Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Вопросы «Почемучек». Как отвечать на вопросы детей? | Храброва Татьяна Сергеевна. Работа №345816

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Дети любопытны по своей природе, и череда «почему?» в быстрой последовательности, может обезоружить даже самых опытных родителей, не говоря уже о молодых. Чаще всего взрослые могут правильно и по существу ответить лишь на несколько вопросов. На некоторые вопросы они не хотят отвечать честно, и вынуждены лгать, отрицать или игнорировать. С другой стороны, важно не оставлять вопросы малыша без ответа, чтобы не снижался познавательный интерес. В данной статье рассмотренны варианты правильных ответов на детские вопросы. 

 

Аннотация: актуальность выбора темы обусловлена не умением родителей правильно отвечать на вопросы детей, убивая в них познавательный и безграничный  интерес.

 

 

Вопросы «Почемучек». Как отвечать на вопросы детей?

Храброва Татьяна Сергеевна

 

Храброва Татьяна Сергеевна (Кhrabrova Тat'yana Sergeyevna) – заведующий муниципального бюджетного дошкольного образоватеьного учреждения «Детский сад №103» города Барнаула, Алтайского края.

 

Аннотация: актуальность выбора темы обусловлена не умением родителей правильно отвечать на вопросы детей, убивая в них познавательный и безграничный интерес.

Дети любопытны по своей природе, и череда «почему?» в быстрой последовательности, может обезоружить даже самых опытных родителей, не говоря уже о молодых. Чаще всего взрослые могут правильно и по существу ответить лишь на несколько вопросов. На некоторые вопросы они не хотят отвечать честно, и вынуждены лгать, отрицать или игнорировать. С другой стороны, важно не оставлять вопросы малыша без ответа, чтобы не снижался познавательный интерес.

Как только ребенок преодолеет первый период упрямства, где он отстаивает свое «я» всеми приемлемыми способами, не за горами новая эра развития - эра «почему»: малыши в возрасте от 2,5 до 3 лет, малыши в возрасте от 4 до 5 лет. На самом деле, этот возраст - не страшное явление, а невероятно интересное! Малыши растут и развиваются, их язык крепнет, словарный запас расширяется, а неизведанный и загадочный мир вокруг постепенно приоткрывает свои тайны….. И вот тогда всё начинается! Что такое тиканье часов? Почему у кошек есть усы? Малыши, как и слоненок в сказке Киплинга, хотят знать все. Даже то, что крокодилы едят на обед. Помните.

Есть у меня шестёрка слуг,

Проворных, удалых,

И всё, что вижу я вокруг,

- Всё знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где.

Да, все эти «что» и «почему» - не что иное, как способ познания мира. А для малышей это пока практически единственный способ. Потом они научатся пользоваться справочниками и черпать информацию из книг, телепередач и Интернета. А пока главными источниками информации являются самые близкие люди - мамы и папы. Не удивляйтесь, если ваш ребенок будет задавать один и тот же вопрос снова и снова. Таким образом он пытается убедиться, что правильно понимает ваши слова и что ответы на его вопросы остаются неизменными, сколько бы раз он их ни слышал.

С каждым новым знанием границы мира расширяются. Поэтому лучший способ развить детскую любознательность - это с энтузиазмом отвечать на детские вопросы.

 

Уничтожить детскую любознательность легко!

Пару раз не ответить. Ответить «Я занят, подожди, потом, не сейчас, в другой раз, не знаю…». Пару раз посмеяться над сказанной ребёнком нелепостью. Пару раз на вопрос «почему?» ответить «по кочану!», ещё лучше «по кочану и по капусте!». А самым подходящим ответом станет веское «Почему? Потому что!». Только не удивляйтесь, если чуть позже тоже получите «по кочану» в ответ на какой-нибудь свой вопрос…

Без ответов на вопросы рано или поздно дети перестанут их задавать. Любопытство - нормальное явление для детей и признак одаренности.

Как отвечать на детские вопросы

По этому поводу вспоминается очень старый анекдот:

Идут папа и пятилетний сын, сын жуёт яблоко:

Папа,

а

почему

яблоко

темнеет?

Понимаешь, сынок, в нашей атмосфере содержится свободный активный кислород. В то же время яблоко содержит в себе кальций, магний, и, что особенно важно, – железо. Железо вступает в реакцию со свободным кислородом. В результате получается оксид

трёхвалентного

железа,

который

имеет

характерный

бурый

цвет.

Наступает длительная пауза.

Папа,

а

ты

с

кем

сейчас

разговаривал?

Не стоит следовать примеру папе, отвечать нужно понятным для детей языком.

Для примера рассмотрим детский вопрос «Почему облака висят и плывут по небу и как можно на него ответить.

Пустой ответ

"Ну потому что висят и все".

«Ты еще маленький и не поймешь".

"Иди спроси у мамы".

Отвечая, таким образом, мы говорим ребенку, что он задал банальный и неинтересный вопрос и успокаиваем себя тем, что ответили на него вскользь, не подумав. Ребенок быстро учится и скоро поймет, что лучше не задавать сложных вопросов.

Ответ-провокация

почему ты считаешь, что они должны упасть? "

"А почему они должны стоять?"

Такой ответ лучше предыдущего, но только в том случае, если вы готовы продолжать разговор. Вы разжигаете детское любопытство. Но будьте готовы, что отвечая вопросом на вопрос, вы провоцируете волну новых вопросов.

