«Воплощение женского образа в изготовлении куклы-чучела Масленица». | Жданова Наталия Владимировна. Работа №364473
Цель урока: создание художественного женского образа из русского народного праздника Масленица.
Задачи урока:
1. Формировать у учащихся знания о народном празднике и представления женского образа «Масленицы».
2. Развивать навыки работы в технике бумагопластика при изготовления объемной куклы-чучела (модели Масленицы)
3. Воспитывать интерес к русской народной культуре и традициям русского народа, содействовать воспитанию эстетических взглядов в творчестве.
Урок по предмету прикладное творчество во 2 классе на тему:
«Воплощение женского образа в изготовлении куклы-чучела Масленица».
Предмет: прикладное творчество
Возраст учащихся: 2 класс
Тема урока: «Воплощение женского образа в изготовлении куклы-чучела Масленица».
Цель урока: создание художественного женского образа из русского народного праздника Масленица.
Задачи урока:
1. Формировать у учащихся знания о народном празднике и представления женского образа «Масленицы».
2. Развивать навыки работы в технике бумагопластика при изготовления объемной куклы-чучела (модели Масленицы)
3. Воспитывать интерес к русской народной культуре и традициям русского народа, содействовать воспитанию эстетических взглядов в творчестве.
Оборудование: презентация к уроку, проектор, экран, образцы женского русского народного костюма, тематические рисунки детей.
Материалы: деревянные шпажки, бумажные салфетки (бумажное полотенце), клей-карандаш, ножницы, цветные маркеры (фломастеры), нитки швейные.
Этапы работы
Содержание этапа
Организационный момент
(3 мин)
Создание эмоционального настроя на урок по средствам музыки
Вход учащихся в класс под русскую плясовую, на экране картинка праздника.
(слайд1)
А
ктуализация знаний для изучения нового учебного материала
Использование проблемной ситуации для настроя учащихся на учебную деятельность, определение предмета и темы урока .
-Ребята, какое у вас сейчас настроение?
Дети: Веселое, праздничное….
-Почему? С чем это связано?
Дети: Из-за музыки, под которую входили
-А где обычно можно услышать такую музыку?
Дети: На народном празднике.
- А что значит, на ваш взгляд, термин «народный праздник»? С чем такие праздники связаны?
Дети: Это праздники, которые к нам пришли от наших предков и они связаны с природой, с древними традициями, верованиями и обычаями людей.
- Сегодня мы поговорим об одном празднике - он празднуется, когда на улице одно время года, сам же праздник посвящен встрече другого времени года. О каком празднике идет речь?
Дети: О Масленице
Учитель: А символами праздника Масленица являются блины с маслом и чучело в образе женщины, которое сжигают в конце праздника.
3. Изучение нового учебного материала. (15 мин)
Изложение нового учебного материала с использованием средств наглядности (презентации);
На экране открывается тема урока
(слайд 2)
Тема нашего урока связана с праздником Масленица, звучит она так:
«Воплощение женского образа в изготовлении куклы-чучела Масленица».
(слайд3)
Цель нашего урока: создание своими руками куклы-чучела Масленица.
-А что это за праздник?
-Откуда появился этот праздник?
-И почему именно женский образ представлен в кукле-чучело Масленица?
Об этом я вам сегодня расскажу:
( Фотографии празднования Масленицы слайд 4,5,6)
Каждый год в России провожают зиму Масленицей.
Это целая неделя, когда устраивают народные гулянья, забавы и игры в честь того, что холода заканчиваются и скоро наступит весна. В эту неделю Масленицы люди готовят вкусные блины и в изобилии едят их! Так что она называется еще и Блинной неделей:
Каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определённых ритуалов. Посмотрите, какие названия имеет каждый день недели и что положено было делать в этот день.
(На экране слайд 7 о днях праздничной недели)
(Дети поочередно читают свой отрывок стихотворения о днях масленицы)
Широкая Масленица – Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!
Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает «ВСТРЕЧА».
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.
«ЗАИГРЫШ» беспечный – ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них – награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!
Тут СРЕДА подходит – «ЛАКОМКОЙ» зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – всё им удаётся.
Пироги и блинчики – всё на стол мечи!
А в ЧЕТВЕРГ – раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек – суженых своих.
ПЯТНИЦА настала – «ВЕЧЕРА у ТЁЩИ»...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.
Близится СУББОТА – «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ».
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!
ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в «ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ».
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...
Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!
Для того чтобы лучше представить как раньше праздновалась Масленица, я предлагаю вам посмотреть подборку картин известных художников на тему Масленичных гуляний.
( Показ видео-слайд 8 репродукции картин)
https://vkvideo.ru/video219782883_456239120?ref_domain=yastatic.net
Краткий анализ-описание картин Василия Сурикова «Взятие снежного городка», Бориса Кустодиева «Масленица» и др. художников)
История возникновения праздника Масленица уходит своими корнями в глубокую древность, когда на Руси повсеместно было распространено язычество. Язычество-это вера во множество богов, богов природы.
Вот и чучело Масленицы имеет женский образ, потому что олицетворяет богиню Зимы - Мару (Морену).
(Слайд 9 с изображением богини Мары)
Морена была божеством не только Зимы, но и смерти, красивым, но губительным своим воздействием. Поэтому было принято в древности на Руси делать чучело в виде девушки и сжигать его в знак окончания власти холодной Зимы, чтобы облегчить и ускорить приход тёплой животворящей Весны.
(слайд 10)
Проще говоря, чучело олицетворяло злую тётку, которая всем порядком надоела и которую давно пора прогнать с глаз долой.
(слайд 11)
Как правило, Кукла-Масленица была из соломы, для каркаса использовали древесину, чаще берёзу. Чучело наряжали в женскую одежду, изображали лицо, украшали искусственными цветами и лентами. Завязывая ленточки, люди загадывали свои сокровенные желания и чтобы они сбылись, ленты должны были сгореть вместе с Масленицей. Затем чучело насаживали на шест и возили по округе, сопровождая действо весёлым пением и плясками.
4. Творческая практическая деятельность учащихся. (20 мин)
Постановка конкретной задачи по практической деятельности перед учащимися
Инструкция по поэтапному выполнению практической работы
Описание форм и методов достижения поставленной цели
Вот и мы сегодня с вами сделаем куклу-чучело Масленицу
Для этого нам понадобятся деревянные шпажки, бумажные салфетки, нитки для крепления и фиксации деталей, клей-карандаш, маркеры.
-Сначала нужно сделать каркас для куклы-это две деревянные палочки связанные крестом.
-Для изготовления головы- комок из бумаги оборачиваем салфеткой и фиксируем нитками, способом наматывания нитки.
-Похожим способом придаём туловищу объём и поверх надеваем рубаху, вырезанную из бумажной салфетки, рукава и горло рубахи разрисовываем орнаментом имитируя русско-народный костюм (картинка-образец узора)
-Юбку тоже делаем из бумажной салфетки, примотав ее нитками к каркасу, предварительно расписав ее цветами, при помощи маркеров.
-Платок на голову выполняем тоже из салфетки, расписав его узором в свободной форме, оборачиваем платок вокруг головы, при помощи клея фиксируем концы платка.
-Разрисовываем лицо Масленицы-чёлка, глаза, губы, щёки.
(Выполнение учащимися практической работы под веселые русские народные песни.)
5. Закрепление учебного материала. Подведение итогов.(5 мин.)
Учащиеся оценивают результаты самостоятельной деятельности и деятельности других, анализируют, рассуждают, делают выводы.
Вернисаж работ учащихся
Давайте с вами составим хоровод из получившихся Маслениц.
(Под музыку дети ставят на подставку своих кукол)
- Вот и подошёл наш урок к концу. Удалось ли выполнить задуманное?
-Что нового и интересного вы узнали?
-А зачем мы с вами изучаем традиции нашего народа. Зачем мы празднуем праздники, которые придумали наши предки?
Дети: ………
- И действительно, без праздников нам бы жилось скучно и неинтересно. Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя справляем мы его, может быть, и чуточку по-другому, но остается самое главное – радость, чувство общности с людьми и память о наших корнях.
6. Задание на дом (2 мин.)
Постановка цели для выполнения домашнего задания
Рассказать своим домочадцам о празднике Масленица и о традициях празднования.
Самоанализ урока
Урок по предмету прикладное творчество во 2 классе проведен 25.02.2025г в 9.30ч
Тема урока: Воплощение женского образа в изготовлении куклы-чучела Масленица.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: создание художественного женского образа из русского народного праздника Масленица.
Урок проведен в феврале, во время масленичной недели, что является актуальным на данный период, так же этот урок входит в раздел, который изучается по прикладному творчеству «Народные праздники»
Цель урока привязана к задачам урока
Задачи урока:
1. Формировать у учащихся знания о народном празднике и представления женского образа «Масленицы».
2. Развивать навыки работы в технике бумагопластика при изготовления объемной куклы-чучела (модели Масленицы)
3. Воспитывать интерес к русской народной культуре и традициям русского народа, содействовать воспитанию эстетических взглядов в творчестве.
Учащиеся второго класса художественного отделения имеют хорошие способности и высокий творческий потенциал. Всего в классе обучается 14человек, присутствовало на уроке 10человек.
Продолжительность каждого этапа урока полностью соответствовала временным рамкам .Этапы урока плавно и последовательно переходили друг в друга.
Структура урока выстроена логично: от вводной беседы, раскрытия темы и истории праздника, до практической деятельности - изготовление куклы-чучела Масленицы.
На уроке я использовала наглядные, дидактические материалы, ТСО-проектор, экран. Отбор дидактических материалов и технических средств, наглядных пособий были использованы мною в соответствии с заданиями урока. Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.
Практическое задание выполнялось из приемлемых, доступных, знакомых материалов, что помогло учащимся смело работать с ними.
Отношение между мной и учащимися было интересным, взаимным, эмоционально - отзывчивым.
Урок цели достиг. Учащиеся выполнили задание на отлично. Итогом урока стала экспозиция «Хоровод Маслениц»