«Военная реформа 1924-1928 гг. и её историческое значение» | Радионова Мария Константиновна. Работа №342147
Актуальность работы обусловлена тем, что опыт, накопленный во время
проведения военной реформы 1924-1928 гг. имеет немалое значение и в
наше время. Работа позволяет изучить те преобразования, которые
происходили в условиях радикально изменившегося политического строя
страны; получить достоверные результаты и сделали выводы, извлечь уроки,
позволяющие избежать повторение ранее совершаемых ошибок.
1.Предпосылки военной реформы 1924-1928 гг.
Победа советского народа и его армии над объединёнными силами иностранных
интервентов и внутренней контрреволюции дала возможность Советской стране приступить к
восстановлению разрушенного народного хозяйства. Однако, переход от войны к миру был
сопряжен с величайшими трудностями как внутреннего, так и внешнеполитического
характера.
Крайне сложным и тяжёлым было внутреннее положение России. В результате
четырёхлетней империалистической (Первой Мировой) и трёхлетней гражданских войн страна
была разорена, народное хозяйство разрушено, а именно:
Объем продукции крупной промышленности составлял седьмую часть довоенного её
производства;
Выплавка стали составляла всего менее 5% ее довоенного производства;
Почти вдвое уменьшилась продукция сельского хозяйства, а неурожайный 1921 год ещё
более усилил бедственное положение трудящихся.
Помимо сложной внутренней обстановки существовала еще и опасность интервенции,
поэтому стране необходимо было обеспечивать надежную оборону. Тем не менее,
самыми главными задачами были:
Перевод Вооруженных сил на мирное положение и сокращение их численности;
Определение путей дальнейшего развития Красной Армии в новых условиях.
В Вооружённых силах необходимо было провести преобразования, потому что:
Во-первых, экономически невозможно и объективно нецелесообразно было содержать
многомиллионную армию в связи с ограниченными материальными возможностями страны,
так как даже в условиях мирного времени необходимо было переводить расходы на оборону.
Во-вторых, Красная армия значительно отставала от армий главных капиталистических
государств по технической оснащённости и обеспеченности военно-хозяйственным
имуществом.
В-третьих, демобилизационные настроения, массовое перемещение кадров, изменение
районов дислокации, отсутствие планомерного ведения боевой и политической подготовки
отрицательно сказывалось на боевой готовности Вооружённых Сил.
В-четвёртых, социальная незащищённость, недостатки в материальном положении
командного и рядового состава отразились на моральном состоянии войск. Командир взвода
Красной Армии получал в месяц 42 руб., в то время как во франции (в переводе на советские
рубли того времени)- 57 руб., в побеждённой Германии-62 руб., в Англии-212 руб.
Великобритания тратила на одного солдата 2500 руб, СССР-750 руб1.
Эти факторы потребовали проведения всесторонней военной реформы. Также следует
подчеркнуть, что в тот период зависло военное строительство ввиду сложной социальной
обстановки и внутриполитической борьбы.
С 1918 г. военное ведомство возглавлял Л. Троцкий. Роль военного лидера на несколько лет
дала Троцкому необъятную власть, которая со временем начала вызывать настороженность
«старых большевиков», недолюбливавших Троцкого Использовавшиеся Троцким жёсткие
методы военного времени привели его к целому ряду личных конфликтов, в том числе с
Зиновьевым Г. Е. и со Сталиным ,которые делали все, чтобы дискредитировать Троцкого и
устранить его как опасного соперника. Между тем члены партии большевиков видели в Л.
Троцком не только соратника В.И. Ленина, но и одного из возможных его преемников.
В марте 1923г. при Совете труда и Обороны (СТО) была создана комиссия во главе с М.Ф.
Фрунзе, которая изучала и обобщала общие предложения, направленные на реорганизацию
армии. Для определения основных направлений военного строительства в июне 1923 г. Была
образована специальная комиссия ЦКК-РКИ под председательством В.В. Куйбышева ( затем
С.И. Гусева), которая преследовала и политические цели, стремясь снять Л. Троцкого с
должного управления военным ведомством.
Проверив все центральные управления военного ведомства, Западный, Украинский,
Московский, Северо-Кавказский военные округа и Балтийский флот, комиссия вывела
крупные недостатки в работе центрального, местного аппаратов и строевых частей. Она
пришла к выводу, что Красная Армия боеспособной силы не представляет.
В январе 1924 г. по настоянию Сталина создаётся Военная комиссия ЦК для подготовки
дополнительных материалов о положении дел в Красной Армии и разработке мер по
значительному подъему ее боеспособности. Эту комиссию вновь возглавлял Гусев. Вердикт
комиссии ЦК о небоеспособности РККА был ещё более категоричен. Особо отмечалось, что Л.
Троцкий устранился от работы в Реввоенсовете, там все сосредотачивалось в руках его
заместителя Э.М. Склянского и начальника штаба П.П. Лебедева. Отсюда следовал логический
вывод: основным элементом перестройки аппарата управления должно быть освобождение
его от сторонников Троцкого.
Между И.В. Сталиным и М.В. Фрунзе существовала личная неприязнь. Фрунзе был
самостоятельно мыслящей личностью, обладал высоким авторитетом в армии и государстве.
Его независимость на определённом этапе стала вызывать недоверие Сталина и его
окружения. Во Фрунзе они увидели одного из лидеров, который мог противостоять
утверждению культа личности.
