Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Воспитание экологической культуры через уроки географии | Мельникова Нина Сергеевна. Работа №344937

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматриваются способы воспитания экологической культуры учащихся на уроках географии. Подчеркивается важность формирования у школьников ответственного отношения к окружающей среде и осознания глобальных экологических проблем. Описываются методы и подходы, направленные на развитие экологического сознания через изучение природных явлений, человеческой деятельности и ее воздействия на природу. Особое внимание уделено роли учителя географии в интеграции экологических знаний в образовательный процесс.

Ключевые слова: экологическая культура, уроки географии, экологическое воспитание, окружающая среда, природоохранная деятельность, устойчивое развитие, экология.

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ УРОКИ ГЕОГРАФИИ

 

Мельникова Нина Сергеевна, учитель географии

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 284 городского округа закрытое административно-территориальное образование город Островной Мурманской области»

 

Аннотация: В статье рассматриваются способы воспитания экологической культуры учащихся на уроках географии. Подчеркивается важность формирования у школьников ответственного отношения к окружающей среде и осознания глобальных экологических проблем. Описываются методы и подходы, направленные на развитие экологического сознания через изучение природных явлений, человеческой деятельности и ее воздействия на природу. Особое внимание уделено роли учителя географии в интеграции экологических знаний в образовательный процесс.

Ключевые слова: экологическая культура, уроки географии, экологическое воспитание, окружающая среда, природоохранная деятельность, устойчивое развитие, экология.

 

Современная ситуация в мире требует от подрастающего поколения не только базовых знаний о природе, но и осознанного отношения к сохранению окружающей среды. В условиях экологических кризисов, вызванных интенсивной хозяйственной деятельностью человека, важно воспитывать у школьников экологическую культуру, которая станет основой для принятия ими решений в будущем. Уроки географии играют в этом процессе ключевую роль, поскольку именно география изучает как природные процессы, так и влияние человека на природу.

Экологическая культура включает в себя систему знаний, ценностей и практических навыков, которые помогают человеку взаимодействовать с природой на основе принципов устойчивого развития. Это осознание того, что ресурсы планеты ограничены, что экологические проблемы касаются каждого, и что каждый человек способен внести свой вклад в решение этих проблем. Воспитание экологической культуры — это не разовый процесс, а систематическая работа, в которой учитель географии играет одну из ведущих ролей.

На уроках географии учащиеся имеют возможность глубже осознать, как природные процессы и человеческая деятельность взаимосвязаны. Например, при изучении темы изменения климата школьники могут узнать о глобальных последствиях парникового эффекта, таяния ледников и повышения уровня мирового океана. Эти знания позволяют учащимся осознать, как повседневная жизнь людей в разных частях планеты влияет на глобальные экологические процессы. Учитель может провести параллели между действиями человека (промышленностью, сельским хозяйством, транспортом) и изменениями в окружающей среде, что помогает сформировать у школьников ответственное отношение к своим поступкам и их возможным последствиям.

Использование наглядных примеров и мультимедийных материалов на уроках географии способствует более глубокому пониманию экологических проблем. Видеоматериалы, демонстрирующие последствия загрязнения окружающей среды, вырубки лесов или неправильного использования природных ресурсов, оказывают сильное эмоциональное воздействие и помогают школьникам осознать значимость бережного отношения к природе. Такие средства обучения дают учащимся возможность увидеть реальные примеры разрушительных последствий человеческой деятельности, что является важным шагом к формированию экологического сознания.

Для воспитания экологической культуры важно также использовать проектную деятельность, которая позволяет учащимся активно включаться в процесс исследования и решения экологических проблем. Например, учащиеся могут разработать проекты, связанные с защитой окружающей среды в их местном сообществе: исследовать качество воды в близлежащих водоемах, проводить мониторинг загрязнения воздуха или разрабатывать планы по снижению использования пластика в школьной среде. Проектная работа позволяет школьникам применять знания на практике, осознавать свою роль в решении экологических проблем и формировать навыки, необходимые для сохранения природы.

Интеграция тем, связанных с экологией, в школьную программу по географии может быть организована через изучение глобальных экологических проблем. Темы, такие как истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, потеря биоразнообразия и изменение климата, дают возможность учащимся не только ознакомиться с проблематикой, но и задуматься о том, как они могут повлиять на ее решение. Учитель может использовать подходы, ориентированные на решение проблем, когда учащиеся анализируют информацию, ищут причины и последствия экологических кризисов, а затем предлагают пути их решения. Это способствует развитию у школьников аналитических и критических навыков, необходимых для формирования экологического сознания.

Одним из важных методов воспитания экологической культуры является использование межпредметных связей. География тесно связана с биологией, физикой и экономикой, и в этом контексте экологические проблемы можно рассматривать через призму различных дисциплин. Например, при изучении экосистем учащиеся могут изучать не только их структуру и функции, но и то, как деятельность человека влияет на экосистемы. Взаимодействие с такими науками помогает школьникам осознать комплексность экологических проблем и необходимость системного подхода к их решению.

Особое внимание на уроках географии следует уделять формированию ценностного отношения к природе. Это можно делать через обсуждение успешных примеров природоохранных инициатив, таких как восстановление лесов, очистка загрязненных рек или успешные проекты по защите редких видов животных. Важно показывать учащимся, что каждый человек может внести свой вклад в сохранение природы, и что коллективные усилия могут привести к положительным изменениям. Такие примеры вдохновляют школьников на участие в природоохранной деятельности и формируют у них понимание необходимости бережного отношения к природным ресурсам.

Для развития экологической культуры важно вовлекать школьников в практическую деятельность. Учитель может организовать экологические акции, такие как сбор мусора, высадка деревьев или проведение экологических субботников. Такие мероприятия помогают не только укрепить знания учащихся об экологии, но и развить у них навыки коллективной работы и ответственности за окружающую среду. Важно, чтобы школьники чувствовали, что их действия могут влиять на состояние природы, и что даже небольшие усилия могут привести к значимым результатам.

Таким образом, воспитание экологической культуры на уроках географии — это комплексная задача, требующая от учителя использования разнообразных педагогических методов. Через изучение глобальных и локальных экологических проблем, использование мультимедийных ресурсов, проектной деятельности и практических акций, учащиеся получают не только знания, но и формируют ценности и навыки, необходимые для ответственного отношения к природе. Важнейшей задачей учителя географии становится интеграция экологических вопросов в учебный процесс, что позволяет подготовить школьников к жизни в условиях глобальных экологических вызовов и способствует формированию у них активной жизненной позиции, направленной на сохранение окружающей среды.

 

Список литературы

 

Везеничева

А.А., Константинова Т.В. Возможности урока географии в формировании экологической культуры // МНКО. 2019. №2 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-uroka-geografii-v-formirovanii-ekologicheskoy-kultury (дата обращения: 24.09.2024).

Ковзик

Н.А. Возможности курса географии средней школы в формировании экологических знаний учащихся // Вестник ПГУ им. Шолом-Алейхема. 2

017. №3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-kursa-geografii-sredney-shkoly-v-formirovanii-ekologicheskih-znaniy-uchaschihsya (дата обращения: 24.09.2024).

Табалдиева

Ч.Б. Формирование экологической культуры школьников на уроках географии // Вестник науки и образования. 2017. №3 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekologicheskoy-kultury-shkolnikov-na-urokah-geografii (дата обращения: 24.09.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×