Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Вокальное звучание и его влияние на развитие музыкального мышления у дошкольников | Смирнова Галина Михайловна. Работа №353266

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается роль вокального звучания в развитии музыкального мышления у дошкольников. Особое внимание уделено влиянию вокальной деятельности на формирование слуха, ритма, интонации и эмоционального восприятия музыки. Описаны возрастные особенности вокального развития детей, предложены практические рекомендации для музыкальных руководителей, направленные на развитие вокальных способностей дошкольников и стимулирование их музыкального мышления.

Ключевые слова: Вокальное звучание, музыкальное мышление, дошкольники, музыкальное воспитание, вокальная деятельность, интонация, ритм.

ВОКАЛЬНОЕ ЗВУЧАНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Смирнова Галина Михайловна, музыкальный руководитель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 14 "Березка", г. Ханты-Мансийск

 

Аннотация. В статье рассматривается роль вокального звучания в развитии музыкального мышления у дошкольников. Особое внимание уделено влиянию вокальной деятельности на формирование слуха, ритма, интонации и эмоционального восприятия музыки. Описаны возрастные особенности вокального развития детей, предложены практические рекомендации для музыкальных руководителей, направленные на развитие вокальных способностей дошкольников и стимулирование их музыкального мышления.

Ключевые слова: Вокальное звучание, музыкальное мышление, дошкольники, музыкальное воспитание, вокальная деятельность, интонация, ритм.

 

Вокальная деятельность занимает важное место в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. Пение не только развивает музыкальные способности, но и оказывает положительное влияние на формирование когнитивных навыков, эмоциональной сферы и музыкального мышления.

Музыкальное мышление — это способность воспринимать, анализировать и создавать музыкальные образы. У дошкольников этот процесс формируется на основе интонации, ритма, мелодии и вокального опыта. Вокальная деятельность, благодаря своей доступности и выразительности, является естественным инструментом для развития музыкального мышления у детей.

Влияние вокального звучания на музыкальное мышление

1. Развитие слуха и интонации

Пение помогает детям научиться различать высоту звуков, развивает слуховую память и интонационную точность. В процессе вокальной деятельности ребёнок учится повторять мелодии, что способствует формированию чувства высоты звука.

Примеры:

Разучивание простых песен с акцентом на интонационную чистоту.

Игровые упражнения на подражание звукам природы (пение как птицы, журчание ручья).

2. Ритмическое восприятие

Во время пения дети осваивают ритмические структуры. Это помогает им понимать музыкальные размеры, темп и развивать координацию движений.

Примеры:

Исполнение песен с сопровождением ритмических движений (хлопки, топание).

Ритмические игры на воспроизведение услышанных ритмов.

3. Эмоциональное восприятие музыки

Пение позволяет детям выражать эмоции через голос. Это развивает у них способность сопереживать и понимать настроение музыкальных произведений.

Примеры:

Исполнение песен с различной эмоциональной окраской (весёлые, грустные, торжественные).

Анализ настроения песни через обсуждение с детьми.

4. Создание музыкальных образов

Вокальная деятельность помогает формировать музыкальные образы, развивает воображение и ассоциативное мышление.

Примеры:

Сочинение коротких песен или мотивов детьми.

Инсценировка песен с использованием театрализованных элементов.

Возрастные особенности вокального развития

Младший дошкольный возраст (3-4 года):

Голосовой диапазон ограничен (1-2 тона).

Пение часто основано на подражании.

Простые мелодии с повторяющимися интонациями воспринимаются легче всего.

Важно использовать игровые формы для обучения пению.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет):

Увеличивается голосовой диапазон (до 3-4 тонов).

Дети лучше воспринимают ритм и начинают осваивать простые мелодии.

Возможна работа над выразительностью исполнения.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет):

Развивается контроль над голосом.

Дети способны петь более сложные песни, выдерживать паузы и ритмические акценты.

Начинается осознание музыкальной формы произведения.

Рекомендации для музыкальных руководителей

1. Развитие вокальных навыков

Постепенно усложняйте репертуар, начиная с простых песен и переходя к более сложным.

Работайте над интонацией через игровые упражнения: например, «Эхо» (повторение звуков).

2. Создание эмоциональной атмосферы

Подбирайте песни, которые соответствуют настроению детей и создают положительные эмоции.

Используйте музыкальные сказки и инсценировки для более глубокого погружения в музыкальные образы.

3. Индивидуальный подход

Учитывайте вокальные особенности каждого ребёнка.

Помогайте детям раскрывать свой голос, не перегружая их сложными заданиями.

4. Интеграция пения с другими видами музыкальной деятельности

Соединяйте пение с движением: хороводы, ритмические игры.

Используйте простые музыкальные инструменты для аккомпанемента.

5. Регулярность занятий

Включайте вокальные упражнения и пение в каждое музыкальное занятие.

Повторяйте разученные песни, чтобы закрепить навыки.

Практическое значение

Вокальное звучание является универсальным инструментом развития музыкального мышления у дошкольников. Оно помогает детям осваивать основы музыкальной грамоты, развивает слух, чувство ритма и воображение.

Музыкальные руководители могут использовать пение как основной метод обучения музыке, создавая условия для творческого самовыражения детей и их эмоционального развития.

Вокальная деятельность играет ключевую роль в музыкальном воспитании дошкольников. Она формирует основу музыкального мышления, развивает слуховые, ритмические и интонационные способности, а также помогает детям глубже воспринимать музыкальные произведения.

Для музыкальных руководителей важно использовать вокальное звучание как средство всестороннего развития ребёнка, сочетая его с игровыми формами, движением и творческими заданиями. Это создаёт благоприятные условия для гармоничного музыкального и личностного становления дошкольников.

 

Список литературы

Галиуллина Д. А. Психолого-педагогическое обоснование необходимости интеграции занятий по музыке и развитию речи в дошкольном образовательном учреждении // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.

2015. №12-5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-obosnovanie-neobhodimosti-integratsii-zanyatiy-po-muzyke-i-razvitiyu-rechi-v-doshkolnom-obrazovatelnom

Гамаюнова Ольга Степановна Формирование вокальной культуры детей дошкольного возраста и ее роль в воспитании и развитии личности // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум».

2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-vokalnoy-kultury-detey-doshkolnogo-vozrasta-i-ee-rol-v-vospitanii-i-razvitii-lichnosti

Соболькова Ю. С. Методы развития мышления у старших дошкольников на музыкальных занятиях // Гуманитарное пространство.

2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-razvitiya-myshleniya-u-starshih-doshkolnikov-na-muzykalnyh-zanyatiyah

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×