Военно-патриотическое воспитание. Формы работы. | Батарев Роман Николаевич. Работа №325583
Возможности развития военно-патриотического воспитания в стенах СВУ МО РФ заключены в самой организации жизнедеятельности военно-учебных заведений, в возможности целенаправленного и методически продуманного влияния на формирование основных моральных, нравственных, духовных ценностей воспитанников и курсантов, в получении и осознании конечного результата своих поисков и мечтаний. В Санкт-Петербургском гвардейском суворовском военном училище в патриотическом воспитании суворовцев, военнослужащих, гражданского персонала существует ряд основных направлений по его организации и осуществлению, главными из которых является воспитание нашей славной историей, историей нашего учебного заведения, воспитание на воинских ритуалах и традициях, на ценностях морали и нравственности, на жизни и службе великого полководца А.В. Суворова, на принадлежности к Российской Гвардии, на подвигах, героизме и романтике службы в Воздушно-десантных войсках.
Тема: «Военно-патриотическое воспитание. Формы работы»
Батарев Роман Николаевич,
воспитатель курса
Санкт-Петербургского суворовского
военного училища
Патриотическое воспитание военнослужащих, в числе и воспитанников военно-учебных заведений, организуется и проводится в рамках единой системы воинского воспитания. Оно строится на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, указов Президента РФ, Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы (2003 г.), государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ (приказ МО РФ № 70 от 11.03.2004 .).
Ведомственной программы Министерства Обороны РФ по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (приказ МО РФ № 28 от 19.01.2006 г.) и других документов.
Патриотическое воспитание военнослужащих – это систематическая и целенаправленная деятельность органов военного управления, должностных лиц по формированию у военнослужащих высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению воинского долга конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, проводимое в целях формирования у граждан готовности к реализации функций защиты Отечества.
В Федеральном Законе Российской Федерации (1998 г.) «О воинской обязанности и военной службе» определено: «Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления совместно с Министерством Обороны РФ, Федеральным органами исполнительной власти, в которых настоящим Законом предусмотрена военная служба, все должностные лица и организации обязаны систематически проводить работу по военно-патриотическому воспитанию граждан».
Патриотическое воспитание не обособлено. Оно тесно взаимодействует с другими видами воспитания: общественно-гуманитарным, трудовым, нравственным, культурным, правовым, физическим и другими.
Возможности развития военно-патриотического воспитания в стенах СВУ МО РФ заключены в самой организации жизнедеятельности военно-учебных заведений, в возможности целенаправленного и методически продуманного влияния на формирование основных моральных, нравственных, духовных ценностей воспитанников и курсантов, в получении и осознании конечного результата своих поисков и мечтаний.
Само отношение к выполнению воинского долга, как к задаче служения Отечеству, формирует целый ряд необходимых и устойчивых мотивов сохранения единого государства, черт и принципов личного патриотизма.
В многогранном процессе воспитания и обучения воспитанников особое место занимает воспитание патриотизма, который был и остается основой могущества и силы русской, советской и российской армий.
Для наших воспитанников – понятия «патриотизм», «гражданственность», «патриотическое воспитание» - категории достаточно известные. Однако, принимая во внимание, что на протяжении ряда лет они были необоснованно забыты, а за это время в Вооруженные Силы Российской Федерации влилось значительное количество молодых людей, не понимающих этого, возникает настоятельная потребность напомнить о них, для других - пояснить, как на протяжении веков патриотизм сливался в сознании военных людей в единый комплекс жертвенности, самоотдачи, самопожертвования ради родной державы.
Впервые законодательно патриотизм был закреплен в «Уставе ратных и пушечных дел» (1607-621 гг.) Воеводам предписывалось воспитывать у воинов чувство патриотизма и самим подавать пример служения Отечеству.
В Уставе внутренней службы в пехотных войсках (1877г.) было записано: «Каждому воинскому чину надлежит быть: благочестивым, беспредельно преданным государю и Отечеству». Русские вины свято следовали требованию Устава, не раз доказав на полях многочисленных сражений свою воинскую доблесть и отвагу.
