Воспитание cоциальной активности младших школьников в условиях детского творческого объединения. ☼
Автор: Молчанова Алена Сергеевна
Воспитание социальной активности младших школьников в условиях детского творческого объединения.
Формирование и развитие социальной активности молодого поколения нашей страны становится важной проблемой современности, решающим фактором прогрессивного социального развития. Сегодня, даже при самых благоприятных условиях жизни, молодежь часто бывает инертной, не заинтересованной в самостоятельной деятельности, способной лишь усваивать сложившийся опыт, не прилагая усилий для преобразования окружающей действительности. В связи с этим воспитание социальной активности у детей младшего школьного возраста является одной из важнейших задач современного образовательно-воспитательного процесса.
Значительный вклад в разработку проблемы социальной активности внесли философы Е.А. Ануфриев, Г.С. Ануфриева, Л.М. Архангельский, Л.П. Буева, В.Х. Беленький, Ю.Е. Волков, М.С. Каган, А.В. Клюев, В.Г. Мордкович, М.А. Нугаев, В.Л. Смирнов, Л.П. Станкевич, В.А. Ядов, Е.А. Якуба. [5]
Анализ научной литературы позволил утвердится в мысли о том, что социальную активность необходимо рассматривать как интегративное личностное качество, которое включает в себя два аспекта: социальный аспект – накопление социальных знаний, опыта социально значимой деятельности; личностный аспект – отражение в потребностях, интересе, направленности (мотивах), эмоционально-ценностных переживаниях, рефлексии, в ответственном, позитивном отношении к социальной действительности. [2]
Исходя из этого, нами были определены компоненты социальной активности младших школьников: когнитивный (знания о социальных отношениях для функционирования в социуме); деятельностно-творческий (творческий подходом к деятельности, наличие навыков распределения и организации деятельности); рефлексивно-оценочный (знания, умения, качества, позволяющие осуществлять анализ и оценку социокультурной деятельности и социальной активности). [3]
Так в связи с представлениями о социальной активности младших школьников можно выявить критерии ее сформированности: когнитивный, деятельностный и рефлексивный. В связи с данными критериями были также определены уровни социальной активности младших школьников.
Содержание воспитания социальной активности младших школьников в нашем исследовании определяется программой детского творческого объединения, которая предусматривает работу по экологическому, патриотическому, нравственно-эстетическому и физическому направлениям. [1]
Помощь в реализации задач детского творческого объединения оказывают разнообразные методы воспитания социальной активности. К ним относится игры, праздники, утренники, конкурсы, акции, экскурсии, коллективные творческие дела и беседы. [4]
Таким образом, целью нашей работы состояла в исследовании эффективности воспитания социальной активности младших школьников в условиях детского творческого объединения.
В исследовании участвовали 40 младших школьников, 20 человек в экспериментальной группе и 20 человек в контрольной группе. Для изучения компонентов социальной активности первоначально были проведены методики на исследование социального интеллекта (Дж. Гилфорда), уровня рефлексии, а так же уровня коммуникативных и организаторских склонностей (В.В. Синявского, Б.А. Федоришина). По результатам диагностики социальной активности у младших школьников преобладал в основном средний и низкий уровни социального интеллекта, коммуникативных и организаторских склонностей, а также рефлексии.
Для того чтобы повысить уровень социальной активности по ее компонентам, а именно уровень социального интеллекта, рефлексии, коммуникативных и организаторских склонностей младших школьников, экспериментальная группа была внедрена в детское творческое объединение, которое включало в себя ряд мероприятий.
Далее после реализации программы нами был повторно проведены те же диагностические методики. В результате исследования социального интеллекта в экспериментальной группе младших школьников также преобладал средний уровень у 45%. Необходимо понимать, что за короткий период невозможно добиться кардинального изменения картины, поэтому даже такое незначительное изменение в результатах – очевидный прогресс. Но также значительно стал выше высокий уровень социального интеллекта и составил 45%, а это говорит о том, что большее количество младших школьников стали соблюдают правила поведения в обществе и адекватно оценивают его, умеют объяснять и убеждать других, легко налаживают контакт с взрослыми и сверстниками. Значительно понизился низкий уровень и составил 10%. В контрольной группе значительных изменений не произошло.
По результатам определения уровня коммуникативных и организаторских склонностей в экспериментальной группе младших школьников преобладал также средний уровень у 50%. Такая тенденция говорит о том, что большее количество детей самостоятельны, проявляют интерес к поручениям, поэтому задания выполняю до конца, но совместно с взрослым. На 10% повысился высокий уровень и составил 45%, что свидетельствует о большем количестве детей, которые стали принимать участие в общественной деятельности, проявлять инициативу и лидерские качества. Низкий уровень составил всего 5%. В контрольной группе произошли не значительные, но изменения.
По результатам выявления уровня рефлексии младших школьников результаты значительно изменились. Стал преобладать высокий уровень рефлексии у 50%. Это говорит о том, что младшие школьники стали адекватно оценивать себя и стремится к самонаблюдению. В контрольной группе ситуация мало изменилась.
На основании проделанной работы можно сделать вывод, что воспитание социальной активности младших школьников будет эффективным, если организовать деятельность детского творческого объединения, которая повышает уровень социального интеллекта, рефлексии, а также коммуникативных и организаторских склонностей младших школьников. Младшие школьники стремятся к приобретению новых социальных знаний и социального опыта, и применение его в различных ситуациях. Они самостоятельно и качественно выполняют полученные задания, стремятся к активной творческой деятельности, а также способны анализировать свое поведение и поведение окружающих людей.
При этом уменьшается количество дезадаптированых детей, увеличивается доброжелательность, взаимопонимание, желание работать в коллективе и на основе этого коллектив класса становится дружнее, сплоченнее, улучшается психологический климат в коллективе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барылкина Л.П. Педагогические условия развития социальной активности младших школьников [Текст] / Л.П. Барылкина, О.Д. Перова // Перспективы науки. – 2013. – № 2. – С. 114-116.
2. Кравченко А. И. Социологический словарь [Электронный ресурс] /А. И. Кравченко. Электр.дан. – М.: АТС. 2003. – Режим доступа:www. URL: http://voluntary.ru/.– 10.04.15.
3. Овсянникова С.Г. Развитие социальной активности младших школьников [Текст] / С.Г. Овсянникова // В сборнике: Современные тенденции в образовании и науке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. – Тамбов, – 2014. – С. 114-116.
4. Псурцева Н.Н. Коммуникативная культура и социальная активность в коллективной творческой деятельности [Текст] / Н.Н. Псурцева М. А. Долгова // Управление дошкольным образовательным учреждением: Научно-практический журнал. – 2010. – № 8. – С. 84-89.
5. Соколова Н. А. Исследование социальной активности молодежи [Текст] / Н. А. Соколова, Е. Г. Черникова // Вестник Челябинского педагогического университета. – 2015. – №3. – С 27- 33.