Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Вокально-хоровая работа на уроках музыки. | Мой кабинет. Работа №342650. Номер работы: №342650

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребёнка. Через пение ребёнок осуществляет огромный рывок в эмоциональном, музыкальном и познавательном развитии. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, ещё не понимая её содержания. По мере развития мышления, речи, идёт накопление новых представлений, усложняются и переживания ребёнка, возрастает интерес, как к самой песне, так и к её воспроизведению. Голос ребёнка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение всё время присутствует в жизни ребёнка, заполняет его досуг, помогает творчеству.

Вокально-хоровая работа на уроках музыки.

Тема:«Вокально-хоровая работа на уроках музыки».

Работа над певческим дыханием. Методы и приёмы работы

над дикцией и артикуляцией.

Подготовила учитель музыки

МАОУ «Металлурговская СОШ»

Дильман Виктория Юрьевна

2024г.

Вокально-хоровая работа на уроках музыки.

Работа над певческим дыханием. Методы и приёмы работы над дикцией и артикуляцией.

Составитель: Учитель Музыки,

Дильман Виктория Юрьевна

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребёнка. Через пение ребёнок осуществляет огромный рывок в эмоциональном, музыкальном и познавательном развитии. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, ещё не понимая её содержания. По мере развития мышления, речи, идёт накопление новых представлений, усложняются и переживания ребёнка, возрастает интерес, как к самой песне, так и к её воспроизведению. Голос ребёнка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение всё время присутствует в жизни ребёнка, заполняет его досуг, помогает творчеству.

На уроках музыки я уделяю большое внимание вокально-хоровой работе. Хоровое пение положительно влияет на здоровье детей,а именно – ослабленный организм детей, неразвитое дыхание, защитную зажатость мышц гортани.Пение улучшает дыхание, кровообращение, вырабатывает четкую дикцию и артикуляцию, улучшает осанку. Голос является своеобразным индикатором здоровья человека. Недаром на Руси всегда пели во время работы или отдыха. Народная мудрость гласит: «Кто много поет, того хворь не берет».

Каждый свой урок музыки я обязательно заканчиваю песней, дети всегда с нетерпением ждут этого момента. Жаль, что на это отводится совсем немного времени-10-15мин. от урока, так как в настоящее время мы имеем не урок пения, а урок музыки, а этот урок является комплексным. За столь короткое время нельзя решить всех вокальных задач, но постараться привить любовь к песне, познакомить детей с разнообразным вокальным творчеством и научить некоторым вокальным навыкам можно.

Процесс формирования вокальных навыков я разделяю на следующие составляющие:

- певческая постановка и постановка дыхания;

- развитие артикуляционного аппарата , работа над дикцией и звукообразованием;

- развитие ритмического ощущения и памяти;

- развитие мелодического слуха и памяти;

- развитие звуковедения;

- первичные навыки многоголосного пения;

На каждом уроке следует обязательно работать над развитием всех этих составляющих . Для этого используются как упражнения, так и песни.

Процесс подготовки к пению состоит из следующих компонентов :

дети встают, выходят из-за столов, спокойно опускают руки, ноги ставят устойчиво, то есть на ширине плеч, спина должна быть ровной, плечи чуть отведены назад.

В этой позиции мы начинаем делать сначала упражнения на дыхание.

Большое внимание в ходе вокально-хоровой работы на уроке я уделяю дыханию. Если спеть музыкальную фразу на одном дыхании, в организме возникает недостаток кислорода, что является мощной биостимуляцией. Следующий за этим короткий вдох мгновенно обогащает кровь кислородом. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов. После урока дыхание становится более экономным, а по утверждению ученых от этого напрямую зависит работоспособность человека.

Насвоих уроках я использую наряду с другими и несложные упражненияА.Н. Стрельниковой.

Александра НиколаевнаСтрельникова - оперная певица, театральный педагог. Совместно со своей матерью она разработала принципы дыхательной гимнастики для расширения диапазона голоса, улучшения тембра, а в последствии и для оздоровления. В 1972 году было зарегистрировано авторское право на «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса»,

Принцип гимнастики А.Н. Стрельниковой – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку.

