Воспитание чувства доброты у детей дошкольного возраста посредством книги | Левченко Татьяна Алексеевна. Работа №264292
Автор: Левченко Татьяна Алексеевна
Для того чтобы говорить о формировании доброты средствами художественной литературы, следует определится с самим понятием доброты.
Доброта- это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, стремлении сделать что то хорошее помочь им. (толковый словарь Дмитриева)
Тема: Воспитание чувства доброты у детей дошкольного возраста посредством книги
Воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детского сада №146
Левченко Т.А.
Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к постижению окружающего мира, период его начальной социализации. В этом возрасте у детей появляется высокая восприимчивость и их легко обучить, поэтому этот период самый благоприятный для удачного нравственного воспитания и социального развития личности.
Формирование всех нравственных качеств должно происходить осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
Художественная литература послужит мощным эффективным средством нравственного воспитания детей. Многочисленные ученые А.Н Виноградова, Н. С. Карпинская, Р.С Буре, Л.Н. Стрелкова подтверждают в своих работах, то что дети очень восприимчивы к детской литературе и очень эмоционально, живо и доверчиво воспринимают все что им читают - стихи, рассказы, сказки. Данные художественные произведения всегда несут в себе некую моральную оценку происходящих в них событий и важно чтобы ребенок мог собственный опыт сопоставлять с моралью в книге. Книга является авторитетом для дошкольника и поэтому с помощью нее у ребенка будет складываться и формироваться правильная, этически верная и точная оценка всех событий, которые он наблюдает.
Художественное творение содействует формированию чувств и представлений. Ребенку в этом возрасте еще трудно увидеть главное в содержании этого произведения, поэтому после того как прочитан рассказ нужно обязательно с ним проводить беседу о прочитанном, можно подробно обсудить все события, спросить мнения ребенка по поводу поступков главных героев, чтобы ребенок сам попробовал дать моральную оценку литературному герою. Обязательно в ходе беседы с детьми нужно оценивать поступок героя. Даже если главный герой литературного произведения поступает неправильно, например, плохо, то нужно попытаться вызвать у детей сочувствие к нему и найти причины для его поступка. Дети должны переживать вместе с героем и попытаться представить себя на месте этого персонажа.
В. Г. Белинский в свое время говорил о том, что детская книга пишется для воспитания, а «воспитание - великое дело: им решается участь человека».
Именно художественная литература насыщает ум и воображение ребенка, раскрывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь сильным средством духовного развития личности.
Воспитатель при использовании художественного произведения выступает в роли главного проводника в миры неизведанного, а как партнер учит детей удивляться, восхищаться, огорчаться, жалеть, сопереживать главным героям в происходящих с ними вымышленных событиях.
Еще одно важное правило, которое стоит сказать - это, то, что воспитатель сам хорошо должен ориентироваться в художественной литературе, прочитать их заранее, дать им свою оценку и решить подходят ли они его воспитанникам.
Немаловажно, чтобы чтение не стало принудительным занятием: Книга должна развивать ребенка, но и наряду с этим - приносить удовольствие.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: художественная литература поможет сформировать нравственные качества у детей, поможет им освоить нормы поведения в обществе, а также будет мощным инструментов для установления и поддержания положительных взаимоотношении с другими людьми.
Нравственность - это главное понятие в воспитание, эта такая форма поведения и сознание, а также вид отношений. В детском дошкольном возрасте воспитание у дошкольников нравственных качеств выходит на первый план. У них должны сформироваться нормы и навыки поведения в коллективе, нравственные чувства, которые будут основаны на гуманизме и положительном поведении во всех видах детской деятельности. При формировании этих чувств, нужно неизменно использовать следующие педагогические принципы (единство всех требований, единство воздействия на личность, систематичность и последовательность, требовательность, разумность и индивидуальный подход к каждому ребенку).
Нравственное воспитание дошкольников в детском саду должно быть в первую очередь направленно на формировании и развитии у них таких нравственных чувств как - чуткость и любовь к близким людям, доброта, отзывчивость, уважение ко всем людям, любовь к родине, трудолюбие, отзывчивость и сочувствие в беде, сопереживание и сострадание, а также нужно воспитывать в детях навыки культурных отношений в обществе.
Но стоит конечно заметит один важный момент, сами по себе нравственные чувства и моральные отношения у детей не возникнут, даже при соблюдении всех педагогических принципов, они должны быть связаны с деятельностью педагога и детей. Поэтому детям нужно не только показывать на примерах как себя правильно вести, как выражать свои чувства и т.д., а активно включать дошкольников в деятельность по познанию детской художественной литературы, с помощью всевозможных методов, приемов, которые существуют в педагогике и методике обучения, и образуются широкие возможности для формирования у детей указанных нравственных чувств и отношений, необходимых для полноценной жизни человека в гуманном обществе.
Литература
1. Гербова, В.В. Методика развития речи у дошкольников [Текст]/ В.В. Гербова - М., «Просвещение», 1985.
2. Гегель, В.Ф. Эстетика. Сочинения (в 2-х томах) [Текст]/ В.Ф. Гегель - М., «Просвещение», 1980.
3. Гриценко, З.И. Ребенок и книга [Текст] / З.И. Гриценко // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 3. - С. 49-52
4. Карпухина Г. А., Иванова А. И. Формирование чувства доброты и милосердия у дошкольников - Статья от 06.10.2011
5. Карпинская, Н.С. Методы воспитания детей дошкольного возраста средствами художественной литературы [Текст] / Н.С. Карпинская - М.: Известие АПН РСФСР Вып. 69, 1955.
6. Кон, И. С. Словарь по этике [Текст]/ Кон И.С - М.: Политиздат, 1981. - 430 с.
7.Дошкольная педагогика. [Текст] /Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. - М., «Просвещение», 1990.