"Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам средствами подвижных игр" | Денисова Мария Константиновна. Работа №324565
В настоящее время современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» [18]. В числе основных задач ФГОС определяет: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Возрастает роль и значение поликультурного воспитания детей дошкольного возраста. В условиях модернизации российского образования дошкольное воспитание как фундамент педагогической системы предполагает развитие у воспитанников общей культуры личности. В «Законе об образовании» (последняя редакция 2011 г.) [4] отмечается, что содержание образования «должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества». Воспитание у детей среднего дошкольного возраста доброжелательного отношения к сверстникам позволяет развить у них познавательный интерес к личности человека, человечность, нравственные нормы поведения, принятые в обществе.
Одним из направлений духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста является формирование доброжелательных взаимоотношений к сверстникам. Применительно к детям среднего дошкольного возраста, правильнее говорить о воспитании таких взаимоотношений, которые характеризуются взаимопомощью, отзывчивостью, дружбой, ответственностью, добротой, инициативой. Условием для воспитания таких взаимоотношений является общение детей друг с другом. Через общение ребенок познает социальный мир, осваивает и присваивает социальный опыт, получает информацию и приобретает практику взаимодействия, сопереживания, взаимовлияния. Предпосылкой возникновения общения является направленность ребенка на сверстника, интерес к нему. Положительные взаимоотношения у детей среднего дошкольного возраста будут формироваться эффективнее, если организовать развивающую среду для совместной деятельности с включением подвижных игр.
Вопросами воспитания доброжелательных взаимоотношений в детском сообществе в отечественной дошкольной педагогике занимались Р С. Буре [2], С. В. Кахнович [5; 6; 7; 8; 9; 10; 11], Я. Л. Коломинский [13], Е. О. Смирнова [16] и др.
Агрессивность детей, их безнравственное отношение к сверстникам порой является неразрешимой проблемой для педагогов, работающих с детьми, начиная уже с воспитания в дошкольных образовательных организациях, что обеспечивает актуальность в разработке форм и методов воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у детей среднего дошкольного возраста на первой ступени образования.
В условиях нашего поликультурного региона становиться актуальным вопрос воспитания детей в духе толерантности к представителям и носителям народной культуры.
Толерантность (от лат.яз. Tolerantia– терпение) [14] представляется нам как интегративное качество личности. Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам у детей среднего дошкольного возраста является основой для формирования культуры межличностных отношений. Культура межличностных отношений включает, прежде всего, аксиологические аспекты. Ребенок визуально воспринимает достижения культуры мастеров народных промыслов (одежда, кухня и др.) и произведения декоративно-прикладного искусства (игрушки, украшения и др.), при этом у него формируется эмоциональный отклик. Знаниевый или когнитивный аспект возникает в процессе получения информации об историческом происхождении ремесла, о технике выполнения, биографии известных людей представителей того или иного этноса. И, наконец, деятельностный аспект возникает и проявляется в желании оценить и создать собственную творческую работу по мотивам увиденных произведений народного искусства.
Взаимосвязь воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у детей среднего дошкольного возраста раскрывается на аксиологическом уровне. Формирование у ребенка ценностного отношения к личности другого человека, охватывает и его национальную, этническую и конфессиональную принадлежность.
Содержание поликультурного воспитания может быть рассмотрено как составной элемент формирования мировоззрения человека, как совокупность методов формирования толерантной позиции при взаимодействии с представителями разных культур, а также как способы и формы патриотического воспитания с помощью доступных детскому пониманию средств материальной (кухня, одежда, игрушки и др.)и духовной (сказки, игры, развлечения и др.) культуры общества.
ВОСПИТАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО РЕГИОНА
Денисова М.К.
