Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Воспитание детей через творчество | Андрющенко Светлана Владимировна. Работа №276829

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Андрющенко Светлана Владимировна
В статье описана работа оркестрового класса по патриотическому воспитанию на протяжении многих лет. 1 сентября 2021 года исполняется 30 лет со дня основания Засосенской детской школы искусств Красногвардейского района Белгородской области, в котором много лет успешно работают оркестровые коллективы. В оркестре и ансамбле русских народных инструментов сменилось много поколений мальчишек и девчонок, но всех их объединяет любовь к оркестровому исполительству, народным традициям, любовь к своей Родине. Через творческую деятельность, эмоциональное восприятие произведений искусства формируется культура ребенка, его отношение к родным, близким,друзьям, селу, Отечеству.    

С.В. Андрющенко

Директор МБУДО «Засосенская детская школа искусств»

Красногвардейского района, преподаватель по классу

аккордеона, руководитель оркестра и ансамбля русских

народных инструментов

П.А. Андрющенко

преподаватель по классу баяна, руководитель оркестра

и ансамбля русских народных инструментов

МБУДО «Засосенская детская школа искусств»

Красногвардейского района

Воспитание детей через творчество

Главная задача детской школы искусств - раскрыть способности каждого ученика, привить любовь к музыке, воспитать порядочного и патриотичного человека, т.е. гармонично развитую личность.

В 2021 году исполнится 30 лет со дня открытия в селе Засосна филиала Красногвардейской школы искусств и 20 лет со дня основания Засосенской детской школы искусств. За 30 лет много поколений мальчишек и девчонок окончили школу по классу народных инструментов и прошли обучение в оркестре и ансамбле русских народных инструментов.
Наша цель - привить любовь к народному инструментальному творчеству, научить понимать музыкальные произведения, раскрыть замысел авторов, приобщить к игре на народных инструментах как можно больше учеников и собственным примером любви к Родине, горением своей души зажечь сердца учеников, чтобы они стали в жизни гармоничными, высоконравственными людьми, личностями с большой буквы.

Одним из направлений деятельности ДШИ в течение 30-летней творческой деятельности является патриотическое воспитание обучающихся. В школе созданы благоприятные условия: создан музей, проводятся художественные выставки, тематические концерты, музыкальные гостиные, вечера, встречи с ветеранами и выпускниками.

Практическим примером патриотического воспитания в рамках учебного процесса является опыт индивидуальной работы в классе. 

В соответствии с программой на уроках разучиваются музыкальные произведения разных эпох и стилей. Разбор нового нотного материала сопровождается всегда рассказом об авторе, истории создании, его значении.

Музыка обладает глубоким воспитательным действием на человека, заставляет думать о «высоком», приносит прекрасное в нашу жизнь и делает нас лучше. При общении с музыкой человек становится прекраснее и добрее. Совместные творческие встречи, концерты, мастер-классы, праздники, разучивание новых музыкальных композиций приносят положительные результаты в достижении единой цели воспитания - формирование личности ребёнка. «Качественное обучение без воспитания невозможно…». Чтобы сделать жизнь школьников интересной, яркой и насыщенной, мы ставим перед ними конкретные цели и задачи, которые становятся для них социально значимыми.

Ребенок эмоционально реагирует на все окружающее, а искусство помогает ярче использовать возможности для его развития. Преподавателю большое внимание необходимо уделять подбору музыкального материала. Мы стараемся подбирать пьесы, которые содержат яркие образы, перекликающиеся с жизненным опытом детей. При выборе учитываем степень сложности материала. Произведение должно быть доступно для исполнения в техническом плане с яркой и выразительной мелодией. Тематическая направленность произведений должна способствовать патриотическому и эстетическому воспитанию учащихся. Одним из таких произведений, используемых в педагогическом репертуаре, это «Ария» Вадима Биберган, посвященная жертвам концлагерей. Исполняя оркестром мелодичную, невероятно красивую и волнующую музыку, в душе музыканта зарождается большой интерес и эмоциональный отклик к музыке.

В целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне в 2020 году был запланирован целый комплекс мероприятий: конкурсы «Песни военных лет», тематические вечера, участие в акциях «Звёзды памяти» и «Поздравь с Днем Победы!», Отчетный концерт «Мы славим Победу!», марш Бессмертного полка, участие в V региональном конкурсе оркестров и ансамблей «Там, где музыка живёт», посвященный 75-летию Победы. Весной 2020 года был открыт социальный проект «Только взял боец трехрядку, сразу видно-гармонист», в рамках которого запланированы выступления в соседних селах Красногвардейского района. Было разучено много произведений военной тематики.

Совместные выступления создают ситуацию успеха, заставляют детей поверить в себя и свои возможности, раскрывают их творческий потенциал. Такие мероприятия помогают в воспитании в школьниках патриотических и гражданских качеств, уважающих и почитающих свою семью, своих предков, свою историю, свою страну.

Через творческую деятельность, эмоциональное восприятие произведений искусства формируется культура ребенка, его отношение к родным, близким, друзьям, селу, Отечеству.