Наиболее ярко чувства патриотизма, самоотверженности, самопожертвования проявили в битвах и сражениях, решавших судьбу государства и нации: на льду Чудского озера (1242 г.), на Куликовом поле (1380 г.), под Полтавой (1709 г.), на Бородинском поле (1812 г.), в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
Подлинный расцвет чувства патриотизма связан с деятельностью царя Петра Великого. В обращении Петра I к Российскому войску накануне Полтавской битвы (1709г.) просто и емко сформулирована сама сущность патриотической идеи. «Воины,- говорилось в обращении, вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за прославленную веру нашу и церковь.… А о Петре ведайте, что жизнь ему его не дорога, только была бы Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».
Патриотизм (от греческого слова «patris» - родина, отечество) выражается в любви и преданности своей Родине, родной земле и своему народу, его истории и культуре. Он составляет основу национального самосознания народа.
На личном уровне патриотизм выступает, как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения, основанная на любви к своему Отечеству и сопричастности к его истории и культуре, и в готовности человека в меру сил защищать его целостность, самобытность и существование.
В более широком понимании патриотизм представляет собой существенную часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках в отношении своего государства, народа, истории, окружающего мира.
Повторюсь, что две трети своего существования Русь, а позже Россия вынуждена была провести в войнах, отстаивая свое собственное право на свободу и независимость. По подсчетам исследователей, только за период с 1368 по 1893 год, то есть за 525 лет, россияне 329 лет воевали. Поэтому в истории российского воинства патриотическому воспитанию всегда отводилась главенствующая роль. Это позволяло воспитывать у воинов высокий моральный дух, мужество, героизм, инициативу и стойкость в бою.
Высокий патриотизм русских воинов был отражен в девизах: «За веру, царя и Отечество», «За нашу Советскую Родину», с которыми они шли в бой и побеждали.
«Обо что же споткнулись фашистские войска, сделав первый шаг на территории нашей страны? Что же, прежде всего, помешало им продвигаться вперед привычным темпами? Можно твердо сказать – главным образом массовый героизм наших войск, их ожесточенное сопротивление, упорство, величайший патриотизм армии и народа» Г.К.Жуков.
Среди фашистских солдат не было ни одного случая, когда воин жертвовал собой, закрывая огневую точку. Среди наших воинов случаи такого величайшего самопожертвования были массовыми. Первым, кто пожертвовал собой ради общего дела, был политрук танковой роты А. Панкратов в июне 1941 года. Советские люди в годы Великой Отечественной войны повторили этот подвиг неоднократно: в 1941 г. – 5 человек; в 1942 г. - 31;в 1943г. – 46; в 1944 г. - 87; в 1945 г. – 46 военнослужащих. Общее число составило 215 человек, из них 134 военнослужащих удостоены звания Героя Советского Союза.
636 советских летчиков в воздушных боях таранили своими самолетами вражеские машины (561 летчик-истребитель, 19 экипажей штурмовиков, 18 экипажей бомбардировщиков. Из них 233 благополучно посадили свои машины, 176 спаслись, воспользовавшись парашютами, 216 погибли и 11 пропали без вести. Враг потерял 272 бомбардировщика, 317 истребителей, 48 самолетов-разведчиков, 3 транспортных самолета.) Уже в первый день войны 22 июня 1941 года воздушный таран совершили 16 летчиков. За годы войны 34 летчика применили таран дважды, лейтенант А. Хлобыстов -трижды, ст. лейтенант Б. Ковзан - четырежды, а летчик И.Е.Федоров - 6 раз и остался жив. Более 500 раз герои-летчики направляли свои подбитые машины в гущу вражеских войск и техники.
Эти и другие факты наглядно свидетельствуют об эффективности существовавшей и активно действующей в то время системы патриотического воспитания молодежи. Можно добавить, что средний возраст большинства Героев Советского Союза 20-23 года.
Несколько ближе нашей молодежи реальные примеры мужества и героизма современников, непосредственных участников событий конца 20-го века, не менее героических и драматичных.
Подобно героям Бородина, крейсера «Варяг», героям Великой Отечественной войны, уже в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе солдаты и офицеры Российской армии вновь показали примеры доблести и самоотверженности в деле служения Родине, защитили честь Вооруженных Сил, честь Отечества.
