Волонтерство в детском саду, как социальном институте | Ирина Юрьевна Газизянова. Работа №301076
Автор: Ирина Юрьевна Газизянова
В настоящее время большое значение в обществе уделяется добровольческому труду. Институт волонтерства широко распространен во многих странах. Труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым и в городах России.
Волонтёр (от фр. volontaire - доброволец) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность.
Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.
Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Волонтерская деятельность это:
• посадка цветов, кустов и деревьев;
• помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодежь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды);
• благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;
• помощь животным;
• благотворительные концерты и театральные выступления;
• экологические марши, уборка мусора и загрязнений и пр.
Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни.
Актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни, ведь жизнь – это развитие определенных жизненных качеств:
· ответственности;
· милосердия;
· самостоятельности;
· умение общаться с разными социальными группами людей;
· личностный позитивизм.
·
·
ПРОЕКТ
«Волонтёрство в детском саду»
Автор: И.Ю.Газизянова
г. Красноярск
2022г.
Содержание.
1. Пояснительная записка
2. Основная часть
3. Мероприятия волонтерского движения в детском саду
4. Литература
Пояснительная записка
В настоящее время большое значение в обществе уделяется добровольческому труду. Институт волонтерства широко распространен во многих странах. Труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым и в городах России.
Волонтёр (от фр. volontaire - доброволец) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность.
Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.
Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Волонтерская деятельность это:
посадка цветов, кустов и деревьев;
помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодежь и студенты, бездомные, люди с огранич
енными возможностями (инвалиды)
;
благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;
помощь животным;
благотворительные концерты и театральные выступления;
экологические мар
ши, уборка мусора и загрязнений и пр.
Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни.
Актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни, ведь жизнь – это развитие определенных жизненных качеств:
ответственности;
милосердия;
самостоятельности;
умение общаться с разными социальными группами людей;
личностный позитивизм
.
Новизна проекта состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада.
Проблема: отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека.
Цель проекта: внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно – нравственной личности дошкольников.
Организация в детском саду волонтерского движения через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольческих мероприятиях.
Задачи:
1.Расширить представления о волонтерском движении у детей 6-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников детского сада
2.Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;
3.Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении;
4.Составить план мероприятий и реализовать его в течение 2022 – 2023 учебного года.
Продолжительность: долгосрочный 2022-2023уч. г.
Участники: дети, воспитатели, родители воспитанников.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Тип проекта: групповой, информационно-просветительский, индивидуально – развивающий.
Основная часть
Детский сад - социальный институт, в котором работают люди определенного общественного склада, умеющие выстраивать рейтинг духовных ценностей, для которых понятия «помощь» и «быть нужным» являются не пустыми словами. Приоритеты специалистов детского сада расставлены в пользу нравственных идеалов.
Таким образом, волонтёрство в детском саду направлено на развитие нравственных качеств ребенка в образовательной среде, способствующее формированию у детей адекватной самооценки; навыков общения и социальной гибкости к меняющимся внешним социальным условиям, помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые люди, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), нуждающиеся в помощи люди.
В зависимости от выбора основных объектов волонтерского движения выделяются следующие блоки работы:
работа с детьми 6-7 лет (волонтёрское движение);
работа с педагогами;
работа с семьёй.
Рассмотрим основные психолого-педагогические аспекты деятельности в блоке “Работа с детьми”:
формирование милосердия.
развитие трудолюбия
воспитание потребности к здоровому образу жизни.
ф
ормирование толерантности
формирование сознательного
отношения к природе,
ф
ормирование доброжелательности в общении со сверстниками.
Эффективное осуществление процесса воспитания и развития вышеперечисленных качеств у старших дошкольников в волонтерской деятельности возможно при следующих педагогических условиях: использовании педагогами комплекса воспитательных средств и методов, способствующих проявлению милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности, создания в детском коллективе атмосферы, стимулирующей воспитание и развитие этих качеств, преодолении отчуждения между воспитателями, детьми и родителями, привлечении семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организация самостоятельной деятельности детей, обеспечивающей проявление милосердия, доброты, толерантности и любви к природе в добровольческой деятельности.
Работа с педагогами и родителями предполагает 3 этапа:
1 этап. Формирование волонтёрского движения в детском саду
2 этап. Социально-психологическая подготовка волонтёров.
3 этап. Развитие волонтёрского движения.
На 1 этапе у педагогов и родителей воспитанников формируются представления о роли и месте добровольчества в современном обществе, а детям дается определение понятия «волонтёр».
На 2 этапе проходит тренировка навыков эффективной коммуникации, развитие уверенности в себе, разработка атрибутов волонтёрского движения.
На 3 этапе происходит разработка, подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприятий; привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития волонтёрского движения.
Руководитель волонтерского движения в нашем детском саду - это воспитатель подготовительной группы, который координирует всю деятельность, организуют работу в детском саду и волонтёров по различным направлениям, обеспечивают связь с городским волонтёрским движением и осуществляют планирование деятельности.
