Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Воплощение женского образа в изготовлении куклы-чучела Масленица». | Жданова Наталия Владимировна. Работа №364473

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Цель урока: создание художественного женского образа из русского народного праздника Масленица.

Задачи урока:

1. Формировать у учащихся знания о народном празднике и представления женского образа «Масленицы».

2. Развивать навыки работы в технике бумагопластика при изготовления объемной куклы-чучела (модели Масленицы)

 

3. Воспитывать интерес к русской народной культуре и традициям русского народа, содействовать воспитанию эстетических взглядов в творчестве.

 

Урок по предмету прикладное творчество во 2 классе на тему:

«Воплощение женского образа в изготовлении куклы-чучела Масленица».

Предмет: прикладное творчество

Возраст учащихся: 2 класс

Тема урока: «Воплощение женского образа в изготовлении куклы-чучела Масленица».

Цель урока: создание художественного женского образа из русского народного праздника Масленица.

Задачи урока:

1. Формировать у учащихся знания о народном празднике и представления женского образа «Масленицы».

2. Развивать навыки работы в технике бумагопластика при изготовления объемной куклы-чучела (модели Масленицы)

3. Воспитывать интерес к русской народной культуре и традициям русского народа, содействовать воспитанию эстетических взглядов в творчестве.

Оборудование: презентация к уроку, проектор, экран, образцы женского русского народного костюма, тематические рисунки детей.

Материалы: деревянные шпажки, бумажные салфетки (бумажное полотенце), клей-карандаш, ножницы, цветные маркеры (фломастеры), нитки швейные.

 

Этапы работы

Содержание этапа

Организационный момент

(3 мин)

Создание эмоционального настроя на урок по средствам музыки

Вход учащихся в класс под русскую плясовую, на экране картинка праздника.

(слайд1)

А

ктуализация знаний для изучения нового учебного материала

 

Использование проблемной ситуации для настроя учащихся на учебную деятельность, определение предмета и темы урока .

 

-Ребята, какое у вас сейчас настроение?

 Дети: Веселое, праздничное….

-Почему? С чем это связано?

Дети: Из-за музыки, под которую входили

-А где обычно можно услышать такую музыку?

Дети: На народном празднике.

- А что значит, на ваш взгляд, термин «народный праздник»? С чем такие праздники связаны?

Дети: Это праздники, которые к нам пришли от наших предков и они связаны с природой, с древними традициями, верованиями и обычаями людей.

- Сегодня мы поговорим об одном празднике - он празднуется, когда на улице одно время года, сам же праздник посвящен встрече другого времени года. О каком празднике идет речь?

Дети: О Масленице

Учитель: А символами праздника Масленица являются блины с маслом и чучело в образе женщины, которое сжигают в конце праздника.

 

3. Изучение нового учебного материала. (15 мин)

Изложение нового учебного материала с использованием средств наглядности (презентации);

 

На экране открывается тема урока

(слайд 2)

Тема нашего урока связана с праздником Масленица, звучит она так:

«Воплощение женского образа в изготовлении куклы-чучела Масленица».

(слайд3)

Цель нашего урока: создание своими руками куклы-чучела Масленица.

 

-А что это за праздник?

-Откуда появился этот праздник?

-И почему именно женский образ представлен в кукле-чучело Масленица?

 

Об этом я вам сегодня расскажу:

 

( Фотографии празднования Масленицы слайд 4,5,6)

Каждый год в России провожают зиму Масленицей.

Это целая неделя, когда устраивают народные гулянья, забавы и игры в честь того, что холода заканчиваются и скоро наступит весна. В эту неделю Масленицы люди готовят вкусные блины и в изобилии едят их! Так что она называется еще и Блинной неделей:

Каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определённых ритуалов. Посмотрите, какие названия имеет каждый день недели и что положено было делать в этот день.

(На экране слайд 7 о днях праздничной недели)

(Дети поочередно читают свой отрывок стихотворения о днях масленицы)

Широкая Масленица – Сырная неделя!

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю,

Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

 

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает «ВСТРЕЧА».

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье. Наступает вечер...

Накатавшись вволю, все блины едят.

 

«ЗАИГРЫШ» беспечный – ВТОРНИКА отрада.

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них – награда:

Сдобный и румяный масленичный блин!

 

Тут СРЕДА подходит – «ЛАКОМКОЙ» зовётся.

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники – всё им удаётся.

Пироги и блинчики – всё на стол мечи!

 

А в ЧЕТВЕРГ – раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит.

Ледяные крепости, снежные бои...

Тройки с бубенцами на поля выходят.

Парни ищут девушек – суженых своих.

 

ПЯТНИЦА настала – «ВЕЧЕРА у ТЁЩИ»...

Тёща приглашает зятя на блины!

Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,

Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

 

Близится СУББОТА – «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ».

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье.

Славно провожает Зимушку народ!

 

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в «ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ».

Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

 

Пышные гуляния Ярмарка венчает.

До свиданья, Масленица, приходи опять!

Через год Красавицу снова повстречаем.

Снова будем праздновать, блинами угощать!

 

 

 

Для того чтобы лучше представить как раньше праздновалась Масленица, я предлагаю вам посмотреть подборку картин известных художников на тему Масленичных гуляний.