Вот как описывает подвиг своих сослуживцев из 6-ой роты 104-го парашютно-десантного полка 76-ой гвардейской Черниговской Краснознаменной воздушно-десантной дивизии гвардии полковник В.Петров: «Жестоким был бой 29 февраля 2000 года на высоте 776.0. Это был бой за мирную жизнь, за Россию. Крылатая пехота стояла насмерть за право россиян жить без войны. Они вели неравный бой с почти 30-кратнопреовсходящей бандой боевиков, чтобы больше не взрывались мирные дома, не гибли люди, матери не хоронили своих сыновей, не было заложников и рабов. На все предложения боевиков сдаться, обещания сохранить жизнь десантники отвечали огнем. Они знали, что пропустить бандитов, значит продлить страдания мирных жителей, обречь товарищей по оружию на новые бои и потери. Как их предки на Куликовом поле ив Сталинградской битве, гвардейцы готовы были пожертвовать жизнью, чтобы задержать и уничтожить врага. 2 марта боевики предприняли еще одну попытку прорваться, но были уничтожены огнем артиллерии и авиации. Мужество и героизм десантников 6-ой роты позволили провести перегруппировку наших войск, занять ключевые высоты, перекрыть основные пути выхода бандитов в Дагестан.
Именно этот бой показал, что Российская армия жива, жива Россия, коль есть такие люди, готовые жертвовать собой ради общей победы, ради жизни на многострадальной российской земле.
И никому не дано заставить нас жить по волчьим законам. Россия была, есть и будет свободной, где каждый гражданин уверен в своей безопасности, где есть такие парни, способные защитить мирную жизнь».
В Санкт-Петербургском гвардейском суворовском военном училище в патриотическом воспитании суворовцев, военнослужащих, гражданского персонала существует ряд основных направлений по его организации и осуществлению, главными из которых является воспитание нашей славной историей, историей нашего учебного заведения, воспитание на воинских ритуалах и традициях, на ценностях морали и нравственности, на жизни и службе великого полководца А.В. Суворова, на принадлежности к Российской Гвардии, на подвигах, героизме и романтике службы в Воздушно-десантных войсках.
Воспитывать историей – значит сохранять и приумножать героическое прошлое (свою историю училище ведет с 1873 года со времени основания Симбирской военной гимназии) и настоящее нашего народа и его Вооруженных сил. Многовековой опыт свидетельствует, что чем глубже будешь знать историю с ее героическим прошлым, тем точнее осмыслишь настоящее и свое место в нем.
На эту особенность обратил внимание еще в 19-ом веке видный военный деятель и историк Н.Н.Сухотин. Он писал: «Знание своей Родины, знание прошлого ее, знание прошлого военного и боевого своей армии есть основа для образования народного мировоззрения, такого склада понятий и взглядов, которые сознательно и инстинктивно всегда укажут или подскажут верные и правильные пути в разных случаях деятельности, - основа для развития и укрепления прирожденного чувства любви к родине, - основа для воспитания в каждом из нас веры в силы своего народа, своей армии».
С этим нельзя не согласиться, так как правдивое, эмоциональное, яркое воспроизведение страниц героического прошлого, демонстрация примеров беззаветного служения Отечеству, следование традициям народа и армии, основанных, как правило, на примерах борьбы за независимость России, вполне способно с ранних лет закладывать фундамент восприятия молодыми людьми, суворовцами порой довольно сложных событий истории, давать им правильную оценку. При достаточно образной, грамотной, целенаправленной подаче материала создается основа понимания своей роли, как одного из защитников идеалов и ценностей государства, будущего гражданина.
На первый план в училище выдвигаются следующие формы работы с воспитанниками:
- пропаганда и привитие любви и уважения к Государственным символам России, Вооруженных сил, Воздушно-десантных войск; оформление в каждой суворовской роте уголков Суворовской Славы, государственных символов, наград, стендов по истории Вооруженных Сил и Дням воинской славы России;
- подготовка и проведение циклов мероприятий по изучению истории Отечества, субъектов РФ, Дней воинской славы России, мероприятий, посвященных великим полководцам России, в том числе силами самих суворовцев и проведение на их основе различных встреч, бесед, оформление выставок и т.д.
