Статья Воробьи, они такие разные... Конспект образовательной деятельности. Автор: Кадирова Наиля Зямильевна

Автор: Кадирова Наиля Зямильевна
В конспекте представлены разные методы и приемы по ознакомлению дошкольников с птицами


Автор: Кадирова Наиля Зямильевна

Кадирова Наиля Зямильевна,

воспитатель МБДОУ детского сада № 136 «Полянка»

города Ульяновска

Воробьи, они такие разные

(непосредственная образовательная деятельность)

 

Возраст - Старшая группа

Образовательная область – Познавательное развитие

Интегрируемые области – Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие, Художественно – эстетическое развитие

 

Программное содержание:

- способствовать развитию интеллектуальных способностей, развивать познавательный интерес детей, мышление;

- уточнить представление детей о внешнем виде воробьев, расширять знания детей о жизни птицы зимой, о его повадках, питании;

- называть части его тела, описывать, отвечать на вопросы, отгадывать загадки, расширять словарный запас, развивать связную речь;

- способствовать развитию творческих способностей, закрепить навыки аккуратного наклеивания;

- воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц;

- воспитывать любовь и заботу о них;

- закреплять умение работать коллективно.

 

Предшествующая работа:   наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций о птицах, чтение художественной литературы о пернатых, загадывание загадок, беседы, слушание музыкальных произведений,  работа с энциклопедией. Привлечение родителей в изготовлении кормушек для птиц, лепка воробышков, заучивание наизусть стихотворения С.Маршака «Где обедал воробей?», чтение рассказа М. Горького «Воробьишко», создание коллективной работы «Угостим воробья горошком».

 

Оборудование: игрушка «Воробей», картинка и фото воробья и его птенцов, заранее вырезанные бумажные модели воробьёв, клей, салфетка, лист ватмана для коллективной работы, видеозапись о воробьях.

 

Художественный ряд: загадки о воробье, стихотворение «Воробей» Константина Девяшина.

 

Музыкальный ряд: аудиозапись «Голоса птиц», «Воробьиная песенка», музыка из пьесы А. Рубаха «Воробей».

 

Методические приемы:

Занимательный момент: ребята, сегодня у нас в гостях маленькая птица. Она вот в этом домике сидит. А для того, чтобы двери домика открылись, и птичка вылетела, нужно отгадать загадку.

 

Загадывание загадки о воробье.

Коротка моя песенка, вот:
Чик-чирик!
Другой никакой я не знаю.
Зимовать не улетаю,
А под крышей обитаю.
Увидев добычу, я вмиг
С крыши за нею слетаю.
Прыг-скок! Чик-чирик!
Не робей! Я бывалый …
(воробей)

 

Под запись воробьиного чириканья воспитатель достает из домика модель воробья. (Ответы детей – это воробей).

Познавательное сообщение: воробьи уже давно живут рядом с нами в городах и деревнях. Они поселяются под крышами домов, на чердаках, в щелочках стен. И, кажется, что всё о воробьях нам должно быть хорошо известно. Однако это не так! У них много тайн,  о которых многие не знают.

Оказывается, что воробьи бывают разные. Есть воробьи домовые – городские (Показ иллюстраций с изображением воробья домового). Ребята, догадайтесь, почему их так назвали? (Ответы детей). Конечно, раз городские, то живут в городе. А ещё их называют «домовыми». От какого слова «домовый» получилось? (Ответы детей). Конечно, от слова «дом». Значит, домовые воробьи рядом с нашими домами живут. Вот их так и называют.

А есть воробьи полевые (деревенские). (Показ иллюстраций с изображением воробья полевого). Ребята как вы думаете, где живут полевые воробьи? (Ответы детей). Эти птички не любят жить в городе, они улетают подальше от нас и селятся в полях садах и деревнях.

Сравнение воробьёв на картинках

Вопросы к детям: чем похожи «домовой» и полевой воробей? (Они маленького размера. У них есть голова, крылья, короткий хвостик, короткие лапки, клюв. Они летают. У них коричневая окраска перышек).

 А чем они отличаются? (У полевого воробья шапочка на голове коричневая, на щеке есть черное пятнышко. У домового воробья шапочка на голове и щеки серые, шея сверху коричневая, на горлышке и груди есть черная «манишка». А вот темных пятнышек на щеках у городского воробья не бывает! Поэтому по  воробьиным щечкам очень легко определить, какой это воробей и где он любит жить).

Беседа: а как помогают воробьи людям? Какую пользу они приносят? (Ответы детей: истребляют врагов растений – жучков, гусениц и этим спасают урожай). Ребята, а в какое время года нужна помощь людей птицам? (Ответы детей – Помощь людей птицам нужна зимой, потому что зимой очень голодно и холодно). Как вы думаете, в какую погоду воробышку тяжелее всего найти себе корм? (Ответы детей: в снежную погоду, когда все зернышки занесло снегом, в такую погоду очень много воробьёв гибнет зимой от голода).

Обсуждение поведения птиц в зимнее время:

- если у воробышка в морозы не будет еды, то он замерзнет и погибнет.

- Зимой воробьи мало чирикают, а больше молчат.
- В холодную погоду птицы меньше двигаются, чем в теплую погоду.
- В морозную погоду они сидят стайкой, распушив перья и нахохлившись – так им легче согреться.

Воробьи – дружные «ребята», и жить поодиночке не любят. Они собираются в стайки – большие компании. В морозные дни садятся радом друг с другом, распустив перья и нахохлившись. Вот так. (Воспитатель разводит в стороны округленные руки и втягивает голову в плечи). Попробуйте нахохлиться как воробышки зимой. (Дети выполняют задание).

Физминутка «Тепло, холодно».

Дети одевают шапочки воробьев, «превращаются» в птиц-воробьёв. По команде «тепло» -дети-воробьи летают и чирикают, а по команде «холодно» - нахохлившись садятся на корточки рядышком друг с другом.

Загадывание загадки о кормушке:

В зимний день среди ветвей
Стол накрыт для гостей.
Дощечка новая,
Для птиц столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать.

Что это? (Ответы детей: это кормушка).

Беседа о кормушке.

Для чего мы повесили кормушки? (Ответы детей). Птицам зимой не только холодно, но и голодно. Нет ни букашек, ни жучков, ни ягодок, ни травки. Тяжело зимой птицам отыскать еду. Вот и устроили мы с вами кормушку для птиц, чтобы помочь им пережить холодное время года. А что мы насыпаем в кормушку, чем питаются птицы? (Ответы детей: хлебные крошки, семечки подсолнечникаёрнышки).
Вот пойдем мы с вами сегодня гулять и насыплем в кормушки хлебных крошек, крупы, зернышек, семечек.

Рассказывание воспитателем стихотворения Константина Девяшина.

Воробей

Я смотрю на воробья,
Он сидит на ветке,
Рядом вся его семья,
Воробьёвы детки.

Нет на улице зимой,
Ни жуков, ни мошек,
Кушай воробьишка мой,
Я насыплю крошек.

И кормушку сколочу,
Есть доска и рейка,
Я помочь тебе хочу,
Серый воробейка!

 

А сейчас давайте сделаем модель воробья из бумаги. (Показ готовой поделки). А чтобы приготовить к работе наши пальчики, поиграем с ними немного.

Пальчиковая гимнастика «Воробей»

Ты малыш, воробей,
На морозе не робей.
По кормушке клювом бей,
Наедайся поскорей.

Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. То же самое проделывают левой рукой.

Теперь ваши пальчики готовы и можно приступать к работе.

Изготовление поделки. Дети приклеивают на готовую заготовку воробья глазки, крылья. Работа выполняется под музыку из пьесы А. Рубаха «Воробей».

Последующая работа: по окончании работы предлагается обыграть поделку.

Привлекать к ежедневной подкормке птиц.

 

 

Литература

А.В. Тихонов, И.В. Рысакова. Природа России. Определитель.-М.: ЗАО «РОСМЭН ПРЕСС», 2010.-160с.:ил.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x