«Воспитание доброжелательных взаимоотношений у детей дошкольного возраста». | Якупова Татьяна Феоктистовна. Работа №338496
«Воспитание доброжелательных взаимоотношений у детей дошкольного возраста».
В этом учебном году к нам в группу пришли трехлетние дети. Многие из них детский сад не посещали, и наша задача была, как можно безопаснее, мягче, теплее провести адаптационный период. Три года - это возраст, когда зарождается личность с собственным взглядом и пониманием. Все больший интерес приобретает для малыша сверстник, который постепенно становится партнером в игре, в общении. И именно здесь возникают трудности и конфликты между детьми. Они не умеют делиться игрушками, не умеют договариваться и общаться друг с другом.
«Что значит уметь дружить? Кто такой друг?» - дети еще не знают этих понятий. Для этого мы использовали различные методы и приемы, проект, беседы, игры, основу которых составили принципы взаимодействия ребенка с окружающим миром, сотрудничества детей и взрослых.
Чтобы дети себя чувствовали в детском саду в безопасности, комфортно, научились доверять воспитателям и сверстникам, как можно меньше конфликтовали друг с другом, мы поставили перед собой задачу: создать безопасную эмоциональную среду пребывания ребенка в нашей группе.
Для этого мы разработали и реализовали проект «Дружба». Дети нашей группы еще не знают, что такое дружба, что значит быть друзьями. Начать работу мы решили сначала с дружбы между детьми и воспитателями, между детьми, детьми и родителями, между родителями и воспитателями.
Участниками проекта были дети, родители, воспитатели и специалисты детского сада. Работа по проекту была интересной, творческой. Для начала мы вместе с детьми посмотрели мультфильм про кота Леопольда, после которого любимой фразой детей стали слова: «Ребята, давайте жить дружно!».
После чтения произведений художественной литературы «Разве так играют», «Как собака друзей искала», «Вместе тесно, а врозь скучно», были проведены беседы, где дети учились оценивать поступки героев. Во время индивидуальных бесед «Кого бы из сказочных героев ты выбрал себе в друзья?», дети объясняли, что зайчика они выбрали, потому, что он хороший, добрый, а петушка, потому что он смелый. Мы старались, чтобы дети чаще употребляли слова «настоящий друг», обращали внимание на тех детей, кто оказывал помощь сверстнику, помогали понять смысл пословицы: «Нет друга - ищи, нашел - береги». Рассматривание картин из серии «Мы играем» помогло детям строить постройки, не ломая, играть дружно.
Под руководством музыкального руководителя на занятии малыши выучили песню: «Мы друзья, ты и я», которую впоследствии с удовольствием пели в группе.
Традицией в группе стал «Круг общения» с использованием «клубочка дружбы». Дети, передавая клубочек, учились называть друг друга ласковыми именами - Яночка, Настенька, Данилушка, рассказывали, как ласково называют их родители, какие у кого любимые игрушки.
Мы научили детей, что если они ссорятся, то они садятся на особый диванчик в уголке «Дружбы», и мирятся. Уголок «Дружбы» для этого мы оформили двумя сердечками.
Дети сделали коллективную аппликацию «Мы друг другу улыбаемся», глядя на которую всегда хочется улыбнуться и детям, и взрослым.
Чтобы научить детей мириться, прощать обиды родители помогли нам сделать специальные атрибуты: сшили красивый мирительный коврик, на который дети встают ногами , обнимаются, просят прощения друг у друга и мирятся; мягкие красные бархатные варежки. С помощью такой варежки проходит любая боль и обида. Можно ей погладить и все пройдет. Еще сделали коробочку «Мирилка», с помощью которой происходят мирительные чудеса. Дети засовывают руки с двух сторон в рукав, берутся мизинчиками друг за друга, при этом проговаривают мирилку вслух.
В первые дни пребывания в детском саду, для комфортного и спокойного сна, дети приносили из дома сонные игрушки. С помощью их тревожное состояние не возникало, дневной сон для них был спокойным и продолжительным.
Нас всегда волновали вопросы: «Как найти путь к сердцу родителей?». Как сделать воспитание детей нашим общим делом, чтобы родители прислушивались к нашим рекомендациям, чтобы хотели узнать, чем был занят ребенок в детском саду, какие чувства испытывал, что нового узнал, как проявил себя. Постоянная доброжелательность и заинтересованность в сотрудничестве с родителями помогли нам в этом.
Для начала мы предложили родителям, ответить на вопросы:
-Что такое дружба?
-Есть ли у вас друзья?
-Хотели бы вы, чтоб у вашего ребенка был друг?
-Какие вы знаете поговорки и пословицы о дружбе?
Для ответов сделали «Сундучок вопросов и ответов». Родители охотно приняли участие в опросе.