Практическая значимость проекта:
В результате успешной реализации проекта воспитывающие взрослые и старшие дошкольники получат новые знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях. Мероприятия в рамках проекта позволят сформировать такие качества личности дошкольника как трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к природе, милосердие, что будет являться основой волонтёрской направленности личности ребёнка в дальнейшем. Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в ДОУ любого вида и типа, при условии заинтересованных активных, искренних, целеустремленных лидеров.
Критерии оценки эффективности проекта:
Процент
педагогов и родителей воспитанников, принявших участия в добровольческих акциях и мероприятиях детского сада
;
Количество партнеров - участников проекта.
Механизм оценки:
Отзывы целевых групп волонтерского движения (младшие дошкольники, пожилые, другие детские сады)
Анкетирование.
Опрос.
План работы волонтерского движения детского сада с детьми:
№ п/п
Название мероприятия и цель
Ответственные
Сроки
1.
1.1 Просмотр видео презентации «Кто такие волонтеры».
Цель: познакомить детей с новым понятием «волонтеры» и показать суть работы и помощи окружающим волонтерами.
1.2 Беседа «Мы – маленькие волонтеры».
Цель: формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность; воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Воспитатель:
Июнь 2022г.
2.
Воспитатель:
Июль 2022г.
3.
3.1Акция «Безопасные дороги детям».
Распространение памяток «Внимание водитель!», «Безопасные дороги детям».
Цель: Привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей в салоне автомобиля.
Воспитатель:
Август
2022г.
4.
4.1.Трудовой десант: «Мусору – нет!».
Цель: Воспитывать бережное отношение к природе, приучать детей к соблюдению чистоты на участке.
4.2. Подготовка поздравления ко Дню воспитателя.
Цель: Формировать у детей благоприятную, радостную атмосферу праздника.
4.3.Акция «Ты не один» (ко дню пожилых людей).
Цель: Формирование духовности, нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к старшему поколению.
Воспитатели:
Сентябрь
2022г.
5.
5.1.Акция «Поздравь учителя».
Цель: Поздравить учителей с их профессиональным праздником, изготовить открытки своими руками и поблагодарить наших дорогих педагогов за добросовестный труд в деле обучения и воспитания.
5.2. Акция «Корзинка радости». Сбор подарков (игрушек) для «Детей младшей группы».
Цель: Формирование у воспитанников умение правильно оценивать себя и других; воспитывать у детей такие качества, как доброта, щедрость, отзывчивость.
Воспитатель:
Октябрь
2022г.
6.
6.1. Акции «Доброе сердце».
Цель: оказание помощи нуждающимся детям, паллиативному отделению города Красноярска, формирование гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию, позитивная социализация детей дошкольного возраста.
Воспитатель:
Ноябрь
2022г.
7.
7.1 «День волонтера».
Цель: Популяризация благотворительности, формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность.
7.2. Акция « Игрушка на новогоднюю красавицу».
Цель: Формирование и развитие творческого мышления и творческих способностей детей, желание через свой труд приносить пользу и радость другим людям.
Воспитатель:
Декабрь
2022г.
8.
8.1. Акция «Подари книгу детскому саду».
Цель: пополнение фонда книжных уголков в группах дошкольных учреждений познавательной и детской художественной литературой; формирование бережного отношения к книге, привлечение детей к чтению, воспитание чувств гуманизма и благотворительности.
8.3. Акция «Построй дом для птиц!»
Цель: Вовлечь детей в трудовую деятельность по изготовлению скворечников для птиц; пропагандировать среди дошкольников знания о пользе птиц; воспитывать желание помогать птицам.
8.4. Акция «Покормите птиц зимой».
Цель: Оказать посильную помощь птицам, зимующим в нашей местности, пережить морозы и недостаток пищи; развивать гуманное отношение к птицам, мотивацию и интерес к их охране.
Воспитатель:
Январь
2023г.
9.
9.1 «День доброты». Акция «Твори добро».
Цель: Оказание помощи нуждающимся детям.
Воспитатель:
Февраль
2023г.
10.
10.1. Беседа «Легко ли быть добрым?»
Цель: Создать условия для воспитания доброты, милосердия. Выявление правильного и ошибочного представлений о доброте и добрых целях.
Воспитатель:
Март
2023г.
11.
11.1. Всемирный день здоровья. Акция «Мы здоровье сбережем».
Цель: Воспитывать у детей желание заботится о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни.
Воспитатель:
Апрель
2023г.
12.
12.1. Проведение акций « Окна Победы».
Цель: Формирование чувства сопричастности к общему подвигу и общей памяти народа.
12.2.Итоговое собрание волонтеров и родителей.
Цель: Подведение итогов. «Финиш Кладовой добрых дел».
Воспитатель:
Май
2023г.
Используемая литература.
1. Социальная работа с молодежью / Учебное пособие / Под ред. Д.п.н. проф. Н. Ф. Басова - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К»; 2007. 382.
2. Сборник методических материалов для проведения мероприятий по профилактике негативных явлений в молодежной среде. - Вологда, 2007.
3. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006. С. 3-20.
4. Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», - 2003. С 94.
5. Циткилов П. Я. Информационно - методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. - 2007. - №5. - С. 58-60.