Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Волшебство театра теней (из опыта работы) | Мой кабинет. Работа №347091

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением дети ждут встречи с ним. Куклы могут всё, или почти всё! Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности дошкольников, корректируют их поведение. Появился он, вероятно, несколько тысячелетий назад на Востоке, у народов Индии, Китая, Японии, Ирана. На западе театр теней считается одним из самых изящных и элитных искусств. А в Европе даже проходят специальные фестивали. 

 Театр теней справедливо считают одним из самых условных театров. В нем нет никаких рассеивающих внимание впечатлений. Есть только движение и форма. Именно поэтому он доступен детям - дошкольникам и хорошо ими воспринимается. В любой программе детского сада уделено место теневому театру в большей или меньшей степени. И действительно в старших группах детского сада, по требованию общеобразовательной программы, должны быть все атрибуты теневого театра, но почему-то все это не пользуется спросом, лежит и пылится. 

 Мы создали технологию внедрения теневого театра в повседневную самостоятельную жизнь детей. На практике, п

Волшебство театра теней.
(из опыта работы)
Кочко Наталья Иосифовна
Педагог дополнительного образования.
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творчества и развития № 1
Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением дети ждут встречи с ним. Куклы могут всё, или почти всё! Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности дошкольников, корректируют их поведение.
Сегодня я хочу поделится своим опытом работы с детьми над одним из самых волшебных, магических театров. Это театр теней.
Театр теней – светлое искусство, искусство света. Театр теней – это древнейший прототип кино. Появился он, вероятно, несколько тысячелетий назад на Востоке, у народов Индии, Китая, Японии, Ирана. На западе театр теней считается одним из самых изящных и элитных искусств. А в Европе даже проходят специальные фестивали.
Театр теней справедливо считают одним из самых условных театров. В нем нет никаких рассеивающих внимание впечатлений. Есть только движение и форма. Именно поэтому он доступен детям - дошкольникам и хорошо ими воспринимается. В любой программе детского сада уделено место теневому театру в большей или меньшей степени. И действительно в старших группах детского сада, по требованию общеобразовательной программы, должны быть все атрибуты теневого театра, но почему-то все это не пользуется спросом, лежит и пылится.
Мы создали технологию внедрения теневого театра в повседневную самостоятельную жизнь детей. На практике, при организации и проведении теневого театра столкнулись с реальными трудностями:
- отсутствие полных методических рекомендаций по освещению, кукловождению и оборудованию;
- отсутствие профессионального опыта (кукольного факультета нет в Красноярской академии искусств).
Из этого следует, что только от воспитателя зависит быть или не быть теневому театру в жизни ребенка, который доставляет детям ни с чем не сравнимую радость.
Мы начали знакомство детей с теневым театром с самого простого. Достали всеми забытый фильмоскоп и пленки со сказками. Натянули экран. И наши дети, затаив дыхание, смотрели старые забытые сказки из волшебного телевизора (так дети назвали фильмоскоп). Следующим этапом было изучение строения фильмоскопа и способа его действия (используя лупы и увеличительные стекла). И так постепенно ненавязчиво начали вводить детей в мир теней. Нашли в группе стену, на которую падают тени. Дети активно включились в игру. Изображали несуществующих животных и просто манипулировали тенями. Так началось знакомство с самой простой формой театра теней - театр миниатюр или театр ручных теней. Мы старались найти подход, как к организации, так и к содержанию и методов работы с детьми. Между тем, если увлечься тенями серьезно, то сталкиваешься с очень многими проблемами и трудностями, которые приходится решать методом проб и ошибок. В процессе игр руками выяснили, что очень мало детей, у которых все пальцы на обеих руках действуют одинаково свободно. Как правило, особенно неподвижны мизинцы и безымянные пальцы. Для начала определили, какие у кого пальцы действуют не столь хорошо, как остальные. Затем, путем ежедневных тренировок, мы придавали пальцам, во-первых, большую подвижность, нежели раньше. Своеобразная пальчиковая гимнастика на каждом занятии, не зависимо от темы (1-2 минуты). Во-вторых, научить координировать движения пальцев отдельных рук, например, указательного пальца на левой руке и на правой или, что сложнее, среднего пальца на левой руке и безымянного - на правой. Чтобы приучить пальцы друг к другу, повторяли упражнения. Например, складывали руки ладонями к друг другу, чтобы указательный палец левой руки лег на указательный правой, и так далее. Потом старались шевелить вправо — влево; вперед- назад любой из пар пальцев. По крупицам собирали упражнения и создавали сами. В - третьих, учились менять сцепки пальцев. Сцепляли пальцы обеих рук между собой так, чтоб ладонь прилегала к ладони, а пальцы перемежались через один. А потом перейти к любой другой сцепке, например, ладонь правой руки лежит на тыльной стороне кисти левой, и пальцы переплетаются через один. Вместе с детьми тренировались сами, так как и у нас не все пальцы одинаково двигаются, и не так просто построить фигуру животного с движущимися ртами и ушами из пальцев рук.
