Волейбол как средство воспитания коллективного духа. | Захаров Александр Зинонович. Работа №352108
Статья посвящена роли волейбола как спортивной дисциплины, способствующей развитию коллективного духа у учащихся. Рассматривается, каким образом тренер-преподаватель может использовать волейбол для формирования навыков командной работы, ответственности и поддержки в коллективе. Представлены практические примеры, иллюстрирующие, как игра в волейбол помогает учащимся развивать не только физические, но и социальные навыки, необходимые для успешного взаимодействия в группе.
ВОЛЕЙБОЛ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ДУХА
Захаров Александр Зинонович, тренер-преподаватель
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа «Улап» Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики
Аннотация. Статья посвящена роли волейбола как спортивной дисциплины, способствующей развитию коллективного духа у учащихся. Рассматривается, каким образом тренер-преподаватель может использовать волейбол для формирования навыков командной работы, ответственности и поддержки в коллективе. Представлены практические примеры, иллюстрирующие, как игра в волейбол помогает учащимся развивать не только физические, но и социальные навыки, необходимые для успешного взаимодействия в группе.
Ключевые слова: волейбол, коллективный дух, командная работа, спортивное воспитание, ответственность, поддержка, тренер-преподаватель.
Волейбол — это не просто спорт, это мощный инструмент для формирования коллективного духа у учащихся. В этом виде спорта команда движется к победе только тогда, когда все участники работают слаженно, доверяют друг другу и поддерживают. Волейбол требует от игроков четкой координации, быстроты реакции и умения взаимодействовать, что делает его идеальной дисциплиной для воспитания командной сплоченности.
Тренер-преподаватель играет ключевую роль в процессе обучения волейболу. Именно он закладывает в юных спортсменах те основы, которые помогут им научиться работать в коллективе. Одной из главных задач тренера является создание на тренировках атмосферы доверия и поддержки. Спортсмены должны чувствовать, что каждый член команды важен и что успех зависит от вклада каждого из них. Когда тренер сам проявляет уважение к каждому участнику, дает возможность высказаться и предлагает учитывать мнения всех, ученики учатся перенимать этот пример и применять его не только на тренировках, но и в повседневной жизни.
Волейбол как командный вид спорта прекрасно демонстрирует, что сильный игрок сам по себе не всегда может привести команду к победе. На практике тренер-преподаватель может сталкиваться с ситуацией, когда один из учеников обладает выдающимися физическими данными или навыками, но не умеет сотрудничать с другими. В таких случаях важно объяснить, что командная работа всегда важнее индивидуальных успехов. Тренер может приводить примеры из профессионального спорта, где победу приносили не одиночные яркие моменты, а слаженная работа всей команды.
Игра в волейбол учит детей справляться с неудачами вместе. В случае проигрыша команда должна не искать виноватых, а анализировать, что пошло не так, и как можно улучшить свою игру. Здесь важна роль тренера, который помогает ученикам правильно воспринимать поражение, не терять боевой дух и вместе находить пути к улучшению. На тренировках можно использовать обсуждение проигранных игр, где каждый член команды высказывается о том, что, по его мнению, можно улучшить. Это способствует развитию критического мышления и взаимоуважения.
Волейбол — это игра, в которой важны поддержка и взаимопомощь. Ученики быстро понимают, что без поддержки со стороны товарищей по команде победа невозможна. Это особенно ярко проявляется в тех моментах, когда один из игроков допускает ошибку — в этот момент важно, чтобы остальные не осудили, а поддержали и помогли ему справиться с трудностями. Тренер должен поощрять такие ситуации, показывая на собственном примере, как важно быть терпеливым и поддерживающим лидером. Например, когда кто-то из учеников ошибается в подаче или приеме мяча, тренер может не акцентировать внимание на ошибке, а похвалить за попытку и предложить вместе найти способ её исправления.
Во время игры волейболисты учатся быстро принимать решения, опираясь на коллективные действия. Это умение развивается в процессе регулярных тренировок и помогает детям не только на спортивной площадке, но и в повседневной жизни. Они учатся распределять ответственность, находить компромиссы и уважать мнение других. Эти навыки, которые дети приобретают в процессе тренировок, могут пригодиться им в будущем — как в учебе, так и в профессиональной деятельности.
Важно отметить, что волейбол развивает в детях не только физические, но и эмоциональные качества. Тренер должен уметь поддерживать положительный эмоциональный фон на тренировках, помогая детям чувствовать себя уверенно и свободно. Положительная атмосфера позволяет ученикам раскрываться, не бояться ошибок и учиться на них. Именно в таких условиях формируется доверие внутри команды, которое в будущем становится основой для успешного взаимодействия.
Одним из практических примеров можно назвать использование командных упражнений на тренировках, когда задачи ставятся не индивидуально, а коллективно. Например, тренер может предложить задание, в котором вся команда должна выполнить определенное количество удачных подач или защитных действий, а за неудачи команда должна коллективно подумать, что нужно скорректировать. Это учит детей анализировать свои действия в команде, искать общие решения и понимать, что их вклад важен для общего успеха.
Сплоченная команда — это не только залог успеха на спортивных соревнованиях, но и важный элемент воспитания нравственных и социальных качеств. Волейбол помогает детям научиться доверять другим, быть ответственными не только за свои действия, но и за общий результат. Тренер, как главный наставник, играет ключевую роль в формировании этих качеств, и его личный пример является важным фактором в этом процессе.
Таким образом, волейбол — это не просто спорт, а эффективное средство воспитания коллективного духа и формирования здоровых отношений внутри группы. Задача тренера — использовать все возможности этого вида спорта для того, чтобы не только развивать физические навыки, но и помочь ученикам стать лучше в социальном плане, воспитывая у них командный дух, чувство ответственности и умение поддерживать друг друга в любой ситуации.
Список литературы
Альтувайни
А. Х., Кудрявцев М. Д., Дорошенко С. А.,
Лепилина
Т. В. Волейбол как вид спорта, способствующий формированию положительного отношения молодежи к спортивной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-1.
Одинцов, А. Н. Занятия волейболом как средство сохранения и укрепления здоровья обучающихся / А. Н. Одинцов. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17.1 (121.1). — С. 31-37.
Черных З. Н., Борисенко Т. М. Влияние волейбола на формирование здорового образа жизни // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2017. №4 (36).