1См: Фрунзе М.В. Доклад на Закавказском съезде советов // Красная звезда – 1924.-18 июня
В результате неудачной хирургической операции, обстоятельства назначения и проведения
которой до сих пор до конца не известны, в конце 1925г. М.В. Фрунзе умер в возрасте сорока
лет. По мнению Б. Бажанова, причиной смерти Фрунзе могло быть подозрение Сталина:
«Фрунзе видит для себя в будущем роль русского Бонапарта». В воспоминаниях А. Лариной
(Бухариной) приводится версия, по которой Сталин убил Фрунзе из-за признания вторым
авторитета Троцкого и уважительного отношения к нему до последнего.
После смерти В.М. Фрунзе на пост наркома по военным и морским делам был назначен К.Е.
Ворошилов, который никогда не смел перечить И.В. Сталину.
Таким образом, проблема кадров занимала особое место в политической борьбе и оказала
существенное влияние на ход проведения военной реформы.
2. Основные направления военной реформы и ее историческое значение.
Основное содержание военной реформы сводилось к следующему:
реорганизация систем органов военного управления;
переход к смешанной кадровой и территориально-милиционной системе комплектования
и построения войск;
техническое оснащение и совершенствование организационно-штатной структуры;
создание системы обучения и воспитания войск.
Рассмотрим основные мероприятия военной реформы.
Одной из основных задач реформы была реорганизация системы органов военного
управления.
Советское государство придавало первостепенное значение организации управления
Красной Армией, составу, функционированию, в особенности центральному военному
аппарату, так как от правильной организации и функционирования органов управления
зависела боеспособность армии.
Сложившийся в годы войны аппарат военного управления был аппаратом военного времени,
его структура и деятельность определились, прежде всего, потребностями войны. С
переходом Красной Армии на мирное положение перед военным аппаратом встали новые
задачи и потеряли актуальность некоторые старые, вследствие чего многие органы
управления потеряли своё значение. Некоторые другие органы должны были существенно
изменить свои функции и методы работы.
Новая организация военного аппарата создавалась в соответствии с приказом РВС СССР 1924
г. От 28 марта и включала в себя следующие меры:
В центральном военном аппарате перестали использовать меры, применяемые в военное
время;
Была ликвидирована должность Главкома, надобность в которой для мирного времени
совершенно отпала. Наоборот, существование этой должности в ряде случаев вносило
путаницу в работу центральных военных органов.
В ходе реорганизации центрального военного управления в 1921-1923 гг. были объединены
полевой штаб и Всеросглавштаб в единый штаб рабоче-крестьянской Красной армии, взявший
в свои руки руководство всей боевой подготовкой армии, организацию обороны государства и
обслуживание текущих нужд повседневной жизни армии. Перегруженный повседневной
мелочной работой штаб не мог успешно решить ни одной из своих задач. Поэтому вместо
единого Штаба РККА создавались три самостоятельных органа управления:
-Оперативное-штаб РККА
-Административное- Главное управление РУККА
-Подготовки войск- Инспекторат РККА.
Главным являлся, несомненно, Штаб РККА. Определяя его задачи, М.В. Фрунзе писал :» Этот
оперативный штаб должен стать военным мозгом для всего нашего Советского государства и
должен поставлять тот материал, который ляжет в основу работ Совета Обороны(2). В состав
штаба РККА входили следующие управления: оперативное, организационно-мобилизованное,
военных сообщений, разведывательное и боевой подготовки. С целью укрепления этого
важнейшего органа и поднятия его авторитета начальником и комиссаром Штаба РККА был
назначен М.В. Фрунзе (по совместительству), помощником начальника и комиссара Штаба
РККА – М.Н. Тухачевский (с 18 июля- заместитель начальника штаба РККА), помощником
начальника Штаба РККА- Б.М. Шапошников.
В рамках реформирования центрального военного аппарата были образованы :
Управление ВВС;
Управление Военно-Морских сил;
Военно-санитарное управление;
Военно-учебное управление и др.
Для руководства важнейшими управлениями нарком военмора были назначены
зарекомендовавшие себя в годы гражданской войны и иностранной интервенции военные
деятели: начальник управления РУККА- Н.Н. Петин, инспектор- РККА- С.С. Каменев,
начальником снабжения РУККА- И.С. Уншлихт, начальником Военно-Морских Сил-
Э.С.Панцержанский, инспектором кавалерии – С.М.Будённый, начальником военно-учебных
заведений – И.Э. Якир и т.д.
Одним из результатов реформы центрального аппарата явилось радикальное обновление
его личного состава. Были устранены косные, бюрократические элементы, некомпетентные в
техническом отношении кадры, не принимавшие участия в гражданской войне, не
интересовавшиеся ее опытом и не признавшие его. На их место были выдвинуты молодые
командиры, прошедшие боевой путь в гражданской войне, получившие военное образование
в военных учебных заведениях. В результате этого произошло значительное омоложение
центрального военного аппарата: более чем в четыре раза сократился удельный вес
работников старше 50 лет ( с 21 до 5 процентов), за их счёт вырос удельный вес других
возрастных групп, в особенности ниже 30 лет (31 процент) и от 30 до 40 лет (38 процентов).
