Воробьи, они такие разные... Конспект образовательной деятельности | Кадирова Наиля Зямильевна. Работа №206567
Автор: Кадирова Наиля Зямильевна
В конспекте представлены разные методы и приемы по ознакомлению дошкольников с птицами
Кадирова Наиля Зямильевна,
воспитатель МБДОУ детского сада № 136 «Полянка»
города Ульяновска
Воробьи, они такие разные…
(непосредственная образовательная деятельность)
Возраст - Старшая группа
Образовательная область – Познавательное развитие
Интегрируемые области – Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие, Художественно – эстетическое развитие
Программное содержание:
- способствовать развитию интеллектуальных способностей, развивать познавательный интерес детей, мышление;
- уточнить представление детей о внешнем виде воробьев, расширять знания детей о жизни птицы зимой, о его повадках, питании;
- называть части его тела, описывать, отвечать на вопросы, отгадывать загадки, расширять словарный запас, развивать связную речь;
- способствовать развитию творческих способностей, закрепить навыки аккуратного наклеивания;
- воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц;
- воспитывать любовь и заботу о них;
- закреплять умение работать коллективно.
Предшествующая работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций о птицах, чтение художественной литературы о пернатых, загадывание загадок, беседы, слушание музыкальных произведений, работа с энциклопедией. Привлечение родителей в изготовлении кормушек для птиц, лепка воробышков, заучивание наизусть стихотворения С.Маршака «Где обедал воробей?», чтение рассказа М. Горького «Воробьишко», создание коллективной работы «Угостим воробья горошком».
Оборудование: игрушка «Воробей», картинка и фото воробья и его птенцов, заранее вырезанные бумажные модели воробьёв, клей, салфетка, лист ватмана для коллективной работы, видеозапись о воробьях.
Художественный ряд: загадки о воробье, стихотворение «Воробей» Константина Девяшина.
Музыкальный ряд: аудиозапись «Голоса птиц», «Воробьиная песенка», музыка из пьесы А. Рубаха «Воробей».
Методические приемы:
Занимательный момент: ребята, сегодня у нас в гостях маленькая птица. Она вот в этом домике сидит. А для того, чтобы двери домика открылись, и птичка вылетела, нужно отгадать загадку.
Загадывание загадки о воробье.
Коротка моя песенка, вот:
Чик-чирик!
Другой никакой я не знаю.
Зимовать не улетаю,
А под крышей обитаю.
Увидев добычу, я вмиг
С крыши за нею слетаю.
Прыг-скок! Чик-чирик!
Не робей! Я бывалый …
(воробей)
Под запись воробьиного чириканья воспитатель достает из домика модель воробья. (Ответы детей – это воробей).
Познавательное сообщение: воробьи уже давно живут рядом с нами в городах и деревнях. Они поселяются под крышами домов, на чердаках, в щелочках стен. И, кажется, что всё о воробьях нам должно быть хорошо известно. Однако это не так! У них много тайн, о которых многие не знают.
Оказывается, что воробьи бывают разные. Есть воробьи домовые – городские (Показ иллюстраций с изображением воробья домового). Ребята, догадайтесь, почему их так назвали? (Ответы детей). Конечно, раз городские, то живут в городе. А ещё их называют «домовыми». От какого слова «домовый» получилось? (Ответы детей). Конечно, от слова «дом». Значит, домовые воробьи рядом с нашими домами живут. Вот их так и называют.
А есть воробьи полевые (деревенские). (Показ иллюстраций с изображением воробья полевого). Ребята как вы думаете, где живут полевые воробьи? (Ответы детей). Эти птички не любят жить в городе, они улетают подальше от нас и селятся в полях садах и деревнях.
Сравнение воробьёв на картинках
Вопросы к детям: чем похожи «домовой» и полевой воробей? (Они маленького размера. У них есть голова, крылья, короткий хвостик, короткие лапки, клюв. Они летают. У них коричневая окраска перышек).
