Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Воспитание дисциплинированности у детей дошкольного возраста | Бирюкова Елена Николаевна. Работа №345247. Номер работы: №345247

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Воспитание дисциплинированности у детей дошкольного возраста является важным аспектом их социализации и подготовки к школе. Дисциплинированные дети легче усваивают знания, лучше взаимодействуют с окружающими и успешно адаптируются в обществе. В статье рассматриваются основные подходы к воспитанию дисциплинированности, примеры практических действий для воспитателей и родителей, а также психологические аспекты, способствующие формированию этой важной черты характера у детей.

Ключевые слова: воспитание, дисциплинированность, дошкольный возраст, социализация, подходы, практические примеры, психология.

ВОСПИТАНИЕ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бирюкова Елена Николаевна, воспитатель
НП Школа Глобус г. Зеленоград
Аннотация: Воспитание дисциплинированности у детей дошкольного возраста является важным аспектом их социализации и подготовки к школе. Дисциплинированные дети легче усваивают знания, лучше взаимодействуют с окружающими и успешно адаптируются в обществе. В статье рассматриваются основные подходы к воспитанию дисциплинированности, примеры практических действий для воспитателей и родителей, а также психологические аспекты, способствующие формированию этой важной черты характера у детей.
Ключевые слова: воспитание, дисциплинированность, дошкольный возраст, социализация, подходы, практические примеры, психология.
Воспитание дисциплинированности у детей дошкольного возраста — задача, требующая внимательного подхода и понимания особенностей психологии малышей. Дисциплина в данном контексте понимается не как строгие правила и ограничения, а как способность ребенка контролировать свои действия, осознавать последствия своих поступков и следовать установленным нормам поведения. Это важно не только для учебного процесса, но и для успешной социализации, формирования положительных отношений с окружающими.
Дисциплинированность формируется на основе внутренней мотивации ребенка, его понимания правил и норм, а также через примеры, которые он видит в своем окружении. Важно создать среду, где дети могут не только принимать участие в играх и активностях, но и учиться следовать определённым правилам. Воспитатель играет ключевую роль в этом процессе, обеспечивая поддержку и направляя детей на путь осознанного поведения.
Одним из первых шагов к воспитанию дисциплинированности является установление четких, но гибких правил. Важно, чтобы правила были понятны детям и соответствовали их возрасту. Например, можно установить правило, что все дети должны по очереди делиться игрушками. В начале можно обсуждать с детьми, что значит "по очереди", чтобы они понимали принцип этого правила. С помощью таких обсуждений у детей формируется чувство справедливости и понимание необходимости соблюдения правил.
Важно не просто сообщать детям о правилах, но и объяснять их значение. Например, если в группе есть правило о том, что нужно убирать игрушки после игры, воспитатель может объяснить, почему это важно: "Когда мы убираем игрушки, мы помогаем сохранить порядок, и тогда все могут легко находить свои любимые игрушки". Это помогает детям осознать, что соблюдение правил не только важно, но и полезно для них и их сверстников.
Кроме того, положительное подкрепление является важным инструментом в воспитании дисциплинированности. Когда дети следуют установленным правилам, их следует хвалить и поощрять. Это может быть простая похвала, стикер или небольшая награда. Например, если группа детей успешно соблюдала правило о том, чтобы не мешать друг другу во время занятий, можно провести небольшой праздник, чтобы отметить их успехи. Это создаст у детей положительное восприятие правил и желание продолжать следовать им.
Однако дисциплина не должна быть связана только с положительными моментами. Важно также учить детей принимать последствия своих действий. Например, если ребенок не убрал игрушки, можно обсудить с ним, что произойдет, если они не будут убраны: "Если мы не уберем игрушки, кто-то может споткнуться и упасть". Это помогает детям осознать, что их действия имеют последствия, и формирует у них ответственность за свои поступки.
Не менее важным аспектом воспитания дисциплинированности является создание атмосферы доверия и уважения в группе. Воспитатель должен показывать детям, что он заботится о них и готов поддержать в трудные моменты. Дети, которые чувствуют себя в безопасности, более склонны следовать правилам и принимать дисциплину. Важно проводить открытые диалоги с детьми, выслушивать их мнения и чувства, чтобы они чувствовали свою значимость в группе.
Игровая деятельность играет ключевую роль в воспитании дисциплинированности. Через игры дети учатся взаимодействовать, следовать правилам и принимать решения. Например, можно организовать игру "Слушай и выполняй", где воспитатель дает команды, а дети должны выполнять их, соблюдая последовательность действий. Это не только развивает дисциплину, но и способствует развитию внимания и координации.
Также можно использовать театрализованные представления, в которых дети могут разыгрывать ситуации, связанные с соблюдением правил. Это поможет детям не только лучше усвоить правила, но и развить навыки эмпатии, понимая, как их действия влияют на других. Например, в процессе игры можно разыграть ситуацию, где один ребенок не хочет делиться игрушкой, и другие дети могут обсудить, как они себя чувствуют и что можно сделать в такой ситуации.
Важно помнить, что воспитание дисциплинированности — это длительный процесс, который требует терпения и последовательности. Результаты не всегда видны сразу, но через время дети начинают осознавать значимость правил и норм поведения. Важно поддерживать детей, хвалить их за успехи и помогать справляться с трудностями.
Родители играют не менее важную роль в воспитании дисциплинированности. Взаимодействие воспитателя и родителей позволяет создать единое пространство для обучения и поддержки. Важно делиться успехами детей, обсуждать их достижения и трудности, чтобы родители могли также подчеркивать важность дисциплины дома. Например, можно организовать родительские собрания, на которых обсуждаются успехи детей и даются рекомендации по работе над дисциплиной.
Итак, воспитание дисциплинированности у детей дошкольного возраста — это многогранный процесс, требующий внимания, терпения и совместных усилий воспитателей и родителей. Формирование этой важной черты характера поможет детям не только успешно учиться, но и строить гармоничные отношения с окружающими. Правильный подход к воспитанию дисциплинированности создаст основу для будущих успехов детей в школе и жизни.
Список литературы
Беляева Н.Л. Педагогические условия воспитания дисциплинированности у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-vospitaniya-distsiplinirovannosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
Вершинина Л.В. Дурова Т.С. Развитие саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации // Ped.Rev.. 2018. №3 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-samoregulyatsii-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii
Лядов В.Н. О структуре дисциплинированности в отечественной и зарубежной психологии // Армия и общество. 2014. №3 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-strukture-distsiplinirovannosti-v-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-psihologii
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×