В настоящее время современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» [18]. В числе основных задач ФГОС определяет: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Возрастает роль и значение поликультурного воспитания детей дошкольного возраста. В условиях модернизации российского образования дошкольное воспитание как фундамент педагогической системы предполагает развитие у воспитанников общей культуры личности. В «Законе об образовании» (последняя редакция 2011 г.) [4] отмечается, что содержание образования «должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества». Воспитание у детей среднего дошкольного возраста доброжелательного отношения к сверстникам позволяет развить у них познавательный интерес к личности человека, человечность, нравственные нормы поведения, принятые в обществе.
Одним из направлений духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста является формирование доброжелательных взаимоотношений к сверстникам. Применительно к детям среднего дошкольного возраста, правильнее говорить о воспитании таких взаимоотношений, которые характеризуются взаимопомощью, отзывчивостью, дружбой, ответственностью, добротой, инициативой. Условием для воспитания таких взаимоотношений является общение детей друг с другом. Через общение ребенок познает социальный мир, осваивает и присваивает социальный опыт, получает информацию и приобретает практику взаимодействия, сопереживания, взаимовлияния. Предпосылкой возникновения общения является направленность ребенка на сверстника, интерес к нему. Положительные взаимоотношения у детей среднего дошкольного возраста будут формироваться эффективнее, если организовать развивающую среду для совместной деятельности с включением подвижных игр.
Вопросами воспитания доброжелательных взаимоотношений в детском сообществе в отечественной дошкольной педагогике занимались Р С. Буре [2], С. В. Кахнович [5; 6; 7; 8; 9; 10; 11], Я. Л. Коломинский [13], Е. О. Смирнова [16] и др.
Агрессивность детей, их безнравственное отношение к сверстникам порой является неразрешимой проблемой для педагогов, работающих с детьми, начиная уже с воспитания в дошкольных образовательных организациях, что обеспечивает актуальность в разработке форм и методов воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у детей среднего дошкольного возраста на первой ступени образования.
В условиях нашего поликультурного региона становиться актуальным вопрос воспитания детей в духе толерантности к представителям и носителям народной культуры.
Толерантность (от лат.яз. Tolerantia– терпение) [14] представляется нам как интегративное качество личности. Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам у детей среднего дошкольного возраста является основой для формирования культуры межличностных отношений. Культура межличностных отношений включает, прежде всего, аксиологические аспекты. Ребенок визуально воспринимает достижения культуры мастеров народных промыслов (одежда, кухня и др.) и произведения декоративно-прикладного искусства (игрушки, украшения и др.), при этом у него формируется эмоциональный отклик. Знаниевый или когнитивный аспект возникает в процессе получения информации об историческом происхождении ремесла, о технике выполнения, биографии известных людей представителей того или иного этноса. И, наконец, деятельностный аспект возникает и проявляется в желании оценить и создать собственную творческую работу по мотивам увиденных произведений народного искусства.
Взаимосвязь воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у детей среднего дошкольного возраста раскрывается на аксиологическом уровне. Формирование у ребенка ценностного отношения к личности другого человека, охватывает и его национальную, этническую и конфессиональную принадлежность.
Содержание поликультурного воспитания может быть рассмотрено как составной элемент формирования мировоззрения человека, как совокупность методов формирования толерантной позиции при взаимодействии с представителями разных культур, а также как способы и формы патриотического воспитания с помощью доступных детскому пониманию средств материальной (кухня, одежда, игрушки и др.)и духовной (сказки, игры, развлечения и др.) культуры общества.
В данной социальной действительности нашего региона положительные чувства воспитывают у детей к культуре титульной национальности (культура Мордовии). В нашем исследовании в парадигме эстетического воспитания детей дошкольного возраста [6; 9] рассматривается знакомство с творчеством всемирно известных скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи и живописца Федота Васильевича Сычкова. Между тем, раскрывается и культура русского народа в единстве с мордовским.
Содержание поликультурного воспитания включает в себя различные разработки, программы, монографии с направленностью на развитие у детей дошкольного возраста общей культуры личности и толерантного отношения к представителям различных этносов.
