Воспитание элементарного чувства времени у детей с РАС | Наталья Валерьевна Догушева. Работа №298604
Автор: Наталья Валерьевна Догушева
Для улучшения пространственно-временной ориентации аутичного ребенка необходима терпеливая работа тьютора и семьи, которая является важным звеном в достижении положительных результатов обучения и развития сопровождаемого ребенка. Тьютор выступает не только в роли посредника и инициатора между школой и семьей, но непосредственно обучает родителей правильным подходам в развитии и обучении ребенка, помогает им осознать проблемы и особенности развития ребенка, принять их и помочь ребенку в дальнейшем развитии. Здесь представлены формы работы с семьей, воспитывающих детей с аутизмом, которые помогают воспитать элементарное чувство времени.
Воспитание элементарного чувства времени и альтернативной коммуникации у детей с РАС в образовательном процессе и семье.
Догушева Н.В., учитель-логопед, тьютор
Сызранский филиал
ГБОУ школы – интерната № 2
г.о.Жигулёвск
Тьютор - новая для отечественного образования фигура. Хотя своими корнями тьюторство как метод образовательной помощи уходит еще в период развития Древнегреческого государства. Главной целью тьюторства в Древней Греции было передать знания учащимся, чтобы помочь последним получить навыки в определенной предметной области. Как показывает время, данная цель остается актуальной и в настоящее время.
Тьютор прежде всего это наставник, помощник. Это специалист, который исследует интересы и создает среду для развития ребенка. Он ориентируется не на потребности учебной программы или образовательного стандарта, а на потребности учащегося. При этом тьютор старается привести его познавательные запросы в гармонию с интересами и возможностями семьи.
В настоящее время я как тьютор сопровождаю троих обучающихся с РАС.
В своем докладе хочу поделиться опытом работы с семьей, накопленным нашим учреждением за 4 года, на примере воспитания элементарного чувства времени и альтернативной коммуникации у детей с РАС.
Для аутичных детей свойственно отставание в развитии речи. Этот недостаток они даже и не пытаются компенсировать жестами, мимикой. Если особых отклонений в развитии речи нет, ребенок все равно не использует ее в полной мере как средство коммуникации, ему трудно поддерживать разговор с другими людьми. Часто присутствуют эхолалии (бессмысленные, необдуманные повторения услышанных фраз). Отсутствует местоимение "Я". Они говорят о себе во 2-м или в 3-м лице, как делают это окружающие по отношению к ним. Аутичные дети, как правило, ни к кому не обращаются с прямыми вопросами, уклоняются от прямых ответов на вопросы, обращенные к ним (часто они их даже не слышат). Не воспринимая своего "Я", не чувствуя своего тела, его границ, дети с нарушением общения испытывают и определенные трудности в восприятии времени, им сложно «почувствовать» временной интервал. Само по себе время является абстрактной идеей. Чтобы помочь ребенку понять, что такое время, нам нужно сделать для него эту концепцию конкретной, ощутимой и наглядной. Для улучшения пространственно-временной ориентации аутичного ребенка необходима терпеливая работа тьютора и семьи, которая является важным звеном в достижении положительных результатов обучения и развития сопровождаемого ребенка.
В своей работе мы используем следующие формы работы с семьей, помогающие детям с аутизмом в развитии элементарного чувства времени.
1. Индивидуальное консультирование и беседы. На начальном этапе работы происходит сбор и обработка информации об имеющихся знаниях, навыках, сформированных у ребенка. Данную информацию в первую очередь тьютор получает из беседы с родителями и в результате диагностического наблюдения за ребенком. На консультациях я говорю с родителями не только о конкретных проблемах и возможностях ребенка, но и о путях решения проблемы, о создании в домашних условиях коррекционно – развивающей среды, намечаем план работы.
В нашем образовательном учреждении важную роль в процессе сопровождения семьи осуществляет «Семейная служба», которая включает в себя специалистов: социальный педагог, психолог, логопед, дефектолог. Сотрудники семейной службы проводят индивидуальные консультации, педагогические лектории, мастер-классы, в основу тематик положены в том числе и запросы родителей. На данном этапе тьютор выступает не только в роли посредника и инициатора между школой и семьей, но и непосредственно обучает родителей правильным подходам в развитии и обучении ребенка, помогает им осознать проблемы и особенности развития ребенка, принять их и помочь ему в дальнейшем развитии.
2. Мастер – классы. Цель данной формы работы показать наглядно родителям, как взаимодействовать с ребенком по воспитанию элементарного чувства времени в домашних условиях, тем самым закрепляя полученные знания в образовательном учреждении. Происходит обучение детей и родителей использованию средств альтернативной коммуникации.
(Слайд7) На мастер – классах проработали следующие темы:
Мое восприятие времени.
Цель -формирование способности определять промежуток времени.
Что я знаю о сутках.
Цель - уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.
Три веселые подружки: вчера, сегодня, завтра.
Цель - определение уровня умения детей ориентироваться во времени, закрепление представлений о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра».
Госпожа неделя.
Цель - определение уровня умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий и последовательности дней недели
3. Совместные детско- родительские занятия. Цель этих занятий отработка родителями техник, полученных на мастер – классе. Занятия в такой группе дают возможность родителям овладеть способами обучения ребенка новым навыкам. Это необходимо для того, чтобы приобретенные навыки в школе по воспитанию элементарного чувства времени использовались ребенком в повседневной жизни.
4. Серия групповых детско- родительских занятий. Цель: организовать обратную связь по выполнению задания и повышение психолого-педагогических знаний у родителей. На занятия приглашаются две семьи, на которой идет взаимодействие между всеми участниками группы. Работа в такой группе позволяет почувствовать родителям, что они не одиноки в решении своих проблем, дает возможность с помощью специалиста эмоционально и позитивно контактировать со своим и с другим ребенком в игровой форме. Нами подобрана серия занятий по воспитанию чувства времени.
1) Песочные часы. Эти часы вы можете использовать каждый раз, когда речь идет о коротких задачах или если ребенку нужно подождать «1 минуту». Используйте песочные часы для таких дел как почистить зубы, повесить пальто или убрать что-то на место. Когда песок вышел, то вышло и время.
2)Визуальное расписание. Есть множество причин, по которым визуальные расписания составленные с использованием символов и картинок альтернативной коммуникации, очень помогают детям с аутизмом. Визуальные расписания отлично показывают течение времени за сутки. Составляем расписания на день, где картинки, обозначающие задачи и события в течение дня прикрепляются к расписанию «липучкой». Расписания также показывают ребенку, что произойдет в дальнейшем, а это, в свою очередь, уменьшает тревожность и делает окружающий мир более предсказуемым.
3) Когда событие или задача завершились, снимаем соответствующую картинку с расписания и помещаем ее в корзинку «сделано». Это покажет ребенку наглядно, что время вышло и задача закончена. Это позволяет ребенку лучше представлять, как его действия соотносятся с течением времени.
4) Календари. Это прекрасный способ учить ребенка смене дней, недель и месяцев, времен года.
5. Выход детей с родителями в социум с целью формирования пространственно- временных отношений. Родители начинают выполнять роль тьютора, что позволяет не только продолжать обучение детей вне стен школы, но и дает родителям возможность практиковаться в использовании новых форм взаимодействия с ребенком. По заданию тьютора родители выходят