Одновременно с этими упражнениями начинали разучивать роли для будущих представлений. Роли — это и есть сами фигуры. Они делятся на две основные группы. Одна из них представляет собой фигуру животных — вторая людей. Готовые представления и миниатюры такие, как Спор животных, Кто? Как?, Узнай, озвучь показывали детям младших групп. Особенно нравится малышам бабушка, которая рассказывает сказки. Тени получаются движущимися - двигали губами, лапками, ушами. Выполняли пальцами различные упражнения, дети достигли хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказала благоприятное влияние на развитие речи, но и подготовили руки детей к рисованию и письму. Кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений, что в дальнейшем облегчило приобретение навыков письма. Не всякую тень можно создать из пальцев - количество теневых образов ограничено возможностями переплетения пальцев. И мы перешли к еще одному виду теневого театра - театру кукол. При знакомстве с этим видом театра, дети использовали обычные игрушки, которыми играли в повседневной жизни, но пришли к выводу, что нужны специальные куклы. Рисовали детям шаблоны, дети обводили их и закрашивали их в черный цвет. Первый спектакль мы показали детям сами, чем заинтересовали детей. Дети сочиняли диалоги животных, людей и показывали друг другу сказки. Так как актеры отвлекались, глядя на зрителей, а зрители переключали свое внимание с куклы на актера, решили спрятать актера за экран. Подготовили к постановке спектакли Мена, Зимовье зверей. В процессе того, как дети усвоили правила кукловождения плоскостных простых кукол, для поддержания интереса детей, внесли кукол с движущимися частями тела (по принципу игрушек — подергушек, игрушек-забав). Постоянно находились в поиске новых идей, литературы. Как спектакль сделать интереснее, динамичнее и привлечь большее количество детей участников (кукловода только два)? Пришли к интересному решению, что если экран перенести выше, то может участвовать третий кукловод, который сидит на полу прямо перед экраном, так как два других кукловода по разным сторонам экрана Присутствие третьего кукловода облегчает работу первых двух. Во-первых — он перемещает декорации, во-вторых, он подменяет кукловода, перехватывая куклу, чтобы довести её до другой стороны экрана. Кукла теперь может находиться на экране дольше, сказки стали длиннее и интереснее. Увеличилось количество героев. Но появились новые трудности. На экране жестикулирует обычно только та кукла, которая в данный момент говорит. Это правило любого театра кукол. Дети легко усваивают и справляются с этой задачей только в том случае, если они озвучивают ту куклу, которой действуют. Но в процессе спектакля куклы передвигаются с одной стороны экрана на другой. И в отдельных сценах кукла оказывается в руках трех кукловодах (по очереди), а озвучивает один. Трудно управлять куклой, когда озвучивает её другой актер. Или озвучивать куклу партнера и одновременно управлять другой куклой. Как мы не старались, избежать таких сцен было невозможно. Дети с задачей справились. Один актер ведет свою куклу, а озвучивает куклу своего напарника. Появилась возможность увеличить количество участников в спектакле. Ведь в спектакле участвует порой до семи - восьми кукол и каждую из них могут озвучивать разные дети. В теневых спектаклях старались избегать встречных движений, а если это было сделать невозможно, фигуры проводили одну мимо другой очень быстро, чтобы на экране не было бесформенной тени. Твердые правила для кукловода установить, конечно, трудно: как удобнее вести фигуру показывает сама работа. Летающие фигуры вели по верху экрана на тонкой проволочке, стараясь не показывать её зрителям. В некоторых сценах сочетали действие кукол с игрой живого исполнения, сидящего прямо перед экраном. Так, например, очень выразительно выглядит голова исполнителя в платочке (бабушка) и рассказывает сказку. А для сказки братьев Гримм Лиса и гуси. Например, сделали из картона голову лисы с открывающимся ртом и мигающими глазами и, держа её в левой руке (ближе к источнику света, чтоб на экране она получилась большой), жестикулировали правой рукой, создавая иллюзию, рука исполнителя - это лапа лисы, при этом ртом лисы управляет другой исполнитель.