А чем они отличаются? (У полевого воробья шапочка на голове коричневая, на щеке есть черное пятнышко. У домового воробья шапочка на голове и щеки серые, шея сверху коричневая, на горлышке и груди есть черная «манишка». А вот темных пятнышек на щеках у городского воробья не бывает! Поэтому по воробьиным щечкам очень легко определить, какой это воробей и где он любит жить).
Беседа: а как помогают воробьи людям? Какую пользу они приносят? (Ответы детей: истребляют врагов растений – жучков, гусениц и этим спасают урожай). Ребята, а в какое время года нужна помощь людей птицам? (Ответы детей – Помощь людей птицам нужна зимой, потому что зимой очень голодно и холодно). Как вы думаете, в какую погоду воробышку тяжелее всего найти себе корм? (Ответы детей: в снежную погоду, когда все зернышки занесло снегом, в такую погоду очень много воробьёв гибнет зимой от голода).
Обсуждение поведения птиц в зимнее время:
- если у воробышка в морозы не будет еды, то он замерзнет и погибнет.
- Зимой воробьи мало чирикают, а больше молчат.
- В холодную погоду птицы меньше двигаются, чем в теплую погоду.
- В морозную погоду они сидят стайкой, распушив перья и нахохлившись – так им легче согреться.
Воробьи – дружные «ребята», и жить поодиночке не любят. Они собираются в стайки – большие компании. В морозные дни садятся радом друг с другом, распустив перья и нахохлившись. Вот так. (Воспитатель разводит в стороны округленные руки и втягивает голову в плечи). Попробуйте нахохлиться как воробышки зимой. (Дети выполняют задание).
Физминутка «Тепло, холодно».
Дети одевают шапочки воробьев, «превращаются» в птиц-воробьёв. По команде «тепло» -дети-воробьи летают и чирикают, а по команде «холодно» - нахохлившись садятся на корточки рядышком друг с другом.
Загадывание загадки о кормушке:
В зимний день среди ветвей
Стол накрыт для гостей.
Дощечка новая,
Для птиц столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать.
Что это? (Ответы детей: это кормушка).
Беседа о кормушке.
Для чего мы повесили кормушки? (Ответы детей). Птицам зимой не только холодно, но и голодно. Нет ни букашек, ни жучков, ни ягодок, ни травки. Тяжело зимой птицам отыскать еду. Вот и устроили мы с вами кормушку для птиц, чтобы помочь им пережить холодное время года. А что мы насыпаем в кормушку, чем питаются птицы? (Ответы детей: хлебные крошки, семечки подсолнечника,зёрнышки).
Вот пойдем мы с вами сегодня гулять и насыплем в кормушки хлебных крошек, крупы, зернышек, семечек.
Рассказывание воспитателем стихотворения Константина Девяшина.
Воробей
Я смотрю на воробья,
Он сидит на ветке,
Рядом вся его семья,
Воробьёвы детки.
Нет на улице зимой,
Ни жуков, ни мошек,
Кушай воробьишка мой,
Я насыплю крошек.
И кормушку сколочу,
Есть доска и рейка,
Я помочь тебе хочу,
Серый воробейка!
А сейчас давайте сделаем модель воробья из бумаги. (Показ готовой поделки). А чтобы приготовить к работе наши пальчики, поиграем с ними немного.
Пальчиковая гимнастика «Воробей»
Ты малыш, воробей,
На морозе не робей.
По кормушке клювом бей,
Наедайся поскорей.
Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. То же самое проделывают левой рукой.
Теперь ваши пальчики готовы и можно приступать к работе.
Изготовление поделки. Дети приклеивают на готовую заготовку воробья глазки, крылья. Работа выполняется под музыку из пьесы А. Рубаха «Воробей».
Последующая работа: по окончании работы предлагается обыграть поделку.
Привлекать к ежедневной подкормке птиц.
Литература
А.В. Тихонов, И.В. Рысакова. Природа России. Определитель.-М.: ЗАО «РОСМЭН ПРЕСС», 2010.-160с.:ил.