Вокальная импровизация, как средство развития творческого воображения детей младшего школьного возраста | Мой кабинет. Работа №350450
В статье рассматриваются особенности развития творческого воображения детей младшего школьного возраста. Дается определение понятию «воображение», его основным видам и процессам. Автор анализирует развитие творческого воображения в процессе вокальных занятий, описывает особенности вокально-импровизационной работы в детском певческом коллективе.
Вокальная импровизация, как средство развития творческого воображения детей младшего школьного возраста
Сотникова Анна Юрьевна, преподаватель, муниципальное бюджетное учреждение культуры дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 13 имени И.О. Дунаевского» г. Екатеринбург
Аннотация: В статье рассматриваются особенности развития творческого воображения детей младшего школьного возраста. Дается определение понятию «воображение», его основным видам и процессам. Автор анализирует развитие творческого воображения в процессе вокальных занятий, описывает особенности вокально-импровизационной работы в детском певческом коллективе.
Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, воспитанию в целом необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности. Базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладывается в младшем школьном возрасте. Именно тогда формируются основы эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста стимулирует раннее творческое развитие, гармонизует растущего человека, помогает развивать психологические функции и личностные качества. Проблемам, связанным с творческим развитием детей на начальном этапе обучения и воспитания в педагогике традиционно уделяется значительное внимание.
В условиях ритма современной жизни становиться очень важным наличие достаточного количества творчески развитых детей, ясно осознающих свои способности, желания и знающих, как добиться цели.
Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей. Поэтому педагог дополнительного образования должен выявлять творческие способности обучающихся, воспитанников, способствовать их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей, развивать разнообразную творческую деятельность детей.
Импровизация – это особый вид художественного творчества, при котором произведение создаётся непосредственно в процессе исполнения.
Использование импровизации – перспективный приём для воспитания интереса к музыке и накопления музыкально-творческого опыта. Ведь при этом виде работы учащийся сразу вводится в непосредственный контакт с музыкой. Этот вид деятельности привлекает внимание детей воплощением собственного замысла и фантазии, учит появлению новых интонаций, повышает эмоциональный уровень восприятия музыки, а также развивает певческий аппарат, вокально-слуховые навыки, музыкально-слуховые представления, способствует развитию творческого воображения.
Практика показывает, что дети младшего школьного возраста охотно занимаются импровизацией, особенно – вокальной. Данный вид деятельности тесно связан с творческим развитием детей, позволяет мобилизовать личностные качества ребёнка для самостоятельного поиска нужных выразительных средств музыки.
Воображение принадлежит к числу высших познавательных процессов. Любой трудовой процесс - включает в себя воображение. Оно выступает, как необходимая сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной и вообще творческой деятельности.
Воображение ориентирует человека в процессе деятельности на создание модели конечного или промежуточного продукта труда, что в конечном результате и способствует его предметному воплощению. Поскольку в окружающем нас мире всегда останутся неизученные области, аппарат воображения всегда будет полезен.
Воображение, имеющее в своей основе создание образов соответствующих описанию, называют воссоздающим. При чтении текстов песен происходит воссоздание при помощи воображения того, что отображено в ней.
Творческое воображение, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями, ориентирующими на поиск путей удовлетворения потребностей.
Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Оно выступает как необходимая сторона художественной, научной, литературной, музыкальной, вообще творческой деятельности.
Воображение является высшими проявлениями человеческого интеллекта и основными средствами познания окружающего мира. Развитие воображения вообще, и музыкального воображения в частности, является первостепенной и необходимой задачей педагога. От меры и глубины осознания ребёнком музыки, поэзии, живописи других проявлений искусства, от степени использования аппарата воображения, зависит дальнейшее интеллектуальное и творческое развитие личности.
Таким образом, развитие навыков владения воображением, правильное и своевременное использование этих интеллектуальных процессов, приобретенное на соответствующих уроках в детском и школьном возрасте, позволит человеку в дальнейшей «взрослой» деятельности творить и создавать, сочинять и строить, в общем, максимально использовать данные нам природой ресурсы.
Система развивающего обучения, которая в построении и организации учебного процесса учитывает потребность и возможности ребёнка и не отвергает детей, неспособных к тому или иному виду деятельности, даёт шанс ребёнку попробовать свои силы в основных видах музыкальной деятельности. Активное участие ребёнка в различных видах музыкальной деятельности помогает выявить и развить специальные способности, необходимые для полного восприятия музыкального произведения. Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Особенно важно, чтобы участие в сочинении импровизаций, исполнение и восприятие было ребёнку по силам.
В младшем школьном возрасте, когда у ребёнка ещё не блокирована потребность в общении с музыкой, он жадно воспринимает музыкальную информацию из области музыкальной культуры.
Дети испытывают постоянную потребность в пении, для них это одна из самых доступных форм самовыражения. Пением и импровизированием можно привить любовь к музыке.
Импровизация позволяет развивать умение видеть целое, постигаемое в единстве продуктивных и репродуктивных сторон мышления, даёт возможность осознать процесс творчества в педагогике.