( Показ видео-слайд 8 репродукции картин)

https://vkvideo.ru/video219782883_456239120?ref_domain=yastatic.net

Краткий анализ-описание картин Василия Сурикова «Взятие снежного городка», Бориса Кустодиева «Масленица» и др. художников)

 

История возникновения праздника Масленица уходит своими корнями в глубокую древность, когда на Руси повсеместно было распространено язычество. Язычество-это вера во множество богов, богов природы.

Вот и чучело Масленицы имеет женский образ, потому что олицетворяет богиню Зимы - Мару (Морену).  

(Слайд 9 с изображением богини Мары)

Морена была божеством не только Зимы, но и смерти, красивым, но губительным своим воздействием. Поэтому было принято в древности на Руси делать чучело в виде девушки и сжигать его в знак окончания власти холодной Зимы, чтобы облегчить и ускорить приход тёплой животворящей Весны.

(слайд 10)

Проще говоря, чучело олицетворяло злую тётку, которая всем порядком надоела и которую давно пора прогнать с глаз долой.

(слайд 11)

Как правило, Кукла-Масленица была из соломы, для каркаса использовали древесину, чаще берёзу. Чучело наряжали в женскую одежду, изображали лицо, украшали искусственными цветами и лентами. Завязывая ленточки, люди загадывали свои сокровенные желания и чтобы они сбылись, ленты должны были сгореть вместе с Масленицей. Затем чучело насаживали на шест и возили по округе, сопровождая действо весёлым пением и плясками.

 

 

4. Творческая практическая деятельность учащихся. (20 мин)

Постановка конкретной задачи по практической деятельности перед учащимися

 

Инструкция по поэтапному выполнению практической работы

 

Описание форм и методов достижения поставленной цели

Вот и мы сегодня с вами сделаем куклу-чучело Масленицу

Для этого нам понадобятся деревянные шпажки, бумажные салфетки, нитки для крепления и фиксации деталей, клей-карандаш, маркеры.

 

 

-Сначала нужно сделать каркас для куклы-это две деревянные палочки связанные крестом.

-Для изготовления головы- комок из бумаги оборачиваем салфеткой и фиксируем нитками, способом наматывания нитки.

-Похожим способом придаём туловищу объём и поверх надеваем рубаху, вырезанную из бумажной салфетки, рукава и горло рубахи разрисовываем орнаментом имитируя русско-народный костюм (картинка-образец узора)

-Юбку тоже делаем из бумажной салфетки, примотав ее нитками к каркасу, предварительно расписав ее цветами, при помощи маркеров.

-Платок на голову выполняем тоже из салфетки, расписав его узором в свободной форме, оборачиваем платок вокруг головы, при помощи клея фиксируем концы платка.

-Разрисовываем лицо Масленицы-чёлка, глаза, губы, щёки.

(Выполнение учащимися практической работы под веселые русские народные песни.)

5. Закрепление учебного материала. Подведение итогов.(5 мин.)

Учащиеся оценивают результаты самостоятельной деятельности и деятельности других, анализируют, рассуждают, делают выводы.

Вернисаж работ учащихся

Давайте с вами составим хоровод из получившихся Маслениц.

(Под музыку дети ставят на подставку своих кукол)

- Вот и подошёл наш урок к концу. Удалось ли выполнить задуманное?

-Что нового и интересного вы узнали?

-А зачем мы с вами изучаем традиции нашего народа. Зачем мы празднуем праздники, которые придумали наши предки?

Дети: ………

- И действительно, без праздников нам бы жилось скучно и неинтересно. Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя справляем мы его, может быть, и чуточку по-другому, но остается самое главное – радость, чувство общности с людьми и память о наших корнях.

 

6Задание на дом (2 мин.)

Постановка цели для выполнения домашнего задания

Рассказать своим домочадцам о празднике Масленица и о традициях празднования.

 

 

Самоанализ урока

Урок по предмету прикладное творчество во 2 классе проведен 25.02.2025г в 9.30ч

Тема урока: Воплощение женского образа в изготовлении куклы-чучела Масленица.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: создание художественного женского образа из русского народного праздника Масленица.

Урок проведен в феврале, во время масленичной недели, что является актуальным на данный период, так же этот урок входит в раздел, который изучается по прикладному творчеству «Народные праздники»

Цель урока привязана к задачам урока

Задачи урока:

1. Формировать у учащихся знания о народном празднике и представления женского образа «Масленицы».

2. Развивать навыки работы в технике бумагопластика при изготовления объемной куклы-чучела (модели Масленицы)

3. Воспитывать интерес к русской народной культуре и традициям русского народа, содействовать воспитанию эстетических взглядов в творчестве.

Учащиеся второго класса художественного отделения имеют хорошие способности и высокий творческий потенциал. Всего в классе обучается 14человек, присутствовало на уроке 10человек.

Продолжительность каждого этапа урока полностью соответствовала временным рамкам .Этапы урока плавно и последовательно переходили друг в друга.

 

Структура урока выстроена логично: от вводной беседы, раскрытия темы и истории праздника, до практической деятельности - изготовление куклы-чучела Масленицы.

На уроке я использовала наглядные, дидактические материалы, ТСО-проектор, экран. Отбор дидактических материалов и технических средств, наглядных пособий были использованы мною в соответствии с заданиями урока. Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.

Практическое задание выполнялось из приемлемых, доступных, знакомых материалов, что помогло учащимся смело работать с ними.

Отношение между мной и учащимися было интересным, взаимным, эмоционально - отзывчивым.

Урок цели достиг. Учащиеся выполнили задание на отлично. Итогом урока стала экспозиция «Хоровод Маслениц»

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз