Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Волонтерская деятельность как средство воспитания социальной ответственности у учащихся | Маренкова Екатерина Олеговна. Работа №345040

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается роль волонтерской деятельности как одного из эффективных средств воспитания социальной ответственности у учащихся. Освещаются основные аспекты включения волонтерства в школьную практику и его влияние на формирование социально значимых качеств у детей. Волонтерская деятельность позволяет школьникам осознать важность общественно полезной деятельности, развить навыки коммуникации и сотрудничества, а также сформировать гражданскую активность.

Ключевые слова: волонтерская деятельность, социальная ответственность, воспитание, школьники, гражданская активность, общественная польза.

ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У УЧАЩИХСЯ

 

Маренкова Екатерина Олеговна,

учитель МАОУ «СОШ №3 им. Героя России

Сергея Ромашина» г. Южно-Сахалинск

 

Аннотация. В статье рассматривается роль волонтерской деятельности как одного из эффективных средств воспитания социальной ответственности у учащихся. Освещаются основные аспекты включения волонтерства в школьную практику и его влияние на формирование социально значимых качеств у детей. Волонтерская деятельность позволяет школьникам осознать важность общественно полезной деятельности, развить навыки коммуникации и сотрудничества, а также сформировать гражданскую активность.

Ключевые слова: волонтерская деятельность, социальная ответственность, воспитание, школьники, гражданская активность, общественная польза.

 

Воспитание социальной ответственности у школьников является одной из ключевых задач современного образования. В условиях активных изменений в обществе необходимо воспитывать у детей не только знания и навыки, но и социально значимые качества, такие как ответственность, гражданская активность, готовность помочь обществу. Волонтерская деятельность в школьной практике представляет собой мощный инструмент для формирования этих качеств. Она помогает учащимся не только получить опыт социальной работы, но и научиться заботиться о людях, развивать эмпатию, уважение к другим и ответственность за коллективную деятельность.

Волонтерская деятельность рассматривается как одна из самых эффективных форм воспитания социальной ответственности. Через участие в различных волонтерских проектах школьники получают возможность осознать значимость помощи другим людям и роль активной гражданской позиции в жизни общества. Воспитание через волонтерство предполагает не только непосредственное участие учащихся в социальной деятельности, но и развитие у них таких качеств, как инициативность, ответственность, трудолюбие и коллективизм.

Рассмотрим основные направления волонтерской деятельности в школе. Школьники могут принимать участие в акциях по уборке территории, посадке деревьев, участии в экологических просветительских мероприятиях. Это помогает не только развить чувство ответственности за окружающую среду, но и прививает важные ценности в области экологии.

Важным аспектом волонтерства является помощь социально незащищенным слоям населения. Это может быть участие в благотворительных акциях, помощь пожилым людям, инвалидам или детям из малообеспеченных семей.

Участие в организации культурных и образовательных мероприятий помогает школьникам осознать значимость культурного наследия и прививает навыки работы в коллективе, организаторские способности и лидерские качества.

Внутришкольные волонтерские проекты, направленные на помощь ученикам с учебой, участие в организации школьных мероприятий, также способствуют воспитанию ответственности и взаимопомощи.

Волонтерская деятельность обладает большим воспитательным потенциалом. Она формирует у школьников понимание того, что помощь другим — это не только обязанность, но и важная составляющая жизни человека. Участие в волонтерских проектах дает учащимся возможность понять, насколько важно быть активными и социально ответственными членами общества.

Рассмотрим основные аспекты, формирующие социальную ответственность через волонтерство:

Осознание общественной пользы. Школьники учатся понимать, что их действия могут принести пользу другим людям, что побуждает их к дальнейшему участию в социально значимой деятельности.

Развитие чувства сопричастности. Волонтерская работа в группах или командах позволяет учащимся ощутить свою важность в коллективе и понять, что совместные усилия приводят к значимым результатам.

Формирование

эмпатии

и милосердия. В процессе волонтерской деятельности учащиеся учатся сострадать и проявлять заботу о тех, кто нуждается в помощи. Это воспитывает в них милосердие и гуманизм.

Развитие навыков сотрудничества. Важно, чтобы учащиеся учились эффективно взаимодействовать в команде, брать на себя ответственность за совместные проекты и достигать общих целей.

Для успешной реализации волонтерской деятельности в школе необходимо организовать систему поддержки и мотивации учащихся. Важно, чтобы школьники видели в волонтерстве не только общественный долг, но и личную возможность для саморазвития.

Выделим основные этапы организации волонтерской деятельности:

1. Мотивация учащихся. Учителям и классным руководителям следует активно привлекать внимание учеников к важности волонтерства через рассказы о реальных примерах волонтерской работы, проведение бесед и тренингов.

2. Формирование волонтерских групп. Для эффективной работы необходимо создать группы школьников, которые будут заниматься волонтерской деятельностью в разных направлениях. Это могут быть постоянные или временные команды.

3. Планирование и проведение мероприятий. Важно, чтобы волонтерские мероприятия были хорошо организованы, а учащиеся понимали свою роль в их проведении.

4. Рефлексия и анализ результатов. После проведения мероприятий следует уделить внимание обсуждению результатов, чтобы учащиеся могли осознать, какой вклад они внесли в общее дело, и развивать свои способности к дальнейшему участию.

Участие в волонтерских проектах приносит школьникам множество преимуществ. Волонтерство способствует развитию у школьников лидерских качеств, уверенности в себе, ответственности и организаторских способностей. Через участие в волонтерских акциях ученики становятся активными членами общества, учатся уважать чужие интересы и потребности.

Школьники начинают осознавать, что они являются частью общества и их действия имеют значение. Волонтерство формирует у них чувство долга перед сообществом и желание быть полезными.

Волонтерская деятельность позволяет учащимся получить ценный жизненный опыт и навыки, которые могут пригодиться им в будущем — как в профессиональной, так и в личной жизни.

В заключение отметим, что волонтерская деятельность является эффективным средством воспитания социальной ответственности у учащихся. Она помогает школьникам развить важные личностные качества, такие как эмпатия, ответственность и гражданская активность. Организация волонтерской деятельности в школьной практике способствует формированию гармоничной личности, способной осознанно участвовать в жизни общества и вносить свой вклад в его развитие. Школа должна активно поддерживать и поощрять волонтерскую деятельность среди учеников, создавая условия для их социального роста и самореализации.

 

 

 

Список литературы

 

Белякова, М. А. Волонтерская деятельность как средство воспитания гражданской ответственности у школьников // Педагогика и воспитание, 2019. – №4. – С. 25-32.

Зиновьева, И. В. Роль

волонтерства

в развитии личности учащегося // Современное образование, 2020. – №6. – С. 47-53.

Сафронова, Т. Н. Волонтерская деятельность в школе: опыт и перспективы // Школа и обществ

о, 2021. – №3. – С. 12-19.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×