Развитие творческой деятельности, восприятия средств музыкальной выразительности необходимо вести через систему творческих заданий. Только самостоятельное творчество детей в музыкальной деятельности разбудит их «дремлющие» способности. Составляя, подбирая творческие задания, можно придерживаться следующих принципов:
- педагог должен ставить основной акцент на развитие креативности и воображения ребёнка в различных видах музыкальной деятельности, при этом искать наиболее рациональные пути взаимодействия видов деятельности на каждом уроке, исходя из его темы;
- использование разнообразных форм и методов работы, чтобы вызвать творческую активность, заинтересованность каждого ребенка;
- творческие задания должны выполняться в определенной последовательности, с постепенным усложнением (разработка серий творческих заданий);
- в творческих заданиях следует использовать разнообразный музыкальный материал: классику, фольклор, современную, серьезную (академическую) и популярную музыку;
Важно не только содержание, но и форма рассуждения.
Занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: первую - выработку интонационного и ладового слуха, вторую - развитие творческой фантазии. Чаще всего при импровизировании от ученика требуется умение продолжить начатую учителем мелодию и завершить её в тонике заданной тональности. Наряду с этим достаточно широко распространенным приемом не следует отказываться и от другого - импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажорно-минорных ладовых соотношений, когда мелодия вовсе необязательно должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные «вопросительные», «незавершенные» интонации. Импровизации могут быть и ритмические, и связанные с исполнением (изменяющие характер, темп, динамику и т.д.) - такого рода приемы импровизирования также достаточно широко распространены.
Н.А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества—накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником. Другое условие—это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, ребята приобретают необходимые умения, навыки, знания, для того чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления.
Были определены этапы развития детского творчества: от заданий, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности (при этом дается установка на создание нового — измени, придумай, сочини), к заданиям, способствующим освоению способов творческих действий, поискам решений, и, наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей, использование сочиненных мелодий в жизни (Н.А. Ветлугина, А.И. Ходькова и другие).
Чтобы ребёнок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т. е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно.
Тем не менее, песенное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания (спеть свое имя, колыбельную кукле и т. д.).
Чтобы сориентировать в песенном творчестве, Н. А. Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Это подготовительный этап, предшествующий (и сопутствующий) первым творческим проявлениям детей:
1) самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую педагогом; найти тонику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;
2) подстраивание к звукам: игра типа «Музыкальное эхо» — точное воспроизведение заданных интонаций;
3) различение мажорного и минорного ладов: различить и воспроизвести мажорное и минорное трезвучие («Веселый и грустный колокольчик») и звукоряд (упражнение типа «Солнышко и дождик»);
4) различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности (упражнения из «Музыкального букваря»);
5) транспонирование простейших мотивов (мяу, ку-ку): воспитатель поет первый звук.
Кроме того, разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества. Импровизация:
1)имен, звукоподражаний, мелодий без слов;
2)импровизация музыкальных вопросов и ответов;
3)сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре.
Детям в дошкольном возрасте легче петь мелодии, которые не содержат развернутого текста; поэтому им даются упражнения на звукоподражание, задания сочинить мелодию без слов, на слог. Иногда дети уже в младшем возрасте могут сами придумать и текст, и мелодию.
Дети 5 — 7 лет способны сами сочинять музыкальный ответ на предложенный текст, выполнять задания на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов (петь попевки из «Музыкального букваря», например «Бубенчики звенят» и др.), которые помогают детям удерживать тональность в их импровизациях.
В 8 — 11 лет дети могут уже более осмысленно импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять попевки определенного настроения, жанра (танец, марш, песня).
Дети склонны часто напевать, импровизировать мелодии, ритмические попевки во время свободных игр; плясок. Эти мелодии, порой состоящие из сочетаний нескольких звуков, сопровождаются словами, сочиненными самими детьми. Но часто дети напевают и без слов какие-то полюбившиеся им мелодические интонации.
Детям, которые давно занимаются песенным творчеством обычно предлагают следующие задания: педагог поет знакомую песню, но, не закончив её, предлагает детям допеть эту песню до конца в той же тональности; педагог поет незнакомую, короткую попевку и останавливается на неустойчивом звуке — дети должны найти устойчивый звук и на нём закончить песню; спеть песню без сопровождения ансамблем и соло.
При формировании песенного творчества участие взрослого иногда может быть незначительным. Педагог только предлагает ребёнку в соответствующей ситуации: когда укачивает куклу, спеть свою колыбельную, напевая «бай-бай»; во время игры с куклой напевать плясовую песню на слоги «ля-ля»; на- прогулке позвать друг друга, напевно исполняя «ау!» и по-разному интонируя эти звуки. С детьми постарше следует применять и более сложные творческие задания. Взрослый предлагает ребёнку как бы быть его «соавтором». Ребёнок сначала должен закончить мелодию музыкальной фразы, спетой педагогом. Позднее он переходит к более самостоятельной деятельности.
Ниже предлагается несколько творческих заданий, которые подобраны так, чтобы перед детьми возникали всё усложняющиеся задачи, новые ситуации, требующие от детей инициативы, творческого воображения, своеобразия мелодии.
