Воспитание ценностных основ здорового образа жизни как базовое направление воспитания | Мой кабинет. Работа №350106
Направление воспитания-это способы воспитательных возднйствий, обеспечивающие культурное упорядочнивание жизненных явлений человека, соотносимых с определенным комплексом ег базовых потребностей удовлеворяемых и в определенных видах отношений с действительностью. Культурное упорядочивание жизненных явлений воспитанника заключается в сохздании условий, способствующих
здорового образа жизни
как базовое направление воспитания.
Направления воспитания - это способы организации воспитательных воздействий, обеспечивающие культурное упорядочивание жизненных явлений человека, соотносимых с определенным комплексом его базовых потребностей и удовлетворяемых им в определенных видах отношений с действительностью.
Культурное упорядочивание жизненных влечений воспитанника заключается в создании условий, способствующих возникновению у него устойчивого стремления к построению оптимальной (а в пределе - гармоничной) формы отношений с действительностью, направленных на удовлетворение его базовых потребностей. Стремление человека, отличающееся перечисленными качествами, является личностной ценностью.
Личностные ценности, в первую очередь, соотносятся с определенными базовыми потребностями человека. Так как в каждом из видов отношений человека с действительностью происходит удовлетворение определенного комплекса базовых потребностей, то культурное упорядочивание жизненных влечений человека предполагает воспитание у него комплекса взаимосогласованных личностных ценностей образует ценностную основу определенного вида отношений.
Удовлетворение базовых потребностей человека происходит в следующих видах отношений, которым соответствует две группы основных направлений воспитания:
1. Направления воспитания, обеспечивающее создание условий возникновения ценностных основ отношений с объектами, выступающими для человека основными источниками удовлетворения его потребностей. К таким направлениям можно отнести, например, нравственное воспитание, обеспечивающее формирование ценностных основ отношений с другими людьми; экологическое воспитание, обеспечивающее формирование ценностных основ отношений человека с природой.
2. Направления воспитания, обеспечивающие создание условий возникновения ценностных основ отношений основных видов деятельности. Например, трудовое воспитание, обеспечивающее формирование ценностных основ отношений, складывающихся в процессе продуктивной, преобразовательной деятельности; интеллектуальное воспитание, обеспечивающее формирование ценностных основ отношений человека с миром, складывающихся в процессе его интеллектуальной, мыслительной деятельности; художественно-эстетическое воспитание, обеспечивающее формирование ценностных основ отношений человека с миром, складывающихся в процессе художественно-эстетической деятельности.
Основные направления воспитания обеспечивают как формирование определенных систем личностных ценностей, которые также можно определить как социокультурные потребности человека - культурные формы существования его базовых потребностей.
Воспитание здоровых потребностей осуществляется как воспитание основ здорового образа жизни. Ценностные основы здорового образа жизни формируются как ценностные основы отношения, которое можно характеризовать как отношение целостного человека с миром как целостностью.
Можно выделить частные направления нравственного воспитания: семейное воспитание как воспитание ценностных основ отношений между членами семьи; половое воспитание как воспитание ценностных основ отношений между людьми как представителями определенного пола; гражданско-правовое воспитание как воспитание ценностных основ отношений между людьми как гражданами; воспитание культуры межнациональных отношений как воспитание ценностных основ отношений между людьми, принадлежащими к различным национальностям; воспитание культуры деловых отношений (культуры отношений в коллективе, корпоративной культуры) как воспитание ценностных основ отношений между людьми, работающими в одном трудовом коллективе; воспитание культуры межличностных отношений (с друзьями и врагами, с теми, кого относим к своим и чужим) как воспитание ценностных основ отношений между людьми, выстраиваемых на основе симпатий или антипатий.
Следуя описанной логике выделения направлений воспитания можно сделать вывод, что воспитание ценностных основ здорового образа жизни является по отношению ко всем другим основным направлениям воспитания базовым, системообразующим.
По мнению академика Н.П. Лапина, базовые ценности индивида формируются в период первичной социализации и обычно остаются достаточно стабильными, претерпевая изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды. Эти изменения касаются преимущественно структуры ценностей, когда одни ценности получают более высокий статус, а другие становятся менее значимыми. И в этом заключается особый социокультурный смысл базовых ценностей человека.
... Специфика ценности здоровья как феномена заключаются в ее латентном характере – большинство людей осознают высокую ценность здоровья только тогда, когда оно находится под угрозой. Подобное отношение человека к своему здоровью свидетельствует о существовании ценности здоровья как объективного явления и как его отражения в сознании индивида.