Ответ со ссылкой на мироздание

"Так устроен мир".

"Это Законы физики".

"Так создал Бог".

Взрослому такой ответ кажется очень умным и даже философским, а для ребенка это снова пустышка, потому что, по сути, вы ничего не объяснили.

Научные ответы

" Дело в том, что капли воды настолько легки, что их конечная скорость чрезвычайна мала — от 18 до 36 метров в час для капли радиусом от 5 до 10 микрон. Поскольку, как правило, облака находятся в стратосфере на высоте десятков километров, это небольшое смещение вниз попросту незаметно для наших глаз. "

Давая ответ с точки зрения научных знаний, мы вроде говорим все правильно, но большинство детей нас не поймут. Гасится детская любознательность, а вы для ребенка превратитесь в энциклопедию. Такой ответ понравится ребенку с логическим складом ума, который сам требует максимально точных данных.

Сказочные ответы

"Потому

что облака тянет кто-то по небу на веревочках"

 

Такие ответы хороши только для самых маленьких деток. Они любят сказки. Проблема такого ответа заключается в его неправде.

Ответы с вариациями

"Некоторые люди думают, что это они только пока не падают, а однажды ударит молния и они упадут "

" Я вот думаю, что… "

Отличный вариант ответа на неоднозначный вопрос. Отвечая таким образом, мы показываем ребенку, что бывает разные мнения. Мы расширяем кругозор ребенка и поощряем его к самостоятельным выводам и размышлению. Проблема заключается в том, что вам не избежать встречного детского вопроса: «А кто же прав?».

Лаконичный ответ по существу

" Иногда облака неподвижны, но иногда они движутся и достаточно быстро. Ты можешь наблюдать движение облаков.

Облака очень легкие, они состоят из меленьких капелек воды и маленьких кусочков льда. Облака летают высоко в небе и движутся (плывут) по небу под действием ветра. Когда дует ветер, то он дует и на облака и они начинают двигаться, и мы говорим, что они плывут по небу. Интересно откуда они плывут?

Это вдумчивый, краткий и довольно правдивый ответ, что уже само по себе хорошо. Вы ответили по сути простыми словами. Только не забудьте оставить место для детской фантазии, недоговоренность, которая заинтригует и через некоторое время подстегнет к новым изысканиям.

Да, отвечать на детские вопросы нужно. Но… не на все.

Это вовсе не означает, что следует уходить от ответа. Просто существует множество вопросов, на которые ребёнок и сам вполне может ответить, если немного подумает.

Чтобы понять ребенка, нужно самому стать немного ребенком, поставить себя на их место а и посмотреть их глазами. Ребенок - исследователь. Каждый день он открывает для себя новые законы, которые мы, взрослые, уже давно знаем и понимаем. И мы даже забываем, что когда-то сами не знали всех этих законов.

Если вам трудно переводить со взрослого языка на детский, возьмите несколько хороших энциклопедий для детей, написанных с понятными картинками и текстом, который может понять даже ребенок. Действительно, если вы можете найти хорошие картинки, то с текстом будет сложнее. Энциклопедии пишут взрослые! А авторам, как и нам, родителям, часто бывает трудно выразить сложные вещи простым языком. Поэтому нам иногда приходится «переводить» даже детские энциклопедии. Но, конечно, овладеть детским языком может каждый. На самом деле, даже сложные вещи можно объяснить простым языком. Но не стоит путать простоту с примитивизмом! Дети очень умны, вдумчивы,сообразительны. Они способны понять и осмыслить многое.

Даже бессмысленные детские вопросы на самом деле несут в себе определённый смысл. Возможно, малыш просто скучает, вы мало с ним разговариваете, а ему хочется общения. Вот он и ищет способы как-то вас «зацепить». Дети - маленькие психологи, знают ка вывести состояния равновесия! Иногда имеет смысл ответить на вопрос, на который ребёнок заведомо знает ответ, с долей юмора. «Что ты делаешь? » «Танцую! » «Нет, мама, ты посуду моешь! » Вместе посмеялись, и никакого раздраженияНе бойтесь ситуаций, когда малыш задает вопрос, на который вы, к сожалению, не знаете ответ.

Всячески поощряйте интерес вашего малыша к окружающему его миру, задавайте ему встречные вопросы в ответ, продолжая развивать заданную тему. Все дети обожают загадки, с их помощью можно научить ребёнка размышлять, расширить его словарный запас, развить чувство юмора.

Задавать вопросы - это особое умение, которому мы учимся всю жизнь. Каждый из нас не раз сталкивался с бестактными, бессмысленными и откровенно глупыми вопросами. Если мы научим наших детей задавать правильные вопросы и не бояться их задавать, это принесет большую пользу. Кому-то это может показаться странным, но есть немало взрослых, которые боятся задавать непонятные им вопросы или интересоваться тем, что интересно другим. В результате они совершают множество ошибок, которых можно было бы легко избежать. Среди таких людей часто встречаются дети, которых в детстве отговаривали или просто не учили спрашивать. Поэтому очень важно убедить детей, что в незнании нет ничего постыдного. Если есть возможность найти ответ, то стыдно его не искать. И конечно, никогда, ни при каких обстоятельствах не смейтесь над вопросом ребенка, каким бы глупым он не казался! Потому что ребенок может обнаружить, что-то, о чем он спрашивает, может быть очень важным. А взрослые не только нарушают доверительные отношения, но и причиняют ребенку глубокую боль своими насмешками.

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×