Усложнение идёт от импровизации детьми простейших попевок, перекличек к «музыкальным вопросам и ответам» (педагог поет музыкальный вопрос, а дети импровизируют ответы на заданный текст), а затем к сочинению детьми простейших мелодий на поэтический текст разнообразного характера.
Чтобы стимулировать детей к новой для них деятельности, можно использовать специально написанные песни-образцы. В них поется о каком-либо знакомом жизненном явлении и даётся образец, как, например, гудит пароход, жужжит пчела, звучат позывные спутника. Детям исполняется песня и предлагается придумать в соответствии с текстом песни свои интонации звукоподражания. При этом необходимо напомнить, что каждый должен придумать по-своему. Например, в песне-образце «Пароход гудит» гудок парохода выражен определенной интонацией, можно придумать гудок с другим ритмическим рисунком, с другой интонацией. После объяснения педагог вторично играет фортепианное вступление, затем поет песню без фортепианного сопровождения и предлагает ребенку закончить песню, по-своему импровизируя гудок парохода. После детского исполнения педагог проигрывает последние такты песни, чтобы ребёнок вновь почувствовал заданную тональность.
Ещё детям можно предложить такие задания, как:
1. Петь, самостоятельно находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок и т. д.), то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка и т. д.).
2. Импровизировать простейшие попевки, подражая звучаниям горна (тра-та-та).
3. Играть на металлофонах самим придуманные сочетания интонаций и ритмов и попытаться воспроизвести их в пении.
4. Петь свои имена на двух-трех звуках, передавая разнообразные интонации.
5. Вести певческую перекличку. Один ребёнок поет: «Ау, где ты?»; другой отвечает: «Я здесь». Следующая пара придумывает новые интонации.
6. Импровизировать мотив из двух-трёх звуков на слоги «ля-ля», другой ребенок придумывает свой мотив. Дети соревнуются, кто больше придумает попевок.
7. «Пароход гудит», муз. Т. Ломовой, сл. А. Гангова. Подражать ритмическому звучанию гудка парохода на гласную «у-у».
8. «Играй, сверчок», муз. Т. Ломовой, сл. Ю. Островского. Закончить песню, придумать свою мелодию на слоги «ля-ля», как бы подражая игре на скрипке.
9. Музыкальные вопросы и ответы.
При объяснении задания детям напоминают, что в разговоре людей один спрашивает, а другой отвечает, например: «Ты куда идешь?» — «Домой!» В песне тоже можно задать музыкальный вопрос и дать музыкальный ответ.
Методика сочинения видоизменяется, так как дети должны уже самостоятельно придумать мелодию на заданный текст без поддержки фортепиано.
Вначале педагог привлекает внимание детей к характеру музыки и литературного текста, которые созданы поэтами и композиторами в качестве образцов для творческих заданий.
Затем детям предлагают музыкальную загадку — узнать только по фортепианному сопровождению, в какой из двух пьес можно услышать, например, грустный рассказ об осени и радостный о весне. Таким образом, дети сами по характеру музыки различают, какие музыкальные произведения подходят к тому или иному литературному тексту.
После этого педагог поет и играет повторно уже обе песни. Далее дети должны сочинить свою мелодию на тот же текст и передать те же чувства. Педагог играет лишь фортепианное вступление, как бы настраивая ребёнка, который вслед за этим импровизирует свою мелодию. Затем педагог проигрывает музыкальное заключение.
Вначале дети выбирают для сочинения текст для двух предложенных им песен. Позднее — из трёх текстов, сочиняя колыбельную, плясовую или марш.
Произведения должны быть короткими, образными, а слова песни — удобными для вокализации.
Таким образом, возможности импровизации неоценимы. Момент импровизации ускоряет познавательный процесс в искусстве. Он обогащает творчество по методу проб и ошибок. Импровизация избавляет ум от инертности, экспромты освежают, дают жизнь и непосредственность нашему творчеству.
Список литературы
1. Артемьева, Т.И. Методологический аспект проблемы способностей [Текст]. / под редакцией Т. Б. Чернышева. – М.: Наука, 1977. -184 [155] с.
2. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании [Текст]. /под ред. Е.М. Орлова. – Л. Музыка, 1973.-144 [112,113,117] с.
3. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка[Текст]. – М.: Просвещение, 1968. -270 [19, 28, 34, 35] с.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст]. - Спб.: .СОЮЗ 1997. -96 [46] с.
5. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте [Текст]. / Л.С.Выготский // Педагогическая психология искусства / под ред. В.В.Давыдова. – М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. – 419 [119, 125, ] с.
6. Дмитриева, Н.А. Вопросы эстетического воспитания[Текст]. / Н.А. Дмитриева // Общие вопросы эстетического воспитания в дополнительном образовании / под ред. В.Н. Шацкой. – М.: Искусство, 1956. - 208 [72, 98] с.
7. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. [Текст]. / А.Н. Зимина//Теоретические основы музыкального воспитания детей . - М.: Владос, 2000.-304 [219] с.
8. Э. Ховард и O. Ховард Техника пения [Текст]. / Вокал для всех. - М.: Хобби-центр, 2007. 280 [64,69] с.
Интернет ресурсы: