Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Вопросы досудебного урегулирования налоговых споров в современных условиях | Мой кабинет. Работа №342913

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Непрекращающаяся работа налоговой службы по совершенствованию данного механизма приводит в достижению стратегической цели, а именно минимизации конфликтности заявителей с налоговыми органаами. Основными причинами налоговых споров  являются изменяющиеся положения налогового законодательства. Это связано и со сложностью, противоречивостью, нестабильностью действующего налогового законодательства и с отсутствием всеобъемлющих и точных алгоритмов применения института контроля в сфере налогообложения, а также противоречивой судебной практикой, складывающейся в разных регионах страны.

 

Сосорева Наталья Николаевна, Управление ФНС России по Орловской области, г. Орел, 2 курс, направление 40.04.04 Юриспруденция, профиль «Гражданское право и процесс»

 

«Вопросы досудебного урегулирования налоговых споров в современных условиях»

 

Аннотация. В статье исследован механизм досудебного урегулирования налоговых споров в современных условиях. Непрекращающаяся работа налоговой службы по совершенствованию данного механизма приводит в достижению стратегической цели, а именно минимизации конфликтности заявителей с налоговыми органаами. Основными причинами налоговых споров являются изменяющиеся положения налогового законодательства. Это связано и со сложностью, противоречивостью, нестабильностью действующего налогового законодательства и с отсутствием всеобъемлющих и точных алгоритмов применения института контроля в сфере налогообложения, а также противоречивой судебной практикой, складывающейся в разных регионах страны.

Ключевые слова: налоговый споры, досудебное урегулирование, урегулирование споров, налоговое законодательство, налоговые правоотношения, упрощенный порядок, участники налоговых правоотношений.

 

Между налоговыми органами и налогоплательщиками нередко возникают споры в связи со сложностью и неоднозначностью налогового законодательства. Это объясняет нарастающую актуальность досудебного урегулирования споров между участниками налоговых правоотношений.

Налоговым кодексом РФ (далее – Кодекс, НК РФ) установлен порядок взаимодействия сторон (п. 2 ст. 138 НК РФ). С 1 января 2014г. процедура досудебного урегулирования налоговых споров осуществляется в обязательном порядке. Решение по результатам налоговой проверки можно обжаловать в суде только после соблюдения процедуры досудебного урегулирования налоговых споров [5, с. 6].

Налогоплательщиками могут быть поданы следующие жалобы на решения по проверкам:

- апелляционная жалоба – обращение лица в налоговый орган по решению по результатам проведения камеральной или выездной налоговой проверки не вступившему в силу в случае, если плательщик не согласен с его выводами;

- жалоба – обращение лица в налоговый орган по ненормативным актам налогового органа, вступившим в силу, если такие акты, действия или бездействие должностных лиц нарушают права проверяемого лица [1, с. 11].

Примерами ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия должностных лиц, которые могут быть обжалованы, является следующее:

- отказ в возврате налога,

- решение о приостановлении по счетам,

- требование об уплате налога, пени или штрафа,

- решение о взыскании налога,

- отказ в предоставлении налогового вычета и другое [6, с. 19].

В использовании инструмента досудебного урегулирования налоговых споров безусловно имеется ряд преимуществ такие, как отсутствие необходимости уплаты государственных пошлин и судебных расходов, составление жалобы в простой письменной форме и сжатые сроки ее рассмотрения.

Зачастую налогоплательщики не согласны с принятыми решениями по результатам рассмотрения жалоб, а, следовательно, приоритетным остается рассмотрение таких споров в судебном порядке. Однако разбирательство в суде – это достаточно длительная и трудоемкая процедура [3, с. 36].

Вышеизложенное приводит в продолжающемуся совершенствованию данного механизма. В настоящее время стратегической целью налоговых органов является минимизация конфликтности заявителей со службой.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

- совершенствование сервисности во взаимодействии с налогоплательщиками;

- снижение транзакционных издержек в процедуре рассмотрения жалоб;

- обратная связь с источником возникновения спора для исключения причин его возникновения [2].

Одним из новшеств в порядке рассмотрения жалоб является введение ст. 140.1 НК РФ «Особенности рассмотрения жалобы в упрощенном порядке» (Федеральный закон от 31.07.2023г. № 389-ФЗ). Эта норма вступает в силу с 01.01.2025г. и является мероприятиям для развития сервисности.

В соответствии с данной нормой изменится порядок рассмотрения жалоб. Так, жалобы, направленные в электронной форме с использованием электронных каналов связи или через личный кабинет налогоплательщика в формате и в соответствии с порядком представления жалоб в утвержденной электронной форме, могут быть рассмотрены в упрощенном порядке в случае указания на это в жалобе. Жалобы, поданные на решения налоговых органов, принятые в соответствии со ст. 101 и 101.4 НК РФ, будут составлять исключение [2].

Жалобы, поданные по новому порядку, будут рассматриваться в течение 7 рабочих дней с момента их получения. Результатом рассмотрения жалобы может быть ее полное или частичное удовлетворение или передача ее на рассмотрение в вышестоящий налоговый орган.

В настоящее же время налогоплательщики направляют жалобу на действия или решения ИФНС/УФНС в вышестоящий налоговый орган – УФНС или МИ ФНС – через тот же налоговый орган, чье решение или действие обжалуется. Решения по жалобам рассматриваются в срок от 15 дней до 1 месяца со дня их получения [4].

Следует отметить, что упрощенный порядок рассмотрения жалоб не распространяется на жалобы по решениям по результатам налоговых проверок, а также в связи с решениями по выявленным нарушениям.

Другим мероприятием для развития сервисности является доработка механизма подписок на обновление контента сервиса «Узнать о жалобе». Так, уже сейчас пользователи могут получать информацию о ходе и результатах рассмотрения жалоб МИ ФНС, посмотреть результаты проверок своих контрагентов.

Безусловным плюсом в работе налоговой службы является возможность подать жалобу в онлайн режиме. Однако НК РФ не предусмотрен механизм рассмотрения жалобы в присутствии заявителя или его уполномоченного лица. В исключительном случае налоговый орган может пригласить противоположную сторону на прием по поводу представленной жалобы. Но и этот вопрос не оставлен без внимания. Идет работа по разработке возможности использования ВКС при рассмотрении возражений и жалоб [2].

Планируемыми мероприятиями по снижению транзакционных издержек являются:

- лингвистический анализ поступающих жалоб с целью автоматической подготовки проектов решений;

- новое основание оставления жалоб без рассмотрения – наличие решения суда или арбитражного суда по тому же предмету и по тем же основаниям;

- приостановление досудебного рассмотрения спора в случае невозможности его рассмотрения до разрешения другого спора, рассматриваемого Конституционным Судом РФ, конституционным (уставным) судом субъекта РФ, Верховным Судом РФ, по тому же предмету [2].

Также налоговая служба внедряет автоматизированный способ работы с причинами возникновения споров в процессы досудебного урегулирования. В последующем эта мера позволит минимизировать возникновение претензий к налоговым органам и ускорить разрешение споров.

Таким образом, система налогообложения построена на четкой, конструктивной и слаженной работе согласно запросам налогоплательщиков в соответствии со складывающимися условиями. Это процесс, который начинается от начала проведения мероприятий налогового контроля со всеми его стадиями и до момента урегулирования конфликтных ситуаций между участниками налоговых правоотношений. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что налоговыми органами оперативно отслеживаются современные реалии и им своевременно применяются меры для комфорта налогоплательщиков.

 

 

Список использованной литературы:

Копина

А.А. Налоговые споры: понятие, их классификация и способы разрешения / А.А.

Копина

// Налоги. – 2016. – № 12. – С. 9-19.

Официальный сайт ФНС России [Электронный ресурс] // nalog.ru: URL: https://www.nalog.ru/ rn77/

apply_fts

/

pretrial

/ (дата обращения: 20.07.2024)

3. Попов В.В. Судебное обжалование правовых актов налоговых органов: новые подходы / В.В. Попов // Налоги. - 2015. - N 2. - С. 36.

4. Сидорова А.В. Налоговые споры: понятие и признаки / А.В. Сидорова // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. №4 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovyespory-ponyatie-i-priznaki (дата обращения: 20.07.2024)

5. Торбунова В.В. Механизм досудебного урегулирования налоговых споров / В.В. Торбунова // Юридический факт. - 2017. - № 8 (8). - С. 6-8.

6. Юдин В.А. Особенности обжалования решений налоговых органов в Российской Федерации / В.А. Юдин // Налоги. - 2017. - № 7. - С. 18-21.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×