружно, сообща, уметь распределять задания в группе, вежливо обращаться к друг другу, а также вежливо делать замечания, при необходимости оказывать помощь друг другу).

На доске появляется правило работы в группе VIII).

Правило работы в группе.

1. Выслушивать и уважать мнение товарища.

2. Работать дружно, сообща, уметь распределять задания в группе.

3. Вежливо обращаться к друг другу, а также вежливо делать замечания.

4. При необходимости оказывать помощь друг другу!

- В группах выполните задание: соотнесите части клетки с выполняемыми ими функциями.

На доске появляется эталон для самопроверки (ДIX)

Части клетки

Функции

Ядро

Деление клетки, носитель генетической информации

Цитоплазма

Вязкое внутреннее содержимое клетки

Вакуоль

Содержит клеточный сок

Хлоропласты

Образование органических веществ за счет процесса фотосинтеза

Оболочка

Форма клетки, обмен веществ

Один учащийся выполняет задание у доски.

- Выполните задание: составьте план описания растительной клетки.

Учащиеся выполняют задание.

- Давайте проверим, все ли у вас получилось?

Учащиеся предъявляют результат выполнения задания.

- Объясните, почему вы считаете, что задание выполнили правильно? (Мы знаем план описания растительной клетки. Чтобы описать растительную клетку нужно знать ее строение, способы питания, размножение, перенесение неблагоприятных условий окружающей среды).

На доске появляется план описания растительной клетки (Д I).

План описания растительной клетки:

1. Строение.

2. Питание.

3. Размножение.

4. Приспособленность к перенесению неблагоприятных условий окружающей среды.

Внимание на экран.

- Мы увидели клетки, которые интенсивно двигались. Это одноклеточная зеленая водоросль - хлорелла.

На доске появляется определение одноклеточных зеленых водорослей, их представителей II).

Водоросли - самые древние растения на Земле, среди них есть одноклеточные и многоклеточные. Водоросли относятся к низшим растениям, они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев.

Несмотря на относительно простое строение, различные группы водорослей имеют свои особенности и происходят от различных предков.

Простейшие зеленые водоросли - одноклеточные. Из одноклеточных зеленых водорослей наиболее известны представители родов хлорелла, хламидомонада

- Какое задание вы должны выполнить? (Задание на пробное действие).

- Составьте план описания одноклеточной зеленой водоросли.

Учащиеся выполняют задание.

- А теперь поднимите руку, у кого получилось описать одноклеточную зеленую водоросль?

- А теперь поднимите руки, кто не смог выполнить задание?

- Вы уверены, что составили план описания одноклеточной зеленой водоросли правильно? Вы можете обосновать ваши результаты?

III. Выявление места и причины затруднения.

- Обсудите, пожалуйста, в группах, в чем затруднения?

- Что вы не можете сделать и почему? (Мы не можем, обосновать свои ответы, мы не умеем описывать одноклеточные зеленые водоросли).

- Вы, молодцы, и постарались выполнить задание, но у вас у всех возникли разные затруднения, но учения без затруднений не бывает.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

- Ребята, добро пожаловать к самым древним растениям на Земле.

На стенах и мебели в классе развешены карточки со словами.

- Попробуйте составить тему урока.

Учащиеся из слов составляют тему урока.

- Запишем тему урока в тетрадь. (Водоросли. Общая характеристика. Одноклеточные зеленые водоросли).

- А теперь давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. Чему мы должны сегодня научиться? (Мы должны научиться описывать одноклеточные зеленые водоросли).

- Для этого мы с вами поработаем в группах.

- Предложите, как вы будете действовать, если у вас есть план описания растительной клетки I) и текст в учебнике (С. 57). (Прочитаем текст, используя план описания растительной клетки, попробуем описать одноклеточную зеленую водоросль, если что-то не совпадет по ходу работы, то подумаем, внесем изменения в разрабатываемый план описания одноклеточной зеленой водоросли, сделаем вывод).

- Запишем план дальнейшей работы:

1. Используя план описания растительной клетки и текст в учебнике, сравнить способы описания клеток, сделать вывод.

2. Составить план описания одноклеточной зеленой водоросли.

3. Потренироваться применять план описания одноклеточной зеленой водоросли на различных заданиях.

V. Реализация построенного проекта.

Результаты работы групп на листах вывешивается на доску.

Один из учащихся проговаривает план описания одноклеточной зеленой водоросли, остальные дополняют, уточняют. Согласованный план записывается на доске.

- Сравните составленный вами план с эталоном.

На доcке открывается план описания одноклеточной зеленой водорослиIII).

План описания одноклеточной зеленой водоросли

1. Строение.

2. Питание.

3. Размножение.