Вот некоторые ответы: «Дружба - это когда люди хотят общаться друг с другом», «Друзьям доверяют самое сокровенное, помогают друг другу».
Ещё для родителей мы провели анкетирование. Из анкеты мы узнали о характере ребенка, его интересах, предпочтениях в играх, еде, его умениях и навыках.
Участие в проекте подвигло родителей к проявлению интереса к жизни детей в группе. Своими силами они подготовили и показали кукольный спектакль для малышей «Друзья познаются в беде». Разучивали стихи и пословицы о дружбе, которые мы предлагали им. Охотно брали домой папки передвижки с материалом о дружбе, а когда возвращали, задавали вопросы о своем ребенке, о том, как играет, общается, дружит, обсуждали с нами прочитанное.
Поддержать интерес родителей к групповой жизни ребенка помогали фотоматериалы «Хорошо у нас в саду», «Неразлучные друзья - взрослые и дети!».
Дети сделали газету, которую мы назвали «Полянка дружбы», нарисованную с помощью ладошек.
Итогом проекта стал «Круглый стол за чашкой чая». Для его проведения столы и стулья были поставлены в виде корабля, на котором мы все отправились в плавание по душевному «Морю Дружбы». Весь вечер прошел под флагом хорошего настроения, в теплой, дружеской обстановке. Родители делились своими воспоминаниями из детства. Смогли блеснуть и своей эрудицией, называя и объясняя смысл пословицы «Старый друг - лучше новых двух», прочесть стихи. А дети с радостью спеть песню «Мы друзья», рассказать об уголке дружбы, и о том, как можно мириться.
В итоге совместными усилиями родителей был выработан список самых важных качеств настоящего друга, среди них: взаимовыручка, доверие, взаимоуважение, поддержка друг друга, взаимопонимание.
Родители - это пример для малышей. Если взрослые мамы и папы делят между собой все трудности и радости, всегда готовы прийти на помощь другим, проявить пример чуткого отношения к людям, то создаются необходимые условия для того, чтобы ребенок подражал их взаимоотношениям.
В результате проекта дети легко и быстро адаптировались , подружились между собой. Стали чувствовать себя уверенно, комфортно и безопасно в группе. Узнали значение слова дружба, кто такой друг, стали понимать, что значит жить дружно. Охотно оказывали друг другу посильную помощь.
Наши воспитанники растут внимательными, чуткими, заботливыми к окружающим.
МДОУ № 15 «Ручеек»
воспитатель
Якупова Татьяна Феоктистовна
«Воспитание доброжелательных взаимоотношений у детей младшего дошкольного возраста».
В этом учебном году к нам в группу пришли трехлетние дети. Многие из них детский сад не посещали, и наша задача была, как можно безопаснее, мягче, теплее провести адаптационный период. Три года - это возраст, когда зарождается личность с собственным взглядом и пониманием. Все больший интерес приобретает для малыша сверстник, который постепенно становится партнером в игре, в общении. И именно здесь возникают трудности и конфликты между детьми. Они не умеют делиться игрушками, не умеют договариваться и общаться друг с другом.
«Что значит уметь дружить? Кто такой друг?» - дети еще не знают этих понятий. Для этого мы использовали различные методы и приемы, проект, беседы, игры, основу которых составили принципы взаимодействия ребенка с окружающим миром, сотрудничества детей и взрослых.
Чтобы дети себя чувствовали в детском саду в безопасности, комфортно, научились доверять воспитателям и сверстникам, как можно меньше конфликтовали друг с другом, мы поставили перед собой задачу: создать безопасную эмоциональную среду пребывания ребенка в нашей группе.
Для этого мы разработали и реализовали проект «Дружба». Дети нашей группы еще не знают, что такое дружба, что значит быть друзьями. Начать работу мы решили сначала с дружбы между детьми и воспитателями, между детьми, детьми и родителями, между родителями и воспитателями.
Участниками проекта были дети, родители, воспитатели и специалисты детского сада. Работа по проекту была интересной, творческой. Для начала мы вместе с детьми посмотрели мультфильм про кота Леопольда, после которого любимой фразой детей стали слова: «Ребята, давайте жить дружно!».
После чтения произведений художественной литературы «Разве так играют», «Как собака друзей искала», «Вместе тесно, а врозь скучно», были проведены беседы, где дети учились оценивать поступки героев. Во время индивидуальных бесед «Кого бы из сказочных героев ты выбрал себе в друзья?», дети объясняли, что зайчика они выбрали, потому, что он хороший, добрый, а петушка, потому что он смелый. Мы старались, чтобы дети чаще употребляли слова «настоящий друг», обращали внимание на тех детей, кто оказывал помощь сверстнику, помогали понять смысл пословицы: «Нет друга - ищи, нашел - береги». Рассматривание картин из серии «Мы играем» помогло детям строить постройки, не ломая, играть дружно.