Это вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую широкий спектр позитивного воздействия.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённые правила:

Основные правила выполнения упражнений

Думаем только о вдохе носом. Тренируем только вдох, который должен быть шумным, резким и коротким, как хлопок в ладоши.

Выдох осуществляется самопроизвольно после каждого вдоха, желательно через рот.

Вдох – предельно активный (носом), шумный;

Выдох – абсолютно пассивный (через рот), бесшумный.

Вдох делается одновременно с движениями.

Все вдохи – движения данной гимнастики делаются в темпоритме парадного марша.

Каждое упражнение повторяется блоками по 8 раз, с перерывами по 2-3 сек.

1.упражнение «Ладошки» Встать прямо, согнуть руки в локтях (локти опустить вниз) и показать ладони зрителю («поза экстрасенса»). Делать шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладошки в кулачки (хватательные движения). Подряд сделать 4 вдоха носом. Затем руки опустить и отдохнуть 2-3 секунды.

Норма: 24 раза по 4 вдоха.

2.упражнение «Погончики»

Встать прямо, кисти рук сжать в кулачки и прижать к поясу. В момент вдоха резко толкаем кулачки вниз к полу, руки выпрямляются, тянутся к полу. Затем кисти рук возвращаются в исходное положение на уровень пояса, выдох «уходит». Выше пояса кисти рук не поднимать. Подряд сделать 8 вдохов-движений. Затем отдохнуть 2-3 секунды. Повторить упражнение. Норма: 12 раз по 8.

3.упражнение «Насос» (самое главное и самое результативное)

Встать прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Сделать легкий поклон вперёд (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно – резкий и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямиться) – и снова поклон и короткий вдох. Думайте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны вперёд делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь. Спина круглая (а не прямая), голова опущена. Помните: «накачивать шину» нужно в темпе строевого шага. Подряд сделать 16 вдохов-движений. Затем отдохнуть 2-3 секунды. Повторить упражнение. Норма: 6 раз по 16. Упражнение «насос» – самое результативное, часто останавливает приступ бронхиальной астмы, сердечный приступ.

4 упражнение «Обними плечи»

Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым объятием резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест – накрест), ни в коем случае их не менять (всё равно, какая рука сверху – правая или левая). Руки широко в стороны не разводить и не напрягать. Подряд сделать 16 вдоха-движения. Затем отдохнуть 2-3 секунды. Повторить упражнение.

В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции и дикции. Хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков, помогает выразительности слова. Чтобы добиться четкого и ясного произношения слов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности. Работа артикуляционного аппарата должна быть естественной и активной. Добиться активной естественности можно через снятие различных зажатий и чёткой работы различных мышц и органов, что является главной задачей на уроках

Упражнения на дикцию и артикуляцию на уроках не только способствуют развитию вокальных навыков, устранению вокальных трудностей, но и развивают в учащихся выносливость, силу воли, умение обдуманно пользоваться своим голосом.

Работа артикуляционного аппарата должна быть естественной и активной. Добиться активной естественности можно через снятие различных зажатий и чёткой работы различных мышц и органов, что является главной задачей на занятиях. Очень просто сказать: «снятие зажатий», - но ведь их сначала надо обнаружить и только после длительной и кропотливой работы с постоянным вниманием, эти недостатки начнут исчезать. В связи с этим существуют специальные упражнения, которые способствуют правильному произношению во время пения, а также служат как бы зарядкой для развития мышц, участвующих в процессе пения.

Развитие речевого аппарата я тоже осуществляется через комплекс упражнений:

1.Верхнюю губу опустить вниз.

2.Нижнюю губу поднять вверх.

3.Кончиком языка дотянуться до кончика носа.

4.Языком «почистить» зубы в одну и в другую стороны.

5.Губы плотно сжать, а затем плавно широко растянуть рот.

Каждое упражнение повторять по 8 раз.

Главное – упражнения проводить в данной последовательности и ее не менять, тогда любой первоклассник легко справляется с ролью учителя, что формирует его личностную и регулятивную деятельность.

После артикуляционной гимнастики мы обычно говорим 2-3 скороговорки:

1.- От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт.

2.- Кукушка кукушонку сшила капюшон, как в капюшоне он смешон.

3.- Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак

Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку – цап!