4. Приспособленность к перенесению неблагоприятных условий жизни.

- Мы все правильно сделали? (Да).

- Скажите, все ли затруднения вы сняли? (Мы знаем план описания одноклеточной зеленой водоросли, можем обосновать свои действия.)

- Что помогло вам достичь цели? (Правила работы в группе).

- Вы составили план описания одноклеточной зеленой водоросли.

- Какую задачу мы должны еще выполнить? (Надо потренироваться в применении плана описания одноклеточной зеленой водоросли).

Эмоциональная разгрузка (водоросль - хлопаем, другой растительный объект - топаем).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Я предлагаю задание, выполнять которое вы будете в группах, комментируя выполнение задания - пошагово проговаривая план описания одноклеточной зеленой водоросли. Полученный результат запишите в тетрадь.

Но сначала давайте вспомним основные правила работы в группе.

Дети перечисляют правила.

На доске появляется правило работы в группе VIII).

- Я предлагаю вам задание: опишите хламидомонаду по составленному плану, используя предложенный вам текст. Полученный результат запишите в тетрадь.

Текст I):

Хламидомонада.

Хламидомонада обитает в загрязненных органикой мелких водоемах, лужах. Хламидомонада является одноклеточной водорослью. Ее клетка имеет овальную форму, но один из ее концов слегка заострен и на нем находится пара жгутиков. Жгутики позволяют достаточно быстро передвигаться в воде ввинчиванием.

Клетка покрыта оболочкой. В цитоплазме есть ядро, светочувствительный глазок (стигма), крупная вакуоль, содержащая клеточный сок, а также пара мелких пульсирующих вакуолей.

Хламидомонада обладает способностью двигаться по направлению к свету (благодаря стигме) и кислороду.

Хлорофилл находится в большом хроматофоре. Здесь протекает процесс фотосинтеза. Она также способна поглощать готовые органические вещества, присутствующие в воде.

В благоприятных условиях хламидомонада размножается бесполым способом. При этом ее клетка отбрасывает жгутики и делится, образуя 4 или 8 новых клеток. В результате хламидомонада достаточно быстро размножается, что приводит к так называемому цветению воды.

В неблагоприятных условиях (холод, засуха) хламидомонада под своей оболочкой образует половые клетки (гаметы) в количестве 32 или 64 штук. Гаметы выходят в воду и сливаются. В результате образуются зиготы, которые покрываются плотной оболочкой. В таком виде хламидомонада переносит неблагоприятные условия среды. Когда условия становятся благоприятными (весной, период дождей), зигота делится, образуя четыре клетки-хламидомонады.

На работу в группах отводится 3 минуты.

- Проверим, что у вас получилось. Представьте свои результаты, объясните свои ответы.

У доски отвечают по одному представителю группы. Затем один учащийся фиксирует результат на доске. Результат проверяется по эталону для самопроверки V):

Хламидомонада.

1. Строение: одноклеточная зеленая водоросль. Движется в воде при помощи двух жгутиков. Снаружи покрыта пектиновой оболочкой, под которой расположена цитоплазма с ядром. Имеется также маленький красный "глазок" - светочувствительное тельце (стигма), крупная вакуоль, заполненная клеточным соком, и две маленькие пульсирующие вакуоли. Хлорофилл находится в хроматофоре.

2. Питание: Через оболочку хламидомонада поглощает из воды минеральные вещества и углекислый газ. На свету в хроматофоре в процессе фотосинтеза образуется сахар (из него - крахмал) и выделяется кислород. Она может поглощать и готовые органические вещества, растворенные в воде.

3. Размножение: летом при благоприятных условиях хламидомонада размножается делением. Перед делением она перестает двигаться и теряет жгутики. Из материнской клетки освобождаются 2-4, а иногда и 8 клеток. Эти клетки в свою очередь делятся. Таков бесполый способ размножения хламидомонады.

4. Приспособленность к перенесению неблагоприятных условий жизни: При наступлении неблагоприятных для жизни условий (похолодание, пересыхание водоема), внутри хламидомонады возникают гаметы (половые клетки). Гаметы выходят в воду и соединяются попарно. При этом образуется зигота, которая покрывается толстой оболочкой и зимует. Всеной зигота делится. В результате деления образуются 4 клетки - молодые хламидомонады. Это половой способ размножения.

 

- Все ли так выполнили задание? (…)

- Какое качество помогло вам достичь цели, ответить на вопросы? (Активность.)

- Почему? ( Если бы мы не были активными, не участвовали в общей работе группы, мы не смогли бы описать хламидомонаду за три минуты).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Вы готовы поработать самостоятельно, чтобы проверить и оценить как вы научились описывать одноклеточную зеленую водоросль? (Да).

- Выполните задание: опишите хлореллу, используя предложенный текст. Результат запишите в тетрадь.

Текст (P II).

Хлорелла.

Одноклеточная зеленая водоросль, обитающая в пресных водоемах и влажной почве. Хлорелла имеет шаровидную форму без жгутиков. Также у нее нет светочувствительного глазка (стигмы).

В цитоплазме присутствует ядро и хроматофор с хлорофиллом. Фотосинтез протекает весьма интенсивно, поэтому хлорелла выделяет много кислорода и производит много органического вещества. Также как хламидомонада, хлорелла способна усваивать готовые органические вещества, присутствующие в воде.

Для хлореллы характерно бесполое размножение делением. Она очень быстро размножается спорами - клетками, образующимися при делении внутреннего содержимого материнской клетки. Из одной материнской клетки формируется от 4 до 32 спор.

Представители данного рода распространены повсеместно, так как нетребовательны к условиям окружающей среды и интенсивно размножаются.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Результат проверяется по эталону для самопроверки VI), результат проверки фиксируется при помощи знаков "+" или "?"

На доске Д VI:.

Хлорелла.

1. Строение: одноклеточная зеленая водоросль. Клетки ее мелкие, шаровидные. Снаружи клетка покрыта оболочкой, под которой находится цитоплазма с ядром, а в цитоплазме - зеленый хроматофор.

2.Питание: хлорелла активно поглощает из окружающей среды органические вещества. Поэтому ее применяют при биологической очистке сточных вод. Благодаря способности хлореллы создавать большое количество органического вещества ее используют для получения кормов.

3. Размножение: хлорелла очень быстро размножается спорами - клетками, образующимися при делении внутреннего содержимого материнской клетки. Из одной материнской клетки формируется от 4 до 32 спор.

4. Приспособленность к перенесению неблагоприятных условий жизни: представители данного рода распространены повсеместно, так как нетребовательны к условиям окружающей среды и интенсивно размножаются.

 

- Все ли так выполнили задание? ()

- Молодцы! Вы хорошо справились с работой!

- У кого были затруднения при выполнении этого задания?

- На каком шаге было затруднение? Что нужно сделать, чтобы правильно описать одноклеточную зеленую водоросль? (Быть внимательным. Потренироваться еще.)

Эмоциональная разгрузка (водоросль движется - раз, водоросль движется - два, водоросль движется - три, одноклеточная зеленая водоросль на месте замри).

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Форма работы индивидуальная и парами. Творческие задания предлагаются на выбор.

1. Сделайте макет "цветущего" с одноклеточными зелеными водорослями (хламидомонада, хлорелла) Подручный материал: пластилин.

 

IX. Рефлексия учебной деятельности.

- Какая цель урока была? (Научиться описывать одноклеточные зеленые водоросли).

- Достигли ли мы цели? (Да).

- Почему вы считаете, что достигли? (Мы составили план описания одноклеточной зеленой водоросли и последнее задание выполнили правильно).

-Можно ли сказать, что сегодня вы были настоящими учениками (Да).

- Помогла ли вам работа в группах?

- Оцените свою работу в группе, затем дайте вашу таблицу соседу по парте.

Учащимся предлагается заполнить таблицу (P III).

Правило

Самооценка

«+» / «-»

Оценка других

учащихся

«+» / «-»

Выслушивать и уважать мнение товарища

 

 

Работать дружно, сообща, уметь распределять задания в группе

 

 

Вежливо обращаться к друг другу, а также вежливо делать замечания

 

 

При необходимости оказывать помощь друг другу!

 

 

- У кого оценки совпали?

- У кого не совпали? Над каким правилом вам нужно еще поработать?

- Запишите домашнее задание VII).

Домашнее задание:

Параграф 14. С.57. Вопросы 1-2 с. 57.

Какой вклад в развитие микробиологии внес Роберт Гук?

- Расскажите, а как вы будете выполнять свое домашнее задание?

Урок окончен, спасибо за работу!

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Куревина О. А., Петерсон Л. Г. Концепция образования современный взгляд. М., 1999. – 21 с.

2. Пасечник В. В. Биология: бактерии, грибы, растения. 5 класс. Методическое пособие к учебнику В. В. Пасеника "Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс" / В. В. Пасечник. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 91 с.

3. Пасечник В. В. Биология 5 класс. – М.: Дрофа, 2012. – 144 с.

4. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А. Типология уроков деятельностной направленности в образовательной системе "Школа 2000...". – М.: АПК и ППРО, УМЦ "Школа 2000...", 2008. – 48 с.

5. http://festival.1september.ru

6. https://krasnoperova.jimdo.com

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×