В содержание поликультурного воспитания мы выделяем три аспекта, прежде всего, это обучение детей дошкольного возраста, как навыкам взаимодействия, так и традициям разных народов – знаниевый или когнитивный. Второй аспект общее социокультурное, гражданственное и патриотическое воспитание. И, наконец, третий аспект – это нравственное развитие ребенка необходимое для его личностного становления.
Поэтому поликультурное воспитание может быть рассмотрено как сложная совокупность когнитивного восприятия ребенком другой личности, с ее этническими и конфессиональными особенностями с обязательными элементами оценивания и присваивания ценностного отношения, которое проявляется в гражданственных и патриотических качествах. Патриотические качества личности неотделимы от нравственных, выражающиеся особенно отчетливо в межличностных отношениях со сверстниками. Социокультурное развитие детей дошкольного возраста проявляется в основах социальной компетентности и закладывает фундамент для формирования культурно-толерантного мировоззрения.
Необходимость поликультурного воспитания детей возникла после второй мировой войны. В это время только что созданные ЮНЕСКО и ООН взяли ориентир на новую культурную и образовательную политику, опирающуюся на прогрессивные общечеловеческие идеи поддержания личностного и конфессионального достоинства человека, наиболее ярко представленные в Декларации прав. Обозначенные позиции распространились и на образование. Возникает необходимость гуманизации условий воспитания, их демократизация, идея равности представителей всех национальностей в получении качественной медицинской и образовательной помощи, уважение всех людей, проживающих в новом послевоенном мире и осуждение политики тоталитаризма. Что проявлялось в процессах совершенствования системы образования и воспитания, улучшения условий жизни детей, заботе о здоровье людей, но, в особенности маленьких граждан свободного мира, борьбе с тоталитаризмом, расизмом, геноцидом в обществе и мракобесием в области медицины, в поддержке культурного разнообразия и поощрении развития национальных меньшинств в области социальной политики.
В современных философских, этнографических, культурологических и психолого-педагогических исследованиях (Ю. В. Бромлея 1, А. Н. Джуринского 3, Г. М. Коджаспировой 12 и др.) переосмысливается трактовка и переоценивается значение понятий «межкультурное», «социокультурное», «поликультурное», «интернациональное», «национальное», «взаимодействие национального и общечеловеческого начала в человеке». Например, межкультурное воспитание может быть рассмотрено в аспектах экономического, гражданственного, правового и эстетического воспитания, как ознакомление детей с наследием человечества в различных областях культуры. Социокультурное воспитание связывается с понятием «социализация», с этикой и эстетикой вхождения ребенка в общество. Поликультурное воспитание отмечает аксиологическую значимость конфессиональной принадлежности человека. Сегодня интернациональное (межнациональное) воспитание трактуется как расширение национального до осознания своей общности с многочисленными нациями. Национальное воспитание рассматривается как необходимый элемент интернационального, как проблема фактора идентификации человека не только с собственным народом, но и с другими этносами.
А. Н. Джуринский 3 рассматривает поликультурное воспитание как альтернативу интернациональному социалистическому воспитанию, формирование личности вне национальной культуры при условии единства и идеологической интеграции общества. При этом поликультурное воспитание делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует.
Г. М. Коджаспирова 12 исходит из понимания, что поликультурное образование по своей сущности близко межнациональному воспитанию и предусматривает межличностное взаимодействие, противостоит национализму и расизму. Оно направлено на освоение культурно-образовательных ценностей, на взаимодействие различных культур в ситуации плюралистической культурной адаптации к иным культурным ценностям. Она предполагает, прежде всего, формирование культурно-толерантной личности с «высоким уровнем общей культуры».
Ряд авторов (Л. Л. Супрунова 17, Ю. С. Свиридченко 17 и др.) отожествляют поликультурное воспитание с формированием личности человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде. В идеале такой человек обладает развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, связывает готовность воспринимать другую культуру, другой образ жизни с проявлениями толерантности. Ведь только взаимная терпимость людей разных национальностей может противостоять ненависти.