Обновление аппарата привело и к другим важным качественным его улучшениям. Так, в
составе центрального аппарата повысилось число высшего командного состава, улучшился
состав сотрудников с точки зрения военной подготовки. Удельный вес окончивших военную
академию увеличился за период с 1 апреля по 1 сентября 1924г. в десять раз, количество
командиров в центральном аппарате увеличился в тот же период в три раза. Вместе с тем
была создана возможность для резкого сокращения численности центрального и окружного
аппаратов. С октября 1923 по октябрь 1924 г. Центральный аппарат был сокращён на 22,7
процентов, аппараты военных округов- в среднем на 33,5 процента, аппарат органов
снабжения- на 40 процентов. Таким сокращением управленческого аппарата удалось
уменьшить расходы государства, что позволило улучшить материальное положение
командному составу.
Наряду с изменениями структуры центрального военного аппарата были коренным образом
пересмотрены принципы и методы его работы. За центральным аппаратом остались функции
общего руководства, а непосредственное руководство перешло к местам.
Была объявлена решительная борьба бумажному методу руководства, который
господствовал в аппарате военного ведомства. Бумажная отчётность приняла
гиперболические размеры и отнимала огромное количество средств, людей и внимания. Как
пример можно привести факт, что в морском ведомстве нашлась такая форма от чётности,
которая уцелела со времён Петра 1 не имевшая1 никакого отношения к современным
потребностям Военно-Морского флота. Исходя из этого, Реввоенсовет потребовал поднять
роль устного доклада распоряжения, поднять чувство ответственности за их содержание и
выполнение, а письменные доклады составлять , как правило, лишь при возникновении
сложных и важных вопросах. Было запрещено требовать от подчиненных сведений более, чем
это указано центром. В результате бумажная отчётность уменьшилась на три четверти.
Одновременно с реформой центрального военного управления в соответствии с приказом
РВС от 15 апреля 1924 года «О реорганизации окружных аппаратов управления РККА» была
проведена реформа окружного и местного военного управления.
В результате проведённых военно-административных изменений на 1 октября 1926г. В СССР
имелось восемь военных округов: Московский, Ленинградский, Западный, Приволжский,
Украинский, Северо-Кавказский, Сибирский, Среднеазиатский и одна отдельная армия-
Кавказская Красноармейская Армия.
В округах была введена новая, гораздо более упрощённая и работоспособная структура
окружных аппаратов управления. В её основе лежала идея построения окружного аппарата
по функциональному признаку, что требовало решить проблемы подготовки и
инспектирования войск, текущей жизни округа, материального снабжения и т.д.,
сконцентрировать в самостоятельных органах окружного аппарата.
В результате реформы структура военно-окружного аппарата приобрела следущий вид:
1.Во главе округа стоял командующий или РВС круга;
2.Штаб округа состоял из следующих отделов: оперативного, военных сообщений, учебного,
строевого, мобилизационного и по укомплектованию, по командному составу,
разведывательного, а также административно-хозяйственного и шифровального отделений;
3. Начальники родов войск: артиллерии, инженерных, связи, химических;
4. Окружные управления: политическое, военно-воздушных сил, санитарное, ветеринарное и
снабжения.
В результате этой реорганизации упростилась структура военно-окружного аппарата,
сократилось число управлений, инспекций, отделов и отделений.
Командующие войсками военных округов были назначены видные советские
военноначальники, имевшие богатый опыт управления войсками: К.Е. Егоров, А.И. Корк, М.К.
Левандовский, И.П. Уборевич и другие.
Таким образом, в результате проведенных мероприятий были ликвидированы пережитки
военного периода в аппарате управления: коренным образом улучшена система организации
и работы военного аппарата, внесена плавность и систему в его работы; ликвидированы
параллелизм и неразбериха, существовавшие в военном ведомстве; значительно обновлён,
сокращён и улучшен аппарат управления.
Важнейшим мероприятием военной реформы был переход к смешанной кадровой и
территориально-муниципальной системе комплектования и построения войск.
Переход страны к мирному созидательному труду потребовал нового подхода к вопросам
строительства Вооружённых Сил. Нужно было разрешить возникшее противоречие. С одной
стороны, международная обстановка диктовала необходимость содержания кадровой армии
такой численности, которая обеспечила бы поддержание постоянной боевой готовности
Вооружённых сил, возможность военного обучения всего призывного контингента, готовность
надежно прикрыть мобилизационное развертывание сил на случай войны и выставить на поле
боя многомиллионную армию. В конкретных условиях 20-х годов такая кадровая армия
должна была состоять 1,5-2 млн. человек. С другой стороны, государство не могло тогда
содержать такую большую армию ни по политическим соображениям, ни по материальным
возможностям. Содержание такой армии легло бы непосильным бременем на
государственный бюджет, на плечи трудящихся страны, затормозило бы восстановление
народного хозяйства. Именно это вынудило Советское правительство довести кадровую
армию к лету 1924 г. до 562 тыс. человек, т.е она была сокращена почти в 10 раз по сравнению
с 1920 г. Это был предел. Дальнейшее уменьшение армии становилось опасным. Численность
Красной Армии была на 183 тыс. человек меньше французской и на 17 тыс. человек меньше,
чем армия Румынии, Польши и Прибалтийских стран вместе взятых.1
В то время, как во Франции на каждые 10 тыс. жителей содержалось 200 солдат, Румынии-95,
в Польше-98, в Эстонии-128, в Советском государстве- только 412.Идя на такое сокращение
своих Вооруженных Сил, Советское правительство демонстрировало свое миролюбие,
отсутствие каких-либо агрессивных намерений. Но кадровая армия в 562 тыс. человек в случае
войны не могла решить те задачи, которая должна решить военная система страны.
Например, она могла пропустить через себя и обучить только 30 процентов годного
контингента страны, в то время как французская армия пропускала через себя 68,3 процента,
польская- 70 процентов, румынская- 66,6 процента призывного контингента. Такое положение
ставило советское государство в весьма невыгодные условия с точки зрения подготовки и
накопления боевых резервов по сравнению с капиталистическими странами.
* См.: Фрунзе М.В. Собрание сочинений. -Т.2. – с.57
Нужно было найти систему строительства Вооружённых Сил государства, которая делала бы
содержание армии не столь обременительным для народного хозяйства и обеспечивала бы
военную подготовку всех граждан, пригодных к военной службе. Такой выход был найден в
переводе Красной Армии на новый принцип организации и комплектования на основе
сочетаний кадровой армии с территориальными формированиями.
В рассматриваемый период полностью оставались кадровыми виды вооружённых сил и рода
войск, насыщенные сложной боевой техникой, такие, как ВМФ, ВВС, бронетанковые части, а
также большинство стрелковых и кавалерийских дивизий приграничных округов.
Отличительными особенностями территориально-милиционной системы строительства армии
является то, что призывные контингенты проходят действительную военную службу в
территориальных частях в условиях, близких к их повседневному труду, не отрываясь на весь
период службы от своей производственной деятельности. Большую часть времени они
проводят вне казармы. Военная подготовка в территориальных частях осуществляется путем
ежегодных краткосрочных учебных сборов.
Создавая территориально-милиционное формирования, правительство учитывало, что
нововведения в военной сфере должны проводиться осмотрительно, и предупреждало
государственных, военных работников об ответственности за последствия такого серьёзного
шага. Территориальные формирования создавались постепенно, каждый последующий этап
осуществлялся на основе изучения и обобщения пройденного пути и приобретённого опыта.
Непосредственная подготовка к организации территориальных формирований началась в
конце 1922г. Специальная комиссия во главе с М.В. Фрунзе разработала практические
рекомендации, связанные с переходом части Сухопутных войск на территориальное
положение. К весне 1923г. «Об организации территориальных войсковых частей и проведении
военной подготовки трудящихся2»
Декрет устанавливал порядок организации, комплектования и порядок прохождения службы
в территориальных частях.
Наиболее оптимальным способом дислокации территориальных формирований было
размещение их в определенных административных границах: дивизия-в губернии, полк или
батальон-в уезде, рота-в волости. Такое расположение было преимущественно удобным для
учёта красноармейцев переменного состава, установления наиболее тесной связи военного
командования с местными советскими органами.
Закон об обязательной военной службе 1925 г. Установил следующий порядок прохождения
обязательной военной службы, которая начиналась по достижении 19-ти лет продолжалась до
40 лет. Военная служба состояла из трех элементов:
1.Допризывная подготовка;
2.Действительная военная подготовка;
Состояние в запасе
Допризывная подготовка. Допризывную подготовку проходили все трудящиеся: мужчины,
достигшие 19 лет. Допризывная подготовка продолжалась по достижения юношами 21 года (
именно в этом возрасте они призывались на действительную военную службу). Задача
допризывной подготовки заключалась в том, чтобы дать молодёжи военно-политические
2См.: Свод законов СССР.- 1923.- №92.- С.915
знания и физическую закалку. Общая продолжительность допризывной подготовки в течение
двух лет составляла 2 месяца (420 часов).
Для территориально-милиционных войск допризывная подготовка являлась не только
основой предварительной подготовки. На период её проведения ставились те задачи,
которые в кадровых частях служили предметом трех месяцев учёбы. Следует отметить, что
ассигнования на нужды вневойсковой подготовки и её совершенствование постоянно росли.
Так, в 1923-1924 годах на это выделялось 750 тыс. рублей, в 1924-1925 годах- 1,2 млн. рублей,
в 1925-1926 гг.- 2,8 млн. рублей.
Важным элементом строительства Вооружённых Сил государства была действительная
военная служба. По закону СССР 1925 г. она продолжалась 5 лет. В кадровых частях- 5 лет. В
кадровых частях действительная военная служба слагалась из:
А) непрерывной службой в частях продолжительностью от 2 до 4 лет, в зависимости от рода
войск;
Б) состояния в долгосрочном отпуске ( от 1 года до 3-х лет).
Следовательно, если непрерывная служба в частях продолжалась 4 года ( как, например, на
флоте), то прошедший её военнослужащий её находился в краткосрочном отпуске на 1 год, а
если непрерывная служба продолжалась 2 года, то краткосрочный отпуск составлял 3 года.
Территориально-милиционные формирования на 16-20 процентов состояли из кадрового
состава: весь высший, старший, часть среднего и младшего командного состава, а также
некоторое количество красноармейцев, необходимых для несения дежурства, охраны и
обслуживания учебной и боевой базы в период между сборами.
Закон 1925 г. по пунктам регулировал порядок прохождения действительной военной службы
переменным составом в территориальных частях.
В первый год службы граждане, определённые в переменный состав территориальных
формирований, сразу не зачислялись в штаб частей, а проходили трехмесячное
предварительное обучение при этих частях в частях в качестве новобранцев. Это обучение
явилось второй ступенью воинской подготовки, идущей до призывной подготовки. Основная
задача допризывной подготовки заключалась в том, чтобы подготовить новобранцев к
действиям в составе отделения и взвода.
В течение следующих четырех месяцев военной службы красноармейцы переменного состава
состояли в штабе территориальных частей и проходили учебные сборы общей
продолжительностью 8-12 месяцев, но не более двух месяцев в каждом году.
Кроме обучения на этих сборах, переменный состав всех родов войск привлекался ещё на
краткосрочные повторные сборы по месту жительства ( до одной недели в году). Всё
остальное время переменный состав числился состоящим в долгосрочном отпуске, проживая
дома и занимаясь обычной трудовой деятельностью. Это способствовало укреплению
духовного потенциала армии путём прочного сплочения отдельных граждан, проживающих в
одном месте и составляющих одну воинскую часть.
Кроме того, принцип территориальности облегчал мобилизацию армии и ускорял её,
устранял ряд всевозможных воинских перевозок, что весьма ценно и важно для быстрого
приведения в боевую готовность Вооружённых Сил страны.
Основным достоинством территориально-милиционных формирований являлась
относительная экономическая подготовка в системе их резервов. Если на содержание
кадровой дивизии в 1925г. требовалось около 1 млн. 800 тыс. рублей в год, то содержание
территориально-милиционной дивизии обходилось в 1 млн. 700 тыс. рублей в год. В то же
время в кадровой дивизии боевую подготовку осуществляли 4400 человек за два года, а в
территориально-милиционной-12 тыс. человек за 8 месяцев. Этим не ограничивались затраты
на содержание территориально-милиционных формирований. Если же брать территориально-
милиционную систему в её полном, развёрнутом виде, то она, безусловно, требует больше
1923/24 1924/25 1925/26 1926/27
средств. Она предполагает дальнейший культурный подъём всего населения, массовое
привлечение юношей к спорту, развитие военно-прикладных видов спорта и сооружение по
всей стране тысяч стрелковых тиров.
Территориальные дивизии и части были созданы почти по всей стране. Так, если в 1922-1923
гг. территориальных дивизий было всего 10, то в 1923-1924 гг. их уже становится 34, в 1925-
1926 гг.- 70.
Советское государство не идеализировало территориальную систему. Наряду с
преимуществами оно видело и ее недостатки. К их числу относятся:
Более низкий уровень боевой подготовки по сравнению с кадровыми частями;
Меньшая степень организованности, дисциплины, чувства боевой сплочённости;
Связанность формирований с определённой территорией (что затрудняло передвижение
войск, их сосредоточение на важных оперативно-стратегических направлениях и т.д).
Расширение численности территориальных формирований привело к определённым
трудностям. К концу 1923 г. Только 48 процентов территориальных частей имели нормальные
районы комплектования с радиусом до 50 километров, 36 процентов частей имели радиус
комплектования от 50 до 100 километров, и 16 процентов- с радиусом более 100 километров.
От радиуса комплектования зависел вопрос аудиенции на сборы. Например, район
комплектования 13-й территориальной стрелковой дивизии имел протяжённость с севера на юг
250 километров; 12-я территориальная кавалерийская дивизия имела район комплектования
протяжённостью с севера на юг 300 километров.
В ряде случаев территориальные формирования создавались из кадровых частей, для которых
фактически не было никаких условий и предпосылок развития, 94-я территориальная стрелковая
дивизия получала переменный состав из 25 районов Восточной Сибири и Восточно-сибирского
края, 35-я территориальная стрелковая дивизия- из 17 районов Восточно-сибирского края.
Некоторые районы комплектования переменного состава были удалены от штаба полка на 650
километров. Район комплектования 12-й территориальной стрелковой дивизии (СибВО) был
равен территории Сибири и Швейцарии, вместе взятых.3 Все это снижало уровень боевой и
мобилизационной готовности территориальных формирований
Важной частью военной реформы являлось мероприятие советского правительства по
повышению боеспособности войск на основе технического оснащения Вооружённых Сил,
совершенствования организационно-штатной структуры войск.
Эти вопросы находились в центре внимания советского правительства. Несмотря на
установившийся в стране в 20-е гг. режим жёсткой экономии, РККА продолжала получать
необходимые средства для укрепления своего боевого потенциала, наблюдался рост военного
бюджета. (см. таблицу в млн. руб)
3 Кулик Ф.Г. Исторический опыт деятельности партии по созданию территориально-милиционных
формирований: Дис… канд. Ист. Наук. – М..: ВПА, 1989.- С.99
377 420 551 634
За три года военный бюджет был увеличен в 1,2 раза. Несмотря на это, выделяемых средств было
явно недостаточно для полной гарантии военной безопасности страны.
Для сравнения: военный бюджет 1926-1927 гг. составлял только 40 процентов военного бюджета
царской России в 1913 г.
Распределение военного бюджета СССР в 1924-1927 гг.
Наименование расходов Доля расходов в процентах
[object Object][object Object][object Object]
Денежное содержание военнослужащихНатуральное довольствиеТехническое снабжениеОрганизационно-административные расходыУчебные и кульпросветрасходы 26,69 24,4236,467,592,03 26,0924,4240,656,332,51 2,9126,0133,624,412,45
Из таблицы видно, что основная часть расходов приходилась на техническое снабжение войск,
натуральное довольствие и денежное содержание военнослужащих. Доля организационно-
административных расходов постоянно снижалась. Это позволило улучшить работу военной
промышленности. На конкурсной основе из множества образцов стрелкового и артиллерийского
оружия отбирались лучшие. Стрелковые, кавалерийские дивизии и полки укреплялись в своей
огневой подготовленности. К концу 1924 г. в стрелковом полку имелось уже 45 станковых и 27
ручных пулемётов, количество артиллерийских дивизионов в армии увеличилось по сравнению с
1923 г. с 55 до 126. В последующие годы военной реформы армия пополняется ещё большим
числом пулемётов и артиллерии. В 1927 г. на вооружение поступают отечественный ручной
пулемёт Дегтярёва и полковая пушка 76-мм.
Подъем экономики страны дал возможность промышленности в 1927 г. приступить к серийному
производству легких танков Т-18 отечественной конструкции. Такой танк имел на вооружении 37-
мм пушку и пулемёт. В 1928 г. Был создан второй образец советского танка.
В октябре 1925 г. были введены единые штаты стрелковых частей и соединений. Высшим
тактическим соединением сухопутных войск стал корпус, а основным тактическим соединением-
дивизия. Советская конница оставалась одним из важнейших родов войск.
Общевойсковая артиллерия подразделялась на корпусную, дивизионную, полковую. В
распоряжении главного командования находилась артиллерия основного назначения.
Создавались основные танковые и механизированные части. Броневые силы, ещё крайне
ограниченные, предназначались для усиления стрелковых войск и конницы.
В ходе осуществления военной реформы получают дальнейшее развитие войска
противовоздушной обороны. С сентября 1920 г. в каждой авиационной и зенитно-артиллерийской
части назначались специальные штатные командиры-корреспонденты. С их помощью была
подготовлена и в 1925 г. проведена дискуссия о проблемах ПВО. Прямым итогом дискуссии
явилось принятие в 1926 г. пятилетнего плана строительства воздушной обороны государства,
который предусматривал развитие истребительской авиации, зенитной артиллерии, зенитных
прожекторов, пулемётов, создание специальных частей воздушного наблюдения, оповещения и
связи (ВНОС) вокруг Москвы, Ленинграда, Баку и других крупных городов страны.
В августе 1924 г. в Петрограде был сформирован первый полк зенитной артиллерии РККА, а в 1927
г. создается там же зенитная артиллерийская бригада.
Восстановление промышленных предприятий позволило улучшить поставки необходимой
военной техники в части зенитной артиллерии. К осени 1917 г . удалось почти полностью заменить
полевые пушки в частях ПВО зенитными орудиями образца 1914 и 1915 гг. А в 1928 г. на
вооружение начали поступать усовершенствованные зенитные орудия образца 1915-1918 гг.
Орудия имели начальную скорость снаряда 730 м/с и могли обстреливать воздушные цели на
высоте до 8000 метров. В этом же году на вооружение стала поступать металлическая повозка
образца 1925 г., позволявшая использовать в зенитной артиллерии тракторную тягу.
В 1928 г. народным комиссаром по военным и морским делам К. Е. Ворошиловым было
утверждено положение о противовоздушной обороне страны. В нём говорилось:
«Противовоздушная оборона имеет назначение- защиту Союза СССР от воздушных нападений,
с использованием для этой цели сил и средств, принадлежащих как военному, так и
гражданскому ведомствам и соответствующим военным организациям». Положение
определяло, что основу организационного строения противовоздушной обороны составляли
пункты ПВО , входившие в состав секторов, которые, в свою очередь, были включены в состав
военных округов. Начальники гарнизонов обычно являлись и начальниками пунктов
противовоздушной обороны.
Все это свидетельствовало о начинавшемся подъёме советской авиации, о ликвидации ее
зависимости от Западных стран. Если в 1892 г. 90 процентов самолётов, поступавших на
вооружение Красной Армии, были приобретены за границей, в 1923 г.- около 50 процентов, то в
1925 г. потребность страны в самолётах была полностью покрыта отечественным производством.
Советское руководство сотрудничало в области авиации с Германией, Англией, Францией и
Италией. Однако западные поставки не могли вооружить Военно-воздушные силы современными
самолётами. Советский воздушный флот в межвоенный период весьма значительно уступал
воздушным флотам крупнейших капиталистических стран.
В ходе реформы совершенствовалась система снабжения войск. Руководство организацией
снабжения Красной Армии и Флота было сосредоточено в руках начальника снабжения РККА И.С.
Уншлихтом. В связи с этим при нём были созданы следующие управления: артиллерийское,
военно —техническое, военно-строительное, военно-хозяйственное, военно-финансовое.
Хозяйственный аппарат военного и морского ведомств был объединён. Была введена в систему
плановость снабжения, начиная от центральных органов и кончая войсковой частью.
Рассмотрение заготовительных планов, табелей, норм, расчётов потребностей и т.д. было
возложено на плановую комиссию РВС страны, председателем которой являлся начальник
снабжения Красной Армии.
Таким образом, руководством делом снабжения Красной Армии было организованным.
Корпусные и дивизионные аппараты снабжения были освобождены от обязанностей по
обеспечению войск всеми видами довольствия и выполняли лишь функции контроля за
деятельностью полкового хозяйственного аппарата, а также разрабатывали мобилизационные
планы материального обеспечения. Была установлена непосредственная связь между
довольствующими управлениями и войсками. Прямое снабжение войск осуществлял полковый
аппарат, которому предоставлялось право получать обмундирование и снаряжение
непосредственно из окружных магазинов и складов, минуя промежуточные инстанции,
заготавливая продукты на местах.
Следует отметить факт расширения демократических форм в организации снабжения воинских
частей, что нашло своё воплощение в учреждении военной кооперации. Приказом Реввоенсовета
СССР от 18 февраля 1925 г. номер 183 было утверждено «Положение о военной кооперации»,
которое разрешало создавать при отдельных воинских частях, соединениях, в гарнизонах
кооперативные торговые предприятия, столовые, парикмахерские, пошивочные мастерские, и
устанавливало принцип их деятельности.
Для руководства кооперативным движением в армии и на флоте согласно Положению при
Реввоенсовете СССР была утверждена Центральная кооперативная комиссия, а в округах и на
флотах действовали окружные кооперативные комиссии.
В воинских частях на общих собраниях военнослужащие избирались кооперативные комиссии. В
их задачи входило:
Принятие мер к возможно более полному удовлетворению нужд военнослужащих и
членов их семей через кооперативы.
Скорейшая организация необходимых кооперативных предприятий.
Наблюдение за деятельностью имеющихся военных кооперативов.
Поиск соответствующих работников для занятия должности в этих кооперативах.
Принятие претензий и рассмотрение жалоб на кооперативы.
Организация кредита для военнослужащих и т.д.
К сожалению, военные кооперативы прекратили свое существование в период свертывания НЭПа.
(НЭП (Новая Экономическая Политика) проводилась советской властью в период с 1921 по 1928
годы. Это была попытка вывести страну из кризиса и придать толчок в развитии экономики и сельского хозяйства. Но итоги НЭПа оказались ужасными, и в конечном итоге Сталину пришлось в спешном порядке прерывать этот процесс, для создания индустриализации, поскольку политика НЭПа практически полностью убила тяжелую промышленность.)
Практика следующих лет подтвердила разумность созданной структуры органов снабжения. Опыт
пополнения материальных запасов и продовольствия представляет определённую ценность для
снабжения Вооружённых Сил РФ в условиях рыночной экономики.
В ходе военной реформы серьёзное внимание было уделено улучшению всей системы
подготовки и усовершенствованию военных кадров. Обучение и усовершенствование военных
кадров осуществлялось через систему военных учебных заведений трех типов:
1)Нормальные военные школы;
2) Готовившие кадры среднего состава;
3) Курсы усовершенствования и высшие школы, усовершенствовавшие знания командиров
Красной Армии, и военные академии, готовившие командный союз старшей и высшей категории.
Вместо краткосрочных курсов для подготовки командиров среднего звена вводится нормальная
военная школа. Большая работа была проведена по установлению однотипности военных школ-
созданы единые штаты для школы каждого рода войск, улучшена вся система обучения. Усилена
связь военно-учебных заведений с войсками.
Большое внимание было уделено улучшению учебного процесса ,обеспечению военных школ
квалифицированным преподавательским составом. Были приняты ряд мер по улучшению
снабжения и питания курсантов военно-учебных заведений. 26 ноября 1924 г. пленум
Реввоенсовета СССР принял специальное постановление « О сети военно-учебных заведений»,
которое предусматривало ряд мер по улучшению работы военной школы.
Важную роль в улучшении работы военной школы сыграло Первое Всесоюзное совещание
военно-учебных заведений РККА, которое состоялось в апреле 1925 г. В своем приветствии
совещанию М.В. Фрунзе предложил совещанию уделить особое внимание вопросам подготовки
курсантов в школе, в частности практической работы в поле, вопросам все большего сближения
школы с армией в процессе её повседневной деятельности.
В 1925 г. в стране имелось 8 академий, 10 курсов усовершенствования командного состава, 29
военных школ, 2 подготовительные школы.
Подготовка военных кадров академиями и училищами обеспечила серьёзные сдвиги в
социальном составе командиров. Уже в 1924 г. командиры из рабочих и крестьян составили до 85
процентов всего командного состава Красной Армии.
Забота Советского государства о создании и укреплении военной школы обеспечила
планомерную подготовку необходимого числа командных, политических и технических кадров.
Составной частью военной реформы являлся переход к единоначалию. К концу 1924 г. этот
переход был необходим. Этому предшествовала большая подготовительная работа. В декабре
1924 г. пленум Реввоенсовета утвердил инструкцию по практическому осуществлению
единоначалия. 2 марта 1925 г. был издан приказ РВС ССР «О введении единоначалия в РККА».
Единоначалие повысило чувство ответственности командиров за боеспособность войск. Оно стало
наиболее целесообразной формой управления войсками и важнейшим принципом военного
строительства.
В годы военной реформы широко развёртывается строительство национальных воинских частей.
Как известно, царское правительство, боясь доверить оружие народам, которых оно нещадно
угнетало и эксплуатировало, не допускало к военной службе узбеков, туркменов, таджиков,
казахов, киргизов, горские народы Северного Кавказа и др. Это было одним из проявлений
национальной политики царизма, политики национального гнёта и порабощения.
Законом об обязательной военной службе 1925 г. для представителей иного национального
состава, которые ранее призывались на военную службу и имели свои командные кадры, не
делалось никаких исключений в порядке прохождения военной службы. Из них на данной
территории на общих основаниях формировались национальные воинские части и соединения. В
тех же республиках, областях, районах, население которых к отбыванию воинской повинности в
царской России не привлекалось, а потому не имелось национальных военных кадров,
требовалась постепенность такой работы. Вначале создавалась сеть военных школ,
комплектовавшихся трудящимися данной национальности, проводились пропагандистские
мероприятия. Одновременно организовывалась допризывная подготовка молодёжи по особым
программам применительно к местным условиям и с учётом общенаучного уровня обучаемых.
