Воспитание человека-гражданина. ☼
Автор: Рахматуллина Ольга Ивановна
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:"Calibri","sans-serif";
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;}
Развитие любого государства определяется рядом объективных факторов, особое среди которых занимают действующие в этом государстве законы.
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Государственная политика, провозгласившая гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье, обеспечивающая защиту и развитие ребенка системой образования, закреплена Законом РФ «Об образовании» (разд. 1, ст. 2).
Особое внимание в этих документах уделяется реформированию системы общественных отношений гражданского общества, воспитанию свободного гражданина, патриота страны и края. Авторы федеральных и региональных программ отмечают, что познание родной природы, культуры, народных традиций, обычаев развивают в человеке ту нравственность и эмоциональную отзывчивость, без которой невозможно полноценное становление человека-гражданина, человека-патриота.
Анализ комплексных и парциальных программ дошкольного образования («Детство», «Радуга», «Истоки», «Золотой ключик», «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»). Программа социального развития, позволила установить: задачи воспитания гражданственности как личностного образования в большей части из них не ставятся, но в определенной степени предполагается формирование знаний детей о культурных ценностях, народном искусстве, частично затрагивают и правовые проблемы. Технологические аспекты реализации обозначенных программ включают различные средства, методы, формы организации детей в процессе приобщения к культуре русского и других народов нашей страны.
На наш взгляд, препятствием, затрудняющим процесс воспитания гражданственности детей дошкольного возраста, является отсутствие научно-обоснованной теоретической базы. Правомерность такого предположения подтверждается не только научными исследованиями, но и данными социологического опроса родителей и воспитателей дошкольных учреждений посредством анкетирования и индивидуальной беседы. Анкетирование показало, что 100% признали актуальность воспитания гражданственности в современных условиях; 90 — считают, что воспитание гражданственности должно проходить и в семье, и в ДОУ, и 10% — «только в семье».
Немногочисленные исследования по вопросу воспитания гражданственности у дошкольников позволили определить сущностную характеристику данной проблемы.
Гражданственность – это сложное понятие, отражающее социально-правовую, педагогическую, социально-психологическую, морально-этическую сферы взаимодействия человека с обществом. В аспекте личностного развития гражданственность нами рассматривается как интегральное качество, характеризующее человека сознательным и активным гражданином, выражающееся в высоконравственном гражданском долге, основанном на знании гражданских прав и обязанностей, в готовности трудиться на общую пользу, в решимости и умении отстаивать общественные интересы.
Относительно дошкольного возраста основные показатели гражданственности определяются го трем структурным компонентам: патриотизм, толерантность по отношению к представителям других наций и основы правового самосознания.
Основы гражданственности формируются в дошкольном возрасте, одним из наиболее эффективных средств решения данного вопроса является народная культура.
Народная культура, или традиционная культура, нами рассматривается как совокупность материальных и духовных ценностей, сдаваемых, хранимых, передаваемых народом из поколения в поколение.
Анкетирование, проведенное проблемам народной культуры, показало, что большая часть родителей и воспитателей не знают, такое народная культура, путают народные и христианские праздники, верят в приметы, но плохо их знают (примерно 90%).
Рассматривая воспитание гражданственности как составную часть системы воспитания, можно выделить направления в содержании работы: земледельческий народный календарь, устное народное творчество, народные игры и праздники, народная игрушка, народное декоративно-прикладное искусство, семейно-бытовые праздники, мифы.
В земледельческом народном календаре целостно и зримо отражается теснейшим образом связанный с жизнью природы народный опыт хозяйственной деятельности. У каждого народа исторически сложился традиционный ход, образованный чередованием будней и праздников. Он всегда зависит от климата, природного ландшафта, ведущего типа сотрудничества с природой — собирательства, охоты, рыболовства, земледелия, оседлого или кочевого скотоводства и т.д.
Традиции русской народной культуры связаны с календарной обрядностью и являются симбиозом язычества и православия. Христианская культура, вобрав в себя множество языческих элементов, обеспечивает культурную преемственность, что является необходимым условием «диалога культур по горизонтали и вертикали.
Великолепно изобразительное прикладное мастерство каждого народа, связанное с праздниками и буднями: убранство жилища, предметы быта, орудия труда, традиционный национальный костюм.
Устное народное творчество или так называемый бытовой фольклор, включает все жанры, тесно связанные с детским бытом и выполняет разные функции: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки — воспитательную; считалки, жеребьевки, скороговорки, сказки, страшилки, заклички, приговоры, обрядовые песенки.
Народные игрушки сопровождали человека на протяжении всей жизни — от рождения до смерти. Некоторые из них становились амулетами, оберегами. Игрушка, выполненная мастерами с любовью к детям, искренне отражала все стороны народной жизни: верования, быта, культуры, моды, военного дела, техники и т.п. Многофункциональность народной игрушки, которая с самого начала выполняла несколько ролей (забава для детей - крашение, праздничный подарок, свадебный атрибут), сделала ее одним из важнейших средств воспитания, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее — принять и сохранить важную часть накопленного общественного опыта.