Большое внимание уделяется приобщению учащихся к теме Родины, культуре своего родного края, своего народа, через исследовательскую деятельность. Это экскурсии и походы… (Выпускник 1996 года Сериков Александр, ныне директор Красногвардейской ДШИ), до сих пор вспоминает, как мы ходили в поход в село Казацкое и были в гостях у знаменитого мастера жалеек Марка Васильевича Сычева. Посещение музеев в г. Санкт-Петербурге, Саратове, Витебске, Москве, Белгороде, Красногвардейском районе в селе Н-Покровка, г. Бирюч, с. Прудки…), концертов артистов филармонии, выставок, встречи с участниками Великой Отечественной войны, со знаменитыми людьми города, села, мастер-классов ведущих преподавателей оркестрового исполнительства, фестивалей -конкурсов с последующим обсуждением за круглым столом каждого участника. Участие в праздниках, фестивалях, участие во всех районных мероприятиях, посвященным памятным датам и событиям России, выступление учащихся в школах и садах и т.д.

Только совместно с семьёй, школой педагог может привить детям любовь к музыке, постоянно включая родителей в учебный процесс, приглашая родителей для беседы, совместные концерты учащихся и родителей, лекции, лекции-концерты, выезды на конкурсы, совместные походы в музеи, на выставки, на природу, родительские собрания. Родители с большим удовольствием принимают участие в совместных мероприятиях. Так, мама ученицы по классу баяна Алешкиной Алисы, по итогам поездки на международный конкурс «Наши звёзды» в Скандинавию (Хельсинки-Стокгольм-Таллин) помогла написать исследовательскую работу и выступить в конференции с темой «Роль оркестра в жизни ребенка». После поездки Елена Анатольевна была, как и дети, в полном восторге, потому что яркие впечатления, эмоции и Гала-концерт, на котором, исполняя русскую плясовую «Барыня» на народных инструментах (гармони, домрах, балалайках, жалейках, ложках) под бурные овации в центре Русской Культуры в городе Таллин, участники ансамбля народных инструментов чувствовали гордость за нашу страну, за то, что мы родом из России.

Безусловно, это пример нравственного, духовного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Все мы понимаем, что воспитание духовной личности должно осуществляться совместными усилиями образовательного учреждения и семьи.

Наша страна имеет уникальную по насыщенности событиями историю, которая отражается в архитектурных объектах, мемориалах, памятниках.

Участникам ансамбля народных инструментов посчастливилось посетить мемориальные комплексы во время поездок на международные конкурсы: Брестская крепость – «крепость-герой», место, куда ежедневно съезжаются сотни людей, чтобы почтить память бойцов, принявших на себя первый удар войны. Это мемориальный комплекс, один из главных достопримечательностей Белоруссии. Внушительные монументы, скульптуры. На входе в мемориальный комплекс стоит огромная бетонная глыба с проходом в виде пятиконечной звезды, что буквально пронизывает серый монолит прямоугольника и наши сердца, охватывая чувством скорби и мужества, гордости за солдат, стоявших насмерть. Как хорошо, что мы живем в мирное время…

Многие места являются знаковыми для русского народа, к ним относится Мамаев курган, Дом Павлова в Волгограде. Это памятники Героям Сталинградской битвы с главным монументом «Родина-мать зовёт!».

Это открытый музей боевой техники в г. Саратове. Поклонная гора в г. Москва, где заложен Парк Победы, Музей Победы – Центральный музей Великой Отечественной войны, посвященный победе Советской армии над фашистскими захватчиками. Среди исторических объектов: образцы боевого оружия, технических средств военного периода; ордена, медали, другие наградные знаки; личные принадлежности известных военных командующих. Вместе с ребятами в Зале боевой Славы посмотрели видео-проекцию хронологии военных лет самых значимых событий с красочным сопровождением спецэффектов и современным озвучиванием. Это до глубины души трогательное место. Каждый человек должен знать историю самой страшной войны человечества и почувствовать вкус Победы, как прочувствовали все, кто остался в живых.

Все вышли под огромным впечатлением и в полном восторге, что именно в этот музей мы пришли на экскурсию, а не в цирк или в кино. Настолько всё интересно и трогательно. Мы невольно соприкоснулись с духом военной эпохи, и пробирает гордость за подвиг наших дедов и прадедов.

Ребята, затаив дыхание, слушали рассказы экскурсоводов о Великой Отечественной войне, о героических подвигах. После этих экскурсий невольно замечаешь: «Как взрослеют наши дети»…

Диагностировать развитие таких качеств, как патриотизм и гражданственность очень сложно. Об этом можно судить спустя годы. На этапе школьного обучения мы можем лишь констатировать активное участие и проявленный интерес к мероприятиям.

С уверенностью говорим, выпускникам, в любой выбранной ими профессии, весь накопленный багаж знаний помогает стать хорошими людьми, профессионалами и высоконравственными, культурными личностями.

Список литературы:

1.Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе / О.А. Апраксина. - М.: Просвещение, 2009. - 130с.

2.Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М.: Музыка, 1973г.

3.Данилюк А.Я., Кондаков А.М. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности» М. Просвещение, 2009г.

4.Ступина В.Н. Патриотическое воспитание младших школьников средствами музыкального искусства: учеб.-метод. Пособие /В.Н. Ступина. – Шадринск: Шадр. Дом печати, 2012г., 110с.

5.Троицкий В.Ю. Статья «О патриотическом воспитании», Газета «Русский вестник» № 16 (644), 2004.

6.Школяр Л.В., Школяр В.А., Критская Е.Д. Музыкальное образование в школе/ Л.В. Школяр, В.А. Школяр. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. -232.



 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×