Под руководством музыкального руководителя на занятии малыши выучили песню: «Мы друзья, ты и я», которую впоследствии с удовольствием пели в группе.
Традицией в группе стал «Круг общения» с использованием «клубочка дружбы». Дети, передавая клубочек, учились называть друг друга ласковыми именами - Яночка, Настенька, Данилушка, рассказывали, как ласково называют их родители, какие у кого любимые игрушки.
Мы научили детей, что если они ссорятся, то они садятся на особый диванчик в уголке «Дружбы», и мирятся. Уголок «Дружбы» для этого мы оформили двумя сердечками.
Дети сделали коллективную аппликацию «Мы друг другу улыбаемся», глядя на которую всегда хочется улыбнуться и детям, и взрослым.
Чтобы научить детей мириться, прощать обиды родители помогли нам сделать специальные атрибуты: сшили красивый мирительный коврик, на который дети встают ногами , обнимаются, просят прощения друг у друга и мирятся; мягкие красные бархатные варежки. С помощью такой варежки проходит любая боль и обида. Можно ей погладить и все пройдет. Еще сделали коробочку «Мирилка», с помощью которой происходят мирительные чудеса. Дети засовывают руки с двух сторон в рукав, берутся мизинчиками друг за друга, при этом проговаривают мирилку вслух.
В первые дни пребывания в детском саду, для комфортного и спокойного сна, дети приносили из дома сонные игрушки. С помощью их тревожное состояние не возникало, дневной сон для них был спокойным и продолжительным.
Нас всегда волновали вопросы: «Как найти путь к сердцу родителей?». Как сделать воспитание детей нашим общим делом, чтобы родители прислушивались к нашим рекомендациям, чтобы хотели узнать, чем был занят ребенок в детском саду, какие чувства испытывал, что нового узнал, как проявил себя. Постоянная доброжелательность и заинтересованность в сотрудничестве с родителями помогли нам в этом.
Для начала мы предложили родителям, ответить на вопросы:
-Что такое дружба?
-Есть ли у вас друзья?
-Хотели бы вы, чтоб у вашего ребенка был друг?
-Какие вы знаете поговорки и пословицы о дружбе?
Для ответов сделали «Сундучок вопросов и ответов». Родители охотно приняли участие в опросе.
Вот некоторые ответы: «Дружба - это когда люди хотят общаться друг с другом», «Друзьям доверяют самое сокровенное, помогают друг другу».
Ещё для родителей мы провели анкетирование. Из анкеты мы узнали о характере ребенка, его интересах, предпочтениях в играх, еде, его умениях и навыках.
Участие в проекте подвигло родителей к проявлению интереса к жизни детей в группе. Своими силами они подготовили и показали кукольный спектакль для малышей «Друзья познаются в беде». Разучивали стихи и пословицы о дружбе, которые мы предлагали им. Охотно брали домой папки передвижки с материалом о дружбе, а когда возвращали, задавали вопросы о своем ребенке, о том, как играет, общается, дружит, обсуждали с нами прочитанное.
Поддержать интерес родителей к групповой жизни ребенка помогали фотоматериалы «Хорошо у нас в саду», «Неразлучные друзья - взрослые и дети!».
Дети сделали газету, которую мы назвали «Полянка дружбы», нарисованную с помощью ладошек.
Итогом проекта стал «Круглый стол за чашкой чая». Для его проведения столы и стулья были поставлены в виде корабля, на котором мы все отправились в плавание по душевному «Морю Дружбы». Весь вечер прошел под флагом хорошего настроения, в теплой, дружеской обстановке. Родители делились своими воспоминаниями из детства. Смогли блеснуть и своей эрудицией, называя и объясняя смысл пословицы «Старый друг - лучше новых двух», прочесть стихи. А дети с радостью спеть песню «Мы друзья», рассказать об уголке дружбы, и о том, как можно мириться.
В итоге совместными усилиями родителей был выработан список самых важных качеств настоящего друга, среди них: взаимовыручка, доверие, взаимоуважение, поддержка друг друга, взаимопонимание.
Родители - это пример для малышей. Если взрослые мамы и папы делят между собой все трудности и радости, всегда готовы прийти на помощь другим, проявить пример чуткого отношения к людям, то создаются необходимые условия для того, чтобы ребенок подражал их взаимоотношениям.
В результате проекта дети легко и быстро адаптировались , подружились между собой. Стали чувствовать себя уверенно, комфортно и безопасно в группе. Узнали значение слова дружба, кто такой друг, стали понимать, что значит жить дружно. Охотно оказывали друг другу посильную помощь.
Наши воспитанники растут внимательными, чуткими, заботливыми к окружающим.