К сожалению, профессиональный театр теней существует только в Москве и Петербурге. Но к нашему великому удивлению и восхищению, режиссер Красноярского театра кукол Александр Хромов впервые в истории театра поставил замечательную сказку теней Иван царевич и серый волк. И, конечно же, мы были одними из первых зрителей. Дети не только посмотрели спектакль, но и попробовали управлять тростевыми куклами, которые были цветными. Так дети познакомились с профессиональным театром теней.
После посещения театра возникла идея сделать цветными декорации и в наших спектаклях. С использованием цветной пленки в декорациях появились красные яблоки, огонь в печке, люстры светящиеся, цветные скатерти, синие облака, желтое солнце. Стал цветным источник света — голубой и желтый (в нужный момент подержать кусочек пленки у источника света). При помощи подсветки научились показывать Луну, звезды, вспышки молнии, красивый дождь. Постепенно наши сказки становились интереснее, ярче - от черно-белой сказки Мена (куклы силуэтные без движущихся деталей) мы пришли к сказке Зимовье зверей (куклы с движущимися лапками) и к цветному театру Мешок яблок, где использовали весь свой опыт.
В процессе работы возникали новые идеи и желание их реализовать. Решили поставить спектакль театром живых теней. Это сложный вид театра, тонкая психологическая работа актера, которому необходимо владеть языком тела, то есть научиться выражать эмоции по средствам телодвижений. Мы не ставили перед детьми такие сложные задачи. Мы понимали, что все зависит от нашего творчества и фантазии, и умения приспособиться к нашим условиям, и возможностям. Родители изготовили большую раму (на сколько позволяло помещение зала). Натянули ткань. Полноценные костюмы не нужны ведь на тени не видно ни цвета, ни материала. Использовали накладные хвосты, бороды, шляпы, носы. Первое время дети импровизировали, а зрители анализировали. Чтоб фигуру было четко видно, сами составляли правила поведения на экране: Исполнители должны двигаться по одной линии у самого экрана, а то тени расплываются. Движения должны быть четкими. Лишних движений не должно быть (экран не позволяет находиться на нем боле двух героев сказки), декораций должно быть очень мало. Выбирая сказку, старались придерживаться этих правил. Выбрали сказку Как собака друга искала. Изготовили маски (профиль животного чуть больше головы ребенка). Тело, одетое в одежду, создающую объем, превратилось в туловище животного. Прикрепили хвосты, на руки надели носки, чтоб было похоже на лапы. Ребенок должен передвигаться только боком по отношению к экрану, ни в коем случае не поворачивая головы, иначе силуэт искажается.
Постигая язык тела, движений, дети постепенно овладели средствами выразительности, которые помогли добиться успеха, почувствовать уверенность в своих силах. Занимаясь с детьми театром, мы ставили перед собой цель — сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Задачи наши естественно не направлены на то, чтобы воспитать артистов-профессионалов. Но кем бы ни были в будущем наши воспитанники, мы верим, что они будут творчески относиться к своему делу, будут добрыми и общительными людьми.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×