Вопросы здоровьесбережения на практике в процессе обучения «Биологии» | Балдина Любовь Ивановна. Работа №319420
Цель здоровьесберегающих технологий — обеспечение учащимся сохранения и укрепления здоровья, нацеливание детей на соблюдение здорового образа жизни и, наконец, использование усвоенных знаний, умений и навыков в дальнейшей жизни
В достижении этих целей решающую роль играет предмет «Биология», в рамках которого можно органично внедрить здоровьесберегающие технологии в тематику уроков, в различные задания на уроках. Знание этого предмета формирует у человека научную основу здорового образа жизни и дает возможность получать элементарные знания о человеческом организме и здоровье
Балдина Любовь Ивановна
учитель биологии
МАОУ «Школа №7для обучающихся с ОВЗ»
г.Березники Пермский край
Рассмотрение вопросов здоровьесбережения на практике в процессе обучения предмету «Биология»
Еще в античные времена Сократ писал: «Здоровье — не все, но все без здоровья — ничто». Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу у специалистов. Поэтому воспитание бережного отношения к своему здоровью нужно начинать с раннего детства. Для будущего здорового, успешного поколения необходимым является наличие в школах условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся. Только здоровые дети могут эффективно усваивать знания, становиться ценными профессиональными кадрами, заниматься общественно полезным трудом. Поэтому охрана здоровья детей является одним из приоритетных направлений развития образования в рамках государственной образовательной политики.
Цель здоровьесберегающих технологий — обеспечение учащимся сохранения и укрепления здоровья, нацеливание детей на соблюдение здорового образа жизни и, наконец, использование усвоенных знаний, умений и навыков в дальнейшей жизни
В достижении этих целей решающую роль играет предмет «Биология», в рамках которого можно органично внедрить здоровьесберегающие технологии в тематику уроков, в различные задания на уроках. Знание этого предмета формирует у человека научную основу здорового образа жизни и дает возможность получать элементарные знания о человеческом организме и здоровье. К тому же здоровьесберегающие технологии на уроках биологии могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности. Учителю необходимо использовать на уроках элементы здоровьесбережения:
- оптимальную плотность урока;
- рациональную смену видов учебной деятельности;
- уважительное общение;
- эмоциональную разрядку;
- физкультурные паузы;
- правильную рабочую позу;
- благоприятный психологический климат;
-строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к процессу обучения; - соответствие программ, методов и средств обучения возрасту учащихся;
- объем и дозировку домашнего задания
На организационном этапе урока можно включать вопросы, связанные со здоровьем и самочувствием учащихся, что способствует формированию у них ценностей здоровья и потребности в нем. На протяжении урока виды учебной деятельности должны меняться несколько раз, через 7—10 минут (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, тестирование, рассматривание и т.д.). Кроме того, необходимо использовать виды деятельности, которые способствуют развитию памяти и логического мышления. В течение урока должно быть использовано не менее двух технологий преподавания, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. Для увеличения работоспособности и подавления утомляемости нужно включать в урок физкультминутки, рационально определять их место, содержание и длительность. К тому же огромную роль в укреплении здоровья играет проветривание класса, состояние окружающего пространства — температура, озеленение, освещение класса и доски. В кабинете биологии можно разместить плакаты — тренажеры для глаз, которые используются для профилактики ухудшения и коррекции зрения.
Например, здоровьесберегающие компоненты включены во многие темы, такие как:
Нарушения опорно-двигательной системы Определение гармоничности физического развития, формирование правильной осанки и предупреждение плоскостопия
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет Профилактика инфекционных заболеваний. Значение вакцинации
Гигиена
сердечно-сосудистой
системы Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Правила тренировки
сердечно-сосудистой
системы. Последствия гиподинамии. Влияние курения
Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья Профилактика болезней дыхательной системы. Воздушная среда и ее охран
а, борьба с пылью
Витамины
.
Правила приема пищи, предупреждение кишечных инфекц
ий.
Применяя различные средства, технологии и методы активизации деятельности учащихся, профессионально сменяя их, вызывая у учащихся интерес к данной теме, мы не только сохраняем здоровье наших учеников, но и способствуем развитию их интеллектуальных возможностей.
Например, урок в 8 классе по теме «Зрительный анализатор» начинается с видеофрагмента, иллюстрирующего работу нашего глаза и условия, необходимые для нормального функционирования органа зрения.
Урок «Форменные элементы крови» (8 класс) начинается с интересных фактов об организме человека, распечатанных на карточках - это повышает интерес к текущей теме урока.
На уроке «Влияние мутагенов на организм человека» (9 класс) обучающиеся по предложенным фотографиям определяют, какие наследственные заболевания проявилось у детей и под влиянием каких мутагенов, а затем разрабатывают памятку "Профилактика наследственных заболеваний».
Особенно ярко это проявляется при изучении раздела «Человек и его здоровье».
Например, в 8 классе при изучении темы «Кровь. Функции крови» я подбираю примеры тех явлений, с которыми учащиеся знакомы в повседневной жизни. Выясняем, какое значение имеет кровь для человека. Представляем, что случится, если вместо крови в сосудах человека будет циркулировать вода или другая жидкость. При изучении темы «Иммунитет» - акцентируем внимание, в каких случаях человеку необходимо сделать прививку, а в каких – лечебную сыворотку, что при этом происходит в организме.
В учебниках недостаточно освещены области применения биологических знаний в медицине, промышленности, сельском хозяйстве. Поэтому, эти вопросы учащиеся дополнительно раскрывают в небольших сообщениях, рефератах, презентациях, которые я предлагаю подготовить самостоятельно.
В 7 классе при изучении растений, я предложила ребятам рассмотреть и узнать по гербариям, фото, картинкам лекарственные растения, а затем рассказать про их значение в жизни человека.
Так, на уроке «Разнообразие современных хвойных», обучающиеся делали сообщения о лекарственном, декоративном, промышленном значении можжевельника, гинкго, пихты, кипариса и других растений, а также отвечали на вопрос «Почему лечебные санатории, дома отдыха часто расположены в хвойных лесах?».
На уроке в 8 классе по теме «Иммунология на службе здоровья» ученики подготовили выступления по вопросам: «Что такое аллергия», «Прививка: польза или вред?», «От чего защитит иммунитет».
Использование здоровьесбережения на практике отрабатывается
в следующих видах работ:
- лабораторные и практические работы
- экскурсии
- работа с гербариями, распознавание и определение растений;
- кроссвордов по теме;
- работа с объемными моделями, моделями-конструкторами.
Знание предмета «Биология» формирует у человека научную основу понимания функционирования своего организма, потребность человеческого организма в здоровом образе жизни, а также понимание взаимосвязи всех живых организмов в природе.
Список использованной литературы:
Андреева Г. В. Применение
здоровьесберегающих
технологий на уроках биологии // Инновации в современной науке
:
сб. с
татей. М., 2015. С. 179—182.
Воробьева О. А. Применение
здоровьесберегающих
технологий на уроках биологии // В мире научных открытий
:
сб. статей. М., 2014. С. 47—50.
Гаврилюк А. А.
Здоровьесберегающие
технологии — обязательное условие при обучении школьников при внедрении ФГОС // Инновационная наука. 2016. № 10 (10-2). С. 154—157.