Семейно-бытовые праздники раскрывают традиции семейной жизни народа и представляют собой целый комплекс разных форм и видов хозяйственного труда, нераздельно связанного с рукотворным и нерукотворным искусством: традиционная национальная кухня, жилище, домашняя утварь и убранство, костюм, песни, пляски, сказки.
Обряды и обычаи, связанные со строительством дома, предназначенного для жизни в нем большой семьи из нескольких поколений, естественно перекликаются по своему глубокому смыслу с обрядами и обычаями жизненного цикла: рождения человека, его всестороннего воспитания в младенчестве, детстве, отрочестве, юности, вплоть до преклонного возраста и кончины. Все обряды и обычаи жизненного цикла являются школой семейной этики и психологии с ее уроками любви, доброты, заботы, долга, мудрости, терпения и милосердия.
Опыт осмысления народом своей истории отражается, в первую очередь, в мифах. Народная память о каждом историческом этапе и оценка его с точки зрения значимости для Отечества отражается в названиях многих природно-культурных достопримечательностей родного края.
Выше обозначенные элементы народной культуры (традиции, фольклор, славянские мифы) способствуют становлению важнейших личностных качеств: патриотизм, толерантность, правовое осознание. Работа по формированию гражданственности у дошкольников основана на следующих принципах:
? близости, объективности, дойности, эмоциональной насыщенности, постепенного усложнения
материала;
? природно-климатических и культурно-исторических ценностей региона;
? исторической последовательности обобщающих факторов, организация работы с детьми строится на основе методологических подходов:
? комплексного, позволяющего в практике приобщения детей к народной культуре решать задачи разных разделов воспитания: художественно-эстетического, экологического, валеологического, нравственного, трудового, физического и др.;
? личностно-ориентированного, предполагающего учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в соответствии с поставленными целями и задачами, что дает им возможность проявить свою активность и индивидуальность;
? деятельностного, позволяющего ребенку применять полученную информацию в разных видах деятельности: речевой, игровой, музыкальной, коммуникативной, экспериментальной, двигательной и т.д.
Нами были определены показатели гражданственности у детей разных возрастных групп. Все показатели гражданственности соотнесены с основными сферами личностного развития: с когнитивной — знания об элементах народной культуры, ее значении в жизни человека, об основах правовой культуры и культуры межнационального общения; эмоционально-чувственной — наличие интереса к народной, правовой, этнической культуре, потребности в использовании ее элементов в собственной деятельности; поведенческой — овладение способами поведения, отражающими специфику народной, правовой и этнической культуры в разных видах деятельности (речевой, двигательной, игровой и т.д.).
Проведенный ретроспективный анализ показал, что народная культура может быть использована как наиболее эффективное средство в становлении основных компонентов гражданственности (патриотизма, толерантности, правовой воспитанности — как интегративного личностного образования дошкольников) детей дошкольного возраста.
По отношению к когнитивному компоненту гражданственности в качестве основных критериев оценки нами использованы объем и аргументированность знаний. По отношению к эмоционально-чувственному компоненту — выраженность эмоциональных проявлений и устойчивость проявления интереса. По отношению к поведенческому компоненту - инициированность и самостоятельность выполняемых действий.
В экспериментальном исследовании определена роль педагогов и родителей в процессе воспитания гражданственности средствами народной культуры в детском саду и семье.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и экспериментальной апробации содержания и технологии использования народной культуры в процессе становления гражданственности детей дошкольного возраста.
Выводы
1. Формирование гражданственности у детей при приобщении их к культуре народа, традициям особенно значимо в дошкольном детстве, так как именно в этом возрасте закладываются основные формы поведения человека, будущего продолжателя рода.
2. Содержательные компоненты гражданственности включают в себя знания об элементах народной культуры, ее значении в жизни человека, об основах правовой культуры и культуры межнационального общения, интерес к народной, правовой, этнической культуре, потребность в использовании ее элементов в собственной деятельности, способы поведения, отражающие специфику народной, этнической правовой культуры в разных видах деятельности (речевой, двигательной, игровой, коммуникативной и т.д.).
3. Процесс становления гражданственности в дошкольных образовательных учреждениях обеспечивается использованием технологий, способствующих развитию когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер личности.
4. Народная культура является оптимальным средством становления гражданственности, так как
содержит возможности формирования патриотизма, толерантности и основ правового самосознания.
5. Эффективность использования народной культуры в педагогическом процессе предопределяется многими условиями, особое место среди которых занимают:
? организация педагогического процесса в соответствии с методологическими подходами: культурологическим, аксиологическим, комплексным, деятельност-ным и др.;
? включение в содержание работы с детьми различных компонентов народной культуры, доступных детям дошкольного возраста: земледельческий календарь, устное народное творчество, народные игры и праздники, народная игрушка, народное декоративно-прикладное искусство, семейно-бытовые обряды, мифы, оказывающие позитивное влияние на становление патриотизма, толерантности, правовой воспитанности как структурных компонентов гражданственности;
? целостность программ и технологий;
? комплексность использования всех ее структурных компонентов;
? наличие дидактического сопровождения;
? личностная гражданская позиция и профессиональная компетентность педагогов;
? тесное сотрудничество с семьей и другими социальными институтами воспитания.