Анализ философской, этнографической, культурологической, психолого-педагогической литературы позволяет нам сделать вывод, что все выше представленные определения поликультурного воспитания могут претендовать на полноту раскрытия его сущности.
Развивающий потенциал подвижных игр для детей дошкольного возраста заключается в необходимости играющим договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам отмечали Р. С. Буре [2], С. В. Кахнович [10; 11], Т. А. Семенова [15], Е. О. Смирнова [16] и др.
Рассмотрение данной проблемы позволит более полно понять процесс формирования межличностных взаимоотношений в дошкольном возрасте.
При организации процесса воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у детей среднего дошкольного возраста необходимо создание эмоционально-положительного климата в группе и моделирование педагогом ситуаций, которые позволяют детям проявлять добрые чувства к окружающим, включение детей в коллективную деятельность. При этом следует учитывать, что объяснения, как нужно себя вести, положительные примеры, наказания за неправильное отношение к сверстникам оказываются малоэффективными в данном возрасте, воспитание доброжелательности должно осуществляться через организацию собственного опыта ребенка.
Проблему формирования детских взаимоотношений невозможно решить вне организации совместной детской деятельности дошкольников.
С целью исследования опыта доброжелательного отношения к сверстникам у детей среднего дошкольного возраста было проведено исследование на базе МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 9» г. о. Саранск. В эксперименте приняли участие 26 детей 4-х – 5-ти лет.
В ходе эксперимента были использованы следующие методики диагностики: «Два домика» (вариант Я. Л. Коломинского) [13]), «Рассказ о друге» (вариант Е. О. Смирновой) [16]), беседа с неоконченными ответами «Как бы ты поступил, если бы…».
Для проверки достоверности наличия различий между группами до и после обучающего эксперимента использовался t-критерий Стьюдента для экспериментальных выборок.
В ходе организации констатирующего этапа эксперимента у детей среднего дошкольного возраста преимущественно отмечено избирательное отношение к сверстникам, трудности в определении положительных качеств, умений и поступков у сверстников, оказание помощи сверстнику только в случае, если об этом его просит взрослый.
В решении коррекционно-развивающих задач по формированию позитивных межличностных отношений к сверстникам у детей среднего дошкольного возраста нами были выбраны подвижные игры. Они помогают закрепить знания и умения доброжелательного общения, воспитывают «культуру межличностных отношений дошкольников» (термин С. В. Кахнович [5; 7; 8; 10; 11]), помогают сформировать у детей навыки совместной деятельности, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать.
По результатам контрольного этапа исследования для детей среднего дошкольного возраста было характерно: позитивное отношение к сверстникам, их принятие, расположение, способность видеть и ценить в сверстниках различные позитивные качества, умения и поступки, готовность и проявление опыта дружелюбия по отношению к сверстникам. Отмечены выявленные достоверные различия между дошкольниками до и после обучающего эксперимента по выделенным критериям: эмоциональный компонент (при p≤0,01), когнитивный компонент (при p≤0,01), поведенческий компонент (при p≤0,01) и по общему уровню развития доброжелательных отношений со сверстниками (при p≤0,01).
Полученные результаты свидетельствуют об эффективности применения подвижных игр в формировании опыта доброжелательного отношения к сверстникам у детей среднего дошкольного возраста.