В завершение этой части занятия обычно дают такую чистоговорку:

«Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...» и т.д. Перед началом счёта Егорок подбирается дыхание. Это упражнение хорошо тем, что наглядно показывает, насколько ученики смогли продвинуться по сравнению с прошлым разом. Очень важно помнить, что время выполнения каждым учеником каждого дыхательного упражнения индивидуально и определяется тем, насколько хватит дыхания у конкретного человека.

Вокальная работа начинается тоже с вокальных упражнений.

Здесь обязательно следует учитывать возрастные особенности детей

Для младших школьников:

- Пропевание гласных « а,о,у « на штрих легато на 3-4 нотах от «ре» 1-й октавы вверх и вниз

- Распевка со словами: « Едет, едет паровоз, две трубы и сто колес,

Две трубы, сто колес, машинистом-рыжий пес».

При работе с младшими школьниками следует постоянно и пристально обращать внимание на звукообразование при пении.

Для средних школьников:

- Мелодическая попевка на слог «ле» на штрих легато

- Мелодическая скороговорка: «Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

И матросы две недели карамель на мели ели.»

- Пение канона « Во поле береза стояла».

Класс разбить на 2-3 или 4 группы (количество групп зависит от вокальной подготовки класса) и исполнять попевку через определенный интервал: Во поле бе – и следующая группа и т.д.

Для старших школьников:

- Мелодическая попевка на слогах нот «До ,ре, до, ми, до, фа, до, соль, соль, соль ,фа ,ми, ре ,до.» . При исполнении используется штрих стаккатто.

В «поющих» классах можно использовать интервальные попевки, т.е. пение терций или трезвучий по полутонам вверх и вниз в объеме квинты.

Все эти попевки исполняются вверх и вниз по полутонам.

Кроме мелодической настройки, на этих распевках вырабатывается навык общехорового и цепного дыхания, а также обучение пению с различными приемами звуковедения: стаккатто, нон- легато и легато.

После всей этой подготовительной работы необходимо перейти непосредственно к работе над песней.

Заключение.

Итальянский музыкант, педагог Франческо Ламперти назвал школу пения – школой дыхания, с этим нельзя не согласиться. Таким образом, все вышеописанные упражнения на выработку правильного певческого дыхания, артикуляции в сочетании с работой по произношению скороговорок, делают прирост вокальной техники настолько явным от занятия к занятию, что не исчезает ощущение творящегося на глазах чуда – из «ничего» вырастает «что-то». На каждом занятии обучающиеся одерживают маленькие победы.

Исполнение будет качественным, если воедино будут представлены все виды вокальной работы: дыхание и его опора; звукообразование и звуковедение; чистота интонирования; ясная дикция и чёткая артикуляция; умение показать широкий и ровный диапазон голоса; ритмическая точность; ансамблевая слитность (умение петь в единой певческой манере); владение фразировкой и верной расстановкой акцентов. Кроме того важной составляющей является сценическое воплощение песни (умение двигаться, регулировать свою мимику

Правильная постановка дыхания нужна каждому, кто хочет быть здоровым. Обычно человек дышит, используя только верхний отдел легких. В процессе обучения пению упражнения на укрепление дыхательного и голосового аппаратов, свободное и правильное владение ими, неразрывно связаны друг с другом.

Список используемой и рекомендуемой литературы

1. Жинкин Н. И. О теориях голосообразования.

2.И. Как развить певческий голос / Ф.И. Аникеев, З.И. Аникеев. – Кишинев: Шмитца, 1981. – 120с.

3. Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – Изд-во СПб., М.,

4.. Клыков А. Глубокое дыхание , как база постановки голоса певца и один из факторов долголетия человека.

6. Сикур П.И. Основы вокальной техники и исполнительства для вокалистов, руководителей хоров, профессионалов и любителей светского и церковного пения Русский хронограф, Москва, 2006 05. – 150с

7.Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики».– М.: Музыка, 1984.

8.Алферова Л.Д. Речевой тренинг: дикция и произношение. (Пособие для самостоятельной работы). – Санкт-Петербург, 2003.

9..БелоусенкоМ.И.Роль артикуляции дикции в процессе сольного пения. Их преимущества и недостатки // Концепт. – 2015. – Т. 13. – С.

1306–1310.

10.Браудо И.А. Артикуляция. О произношении мелодии. – Москва, 1973.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×