С появлением национальных кадров командного состава сперва создавались небольшие
войсковые формирования, как правило, в виде особых подразделений в составе кадровых частей
Красной Армии, дислоцированных на территории данной республики.
Обучение красноармейцев в национальных частях по общеустановленным программам, как
правило, осуществлялось на родном языке. Языком командования и управления был
соответствующий национальный язык, причём шло параллельное обучение красноармейцев
исполнительным командам на русском языке. Национальному командному составу в
обязательном порядке предписывалось овладеть русским языком. В подразделениях
национальных меньшинств внутри войсковых частей РККА языком командования и управления
оставался русский язык.
Подход к обучению на родном языке в ряде национальных формирований приостанавливался из-
за отсутствия твёрдо установленной военной терминологии, почти полного отсутствия уставов,
наставлений, учебников, а также учебных и наглядных пособий на национальных языках.
Развёртывание строительство национальных формирований, Советское правительство
последовательно требовало сохранения полного единства Вооружённых Сил, единого управления
и организационно-штатной структуры, высокого уровня боевой подготовки.
Наиболее успешно создание национальных воинских формирований происходило на Украине, в
Белоруссии, в Закавказской Советской Федеративной Социалистической республике. Концу 1924 г.
были развёрнуты четыре национальные стрелковые дивизии в Закавказье (две грузинские,
армянская и азербайджанская), четыре украинские стрелковые дивизии, одна белорусская и ряд
других частей и подразделений. Национальные формирования в Красной Армии к весне 1925 г.
составил 10 процентов ее общей численности.
В 1924-1925 гг. вводятся временные уставы:
-Устав внутренней службы;
-Устав гарнизонной службы;
-Строевой устав;
-Устав по стрелковому делу;
-Боевой устав кавалерии;
-Боевой устав артиллерии;
-Боевой устав бронесил РККА;
-Устав корабельной службы РККА.
Уставы воплотили боевой опыт первой мировой и гражданской войн. В них отразились
важнейшие принципы советского военного искусства- тесное взаимодействие в бою всех родов
войск, активный характер боевых действий, всесторонний учёт всех моральных и материальных
факторов и конкретной обстановки при ведении боя и т.д.
В этот период перестраивается вся система боевой подготовки войск. Она стала проводиться по
разработанным планам и программам. Особое внимание в боевой подготовке уделялось
изучению боевого опыта первой мировой и гражданской войн. Центр тяжести в обучении войск
был перенесён на подготовку их в условиях, приближённых к боевой обстановке.
Боевая учеба личного состава войск противовоздушной обороны строилась на основе опыта
гражданской войны и с учётом поступления в части и подразделения новой боевой техники. В
1928 г. в ряде округов были проведены учения новой боевой техники. Такое обучение
проводилось в Ленинградском военном округе. Части ПВО Ленинграда и отряды МПВО
действовали в условиях, приближённых к боевой обстановке. В одном из налётов авиации
«противника» участвовало более 50 самолётов. Серьёзное внимание учениям придавал
командующий войсками округа М.Н. Тухачевский. Учение показало возросшую силу систему ПВО
Ленинграда, хорошую подготовку личного состава частей противовоздушной обороны.
В ходе военной реформы была значительно улучшена работа по воспитанию личного состава. В
1925 г. для рядового и младшего командного состава были введены обязательные политические
занятия о единой программе. Проводилась большая работа по ликвидации неграмотности. Для
командного состава устанавливался обязательный минимум общеобразовательных и
политических знаний.
С 1 января 1924 г. начала выходить первая всеармейская военно-политическая газета «Красная
звезда». Она провела ряд дискуссий о путях развития отечественной авиации, артиллерии,
бронетанковых, химических, инженерных войск и принципах их боевого использования в войнах
будущего. На страницах газеты обобщался передовой опыт обучения и воспитания войск.
Таковы мероприятия, составившие содержание военной реформы.
Заключение
В результате проведения военной реформы 1924-1925 гг. Красная
Армия стала представлять серьёзную боевую силу. Организация
армии, система её комплектования и подготовки кадров были
приведены в соответствие с требованиями военной теории и
практики, с экономическими возможностями государства.
Улучшился весь процесс обучения и воспитания войск.
Однако нельзя не замечать и того, что проходившая в условиях
формирования культа личности Сталина военная реформа не
смогла использовать все возможности и резервы своего времени.
Одни её мероприятия проводились не до конца, другие
диктовались больше личностными, чем военно-политическими
соображениями, реализация некоторых направлений
сдерживалась нерешительностью высшего военного руководства.
В ходе осуществления военной реформы накоплен уникальный
опыт, который учитывался и за рубежом. Например, её элементы
использовались при создании национальной гвардии в США, во
французской армии и флоте. В Швейцарии территориально-
милиционная система с некоторыми поправками на местные
условия существует по сей день. Разумеется, опыт времени
проведения военной реформы нельзя переносить на
современность. Однако, методологические походы и приёмы могут
быть использованы для укрепления Российских Вооружённых Сил.
Список используемой литературы
Бажанов Б. Воспоминания бывшего секретаря Сталина/ «Третья волна»
(Франция),- 1980 г.- 145 с.
Ващенко П.Ф., Рунов П.А. Военная реформа в СССР // Военно-исторический журнал.- 1989.-
№2? c/38/