- организация взаимодействия с предприятиями, учебными заведениями, музеями города, области, региона и постоянное проведение с ними совместных мероприятий;
- помощь ветеранам и работа по воспитанию суворовцев на фоне участия в праздничных мероприятиях города;
- участие наших воспитанников в различного рода соревнованиях, конкурсах, состязаниях, в том числе на общероссийском уровне; воспитание гордости за принадлежность к училищу.
В военно-патриотическом воспитании суворовцев, наряду с историей, значительное место занимает воспитание на воинских традициях.
Особое значение для патриотического воспитания наших суворовцев имеют именно боевые традиции, как элементы боевого наследия наших Вооруженных Сил, передающиеся из поколения в поколение. Именно они ярки, зрелищны, понятны для молодежи.
К основным боевым традициям Российских Вооруженных Сил можно отнести:
- мужество и массовый героизм;
- верность воинской присяге, Боевому Знамени;
- самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы;
- взаимная выручка и боевое братство;
- уважение к командиру и защита его в бою;
- презрение к предателям;
- воинская доблесть;
- воинские почести погибшим в бою;
- представление отличившихся к государственным наградам;
- забота о сохранении жизни подчиненных бою;
- гуманное отношении к поверженному противнику, местному населению, пленным и т.д.
Традиции Российской армии многообразны по сферам воинской деятельности и многоплановы по содержанию и формам проявления. Это необходимо учитывать при их использовании в процессе патриотического воспитания.
Наряду с воинскими традициями в формировании облика воина – патриота важную роль играют воинские ритуалы.
Воинский ритуал – это исторически сложившаяся форма поведения военнослужащих при совершении обрядов, торжественных и траурных церемоний. Очень важно, что военнослужащие и суворовцы имеют возможность непосредственного участия в них, что придает им особую значимость и памятность.
Воинские ритуалы воплощают в себе благородные идеалы и высокие цели служения российского воину своему Отечеству. Он охватывают три основные сферы воинских отношений:
- сферу боевой деятельности (принятие военной присяги, вручение боевых знамен и государственных наград, торжественное чествование героев и передовиков, захоронение с воинскими почестями и др.);
- сферу учебно-боевой деятельности (строевые смотры, училищные вечерние поверки, развод и смена караулов и др.);
- сферу повседневной деятельности (торжественные собрания и митинги, посвященные государственным праздникам, важным событиям в жизни страны, воинской части, училища.)
Значимое место в воспитательной работе, проводимой в этом направлении занимают училищем и уже известные далеко за пределами города, такие воинские ритуалы, как «Посвящение в суворовцы», «День знаний», «День Российской Гвардии», «День училища», «Торжественный выпуск».
Воспитатели в каждом взводе ежемесячно проводят мероприятия патриотической направленности. Среди них можно назвать следующие формы массовой работы:
- диспуты: «Верность воинскому долгу – как я это понимаю», «Суворовец – образец высокой нравственности», «Авторитет суворовца», «Нравственный облик суворовца, каким он должен быть», «О культуре поведения суворовцев в общественных местах»;
- беседы: «Соблюдение суворовцами норм воинского этикета», «Нравственные основы торжественной клятвы суворовцев», «Права и обязанности граждан России», «Великие русские полководцы о нравственности воина», «Государственные символы России»;
- уроки мужества «Герои необъявленной войны» (ко дню памяти воинов-интернационалистов в России), «Где мы – там Победа»;
- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн и конфликтов;
- правовой лекторий «Конституция – основной закон РФ», «Правовая культура – составная часть общей культуры человека», «Бережно относиться к военному и государственному имуществу – долг каждого суворовца»;
- тематические вечера «Герои Отечества», «Горжусь моими родителями», «Боевые знамена рассказывают»;
- изучение заповедей «Кодекс чести суворовца».
Надо еще раз подчеркнуть, что среди основополагающих принципов военно-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере выделяются: научность, гуманизм, демократизм, приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций системность, преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий, многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания, его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода, тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.