Межличностная сфера ребенка проявляется через его поведение, общение, коммуникативные способности, межличностные отношения, которые зависят от внешней стороны личности или эмоционального отношения к другим людям, а также от внутреннего мира ребенка: его эмоций, чувств, потребностей, мотивов, привычек, интеллекта, задатков, способностей и направленности. Скрытой стороной личности является его отношение к окружающим людям, которое проявляется через эмоции, чувства, потребности и мотивы поведения, либо положительные, либо отрицательные. Поэтому коррекция межличностной сферы ребенка должна охватывать как внешние стороны личности ребенка, так и его внутренний мир, который в большей степени подлежит не изменению, а изучению. Воспитание у детей среднего дошкольного возраста доброжелательного отношения к сверстникам средствами подвижных игр в условиях поликультурного воспитания позволяет сделать акцент на ценностном отношении к личности другого человека с учетом его этнической и конфессиональной принадлежности.
Список использованных источников
Бромлей, Ю. В. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза / Ю. В. Бромлей.
М.: Наука, 1983.
432 с.
Буре, Р. С. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников: учеб. пособие / Р. С. Буре.
М. : Просвещение, 2009.
141 с
Джуринский, А. Н. История педагогики : учебное пособие / А. Н. Джуринский. – М.:Владосс, 2000. – 432 с.
Закон об образовании
[Электронный ресурс] – Режим доступа:
1sentyabrya.ru
›
[18.04.2016].
Кахнович С. В. Формирование основ культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительному искусству / С. В. Кахнович. – Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – 236 с.
Кахнович С. В.
Социокультурный подход к эстетическому воспитанию дошкольников на материале ознакомления с творчеством Ф. В. Сычкова / С. В. Кахнович // Начальная школа плюс До и После.
2013.
№ 12. – С. 68 – 71.
Кахнович, С. В. Основные интерактивные принципы педагогической технологии формирования культуры межличностных отношений у дошкольников в художественно-творческой деятельности / С. В. Кахнович // Гуманитарные науки и образование. – 2012.
–№ 4 (12).
С. 26
29.
Кахнович, С. В. Подготовка будущих педагогов к формированию у дошкольников основ культуры межличностных отношений / С. В. Кахнович // Начальная школа плюс До и После.
2011.
№ 6.
С. 69
73.
Кахнович С. В. О том, как мы знакомим детей с творчеством мордовского скульптора С. Д. Эрьзи (для работы со старшими дошкольниками) / С. В. Кахнович // Дошкольное воспитание.
2011.
№ 6. – С. 80 – 87.
Кахнович С. В. Сотрудничество и общение дошкольников в изобразительной деятельности / С. В. Кахнович // Начальная школа плюс До и После.
2010.
№ 7.
С. 79
83.
Кахнович С. В. Сотрудничество и общение дошкольников в изобразительной деятельности / С. В. Кахнович // Начальная школа плюс До и После.
2010.
№ 8.
С. 88
91.
Коджаспирова, Г. М. Поликультурная подготовка учителя начальных классов / Г. М. Кождаспирова // Образование и воспитание младших школьников в условиях поликультурного региона / Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Образование и воспитание младших школьников в условиях поликультурного региона» 22-23 сентября 2011г.: [материалы] // редкол. И. Г. Рябова (отв. ред.) [и др.]; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2012. – С. 4 – 7.
Коломинский, Я. Л. Учителю о психологии детей : книга для учителя / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. – М.: Просвещение, 2000. – 190 с.
Семашко, М. А.
Развитие термина «толерантность» в гуманитарных науках
/M. A. Семашко// Электронный научно
-педагогический журнал, 2007.
[Электронный
ресурс] – Режим доступа:
http://ru.wikipedia.org/wiki/
[18.04.2016].
Семенова, Т. А. Подвижная игра как средство подготовки ребенка-дошкольника к жизни / Т. А. Семенова // Педагогика и психология. – 2015.– № 4. – С. 24-28.
Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 160 с.
Супрунова, Л. Л. Основы поликультурного образования в современной школе: методические рекомендации для учителя / Л. Л. Супрунова, Ю. С. Свиридченко.
Пятигорск: ПГЛУ, 2010. – 144 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : приказ МОиН РФ от 17 ноября 2013 г. № 1155 // Российская газета. – 2015. – № 6241. – С. 66
–
84.