ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ | Давыдовская Дарья Антоновна. Работа №349607. Номер работы: №349607
Проблема воспитания ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста является одной из значимых в современном образовательном процессе. В данной статье рассмотрены основные понятия, формы и методы воспитания ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста.
Давыдовская Д. А.
учитель начальных классов,
МБОУ «Белоярская СОШ №3»
ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация: Проблема воспитания ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста является одной из значимых в современном образовательном процессе. В данной статье рассмотрены основные понятия, формы и методы воспитания ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: здоровье, ценность, ценностное отношения к здоровью, воспитание ценностного отношения к здоровью, методы воспитания ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста.
Проблема здоровья в настоящее время является одной из первостепенных. Главной негативной тенденцией современного образования является ухудшение здоровья обучающихся в образовательных учреждениях.
Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешиванием с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений, которое определяется комплексом биологических и социальных факторов [2, с. 98].
С древних времен потребность в физическом, психическом и нравственном здоровье представляла фундаментальную ценность для человечества.
Т.П. Гаврилова считает, что ценности – это значения объектов, которые в результате их усвоения человеком приобретают для него положительный смысл [3, с. 28].
«Ценностное отношение к здоровью, по мнению О.В. Латыговской, представляет собой процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья (знания о ценности здоровья как необходимой предпосылки для полноценной жизни человека) и результат этого процесса, выраженный в желании участвовать в различных видах деятельности, направленных на сохранение и укрепление здоровья» [4, c. 32].
Младший школьный возраст является достаточно важным периодом для воспитания ценностного отношения к здоровью у детей.
На состояние здоровья обучающихся начальных классов воздействуют неблагоприятные экологические и социальные факторы жизнедеятельности. Здоровье подрастающего поколения достаточно чувствительно к различным воздействиям, поэтому разрыв между влиянием неблагоприятных факторов и их результатом может иметь длительный срок.
Анализ исследований, проведенный различными ведомствами на разных уровнях, показывает стремительное снижение здоровья детей. По мнению ученых, причины этого процесса кроются не только в недостаточном материальном обеспечении сферы здравоохранения, образования, культуры и спорта, но, прежде всего, в низком уровне культурно-просветительской деятельности детей и молодежи в вопросах формирования ценностного отношения к здоровья, здоровому образу жизни.
На воспитание ценностного отношения к своему здоровью значительным образом влияют друзья, домашнее воспитание, школьный коллектив, СМИ, художественная литература и т.д.
Концепция воспитания обучающихся начальных классов включает все направления воспитательной работы. При этом осознанию ребенком значения собственного здоровья, пониманию важности деятельности по его сохранению и укреплению способствуют направления физического развития и воспитания ценностного отношения к здоровью.
Анализ педагогической литературы показал, что для воспитания у детей ценностного отношения к здоровью в образовательном процессе необходимо использовать различные формы воспитания: проведение динамических физкультминуток на уроках, организация утренней гимнастики перед уроками, организация подвижных игр на переменах, уроки физической культуры и др.
К методам воспитания ценностного отношения к здоровью ученые предлагают отнести: беседу, методы профилактики вредных привычек, игровые методы, метод проектов и другие. Рассмотрим их подробнее.
Метод беседа, рассматриваемый Ю.К. Бабанским, раскрывается как диалогический метод воспитания, предполагающий тщательный подбор и постановку системы проблемных вопросов, приводящих детей к пониманию той или иной проблемы [6]. С помощью данного метода педагог имеет возможность не только информировать детей о различных компонентах здорового образа жизни, но и организовать дискуссию по вопросам сохранения здоровья, формирующую жизненную позицию детей.
Метод профилактики вредных привычек, который выделил С.Н. Алескеенко, предполагает воспитание у детей ответственности за собственное здоровье через организацию мероприятий профилактической направленности: проведение учебных игр, организацию просмотра и анализа видеоматериалов и др. Данные мероприятия дают возможность предотвратить возникновение вредных привычек у детей, предупредить негативные исходы и показать позитивные результаты здоровьесберегающей деятельности [1, с. 135].
Информационно-просветительская работа через организацию выставок рисунков, поделок, проведение дней здоровья, по мнению П.Л.Дрибинского, являются профилактическими методами воспитания ценностного отношения к здоровью у младшего школьного возраста, позволяющие не только предупреждать возникновение негативного отношения обучающихся к своему здоровью, но и способствовать формированию представлений детей о ценности своего здоровья [4, с. 33].
Кроме того, важными формами воспитания ценностного отношения к своему здоровью являются досуговые культурные и спортивные мероприятия, которые способствуют формированию у учеников начальных классов опыта здоровьесберегающей деятельности через погружение детей в игровые ситуации [4, с. 34].
Согласно определению Е.С. Полат, метод проектов предполагает сочетание различных приемов, методов и средств, позволяющих ребенку с высокой долей самостоятельности решать учебные проблемы, получая ценностные для себя результаты. [5, с. 14].
Метод проектов имеет возможности в воспитании ценностного отношения к здоровью у детей, поскольку позволяет каждому ребенку найти, проанализировать информацию о процессе здоровьесбережения и создать значимый для него продукт.
Кроме того, в процессе формирования ценностного отношения к здоровью большое значение имеет игровая деятельность, поскольку позволяет ребенку получить опыт поведения, в том числе опыт сохранения собственного здоровья.
Таким образом, воспитание ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста является неотъемлемой частью образовательного процесса. Поскольку здоровье детей – это индикатор благополучия нашей страны, ценностное отношение к здоровью необходимо воспитывать с самого начала их школьного пути. С помощью представленных форм и методов воспитания ценностного отношения к здоровью возможно успешное решение обозначенной проблемы.
Список литературы
Алексеенко С.Н.,
Дробот
Е.В. Профилактика заболеваний / Российская
акад
.е
стествознания
. Изд. дом
А
кад.
е
стествознание. М.2015. 449 с.
Большая
советская энциклопедия
[
Электронный ресурс
]
/ Гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд.
М. :
Сов
.э
нцикл
., 1969 – 1978.
URL
:
https://bse.slovaronline.com/
(дата обращения 28.10.2020).
Василенко
В.А. Ценно
сть и ценностное отношение. М., 1966.
215 с.
Дрибинский
П.Л. Воспитание ценностного отношения к здоровью у детей младшего и среднего школьного возраста как фак
тор успешного развития личности
// Учитель и время: восьмые Педагогические чтения, посвященные 90-летию со дня рождения А.Е.
Кондратенкова
. Смоленск: Изд-во
Смол
ГУ
, 2013.
С. 32-36.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб
.
п
особие для студ.
пед
. вузов и системы
повыш
.
квалиф
.
пед
. кадров /
под ред.
Е. С.
Полат
[
и др.
]
. М, 2012. 272 с.
Педагогика. Учеб
.
п
особие для
пед
. вузов
/
под ред. Ю.К.
Бабанского
. М.: Просвещение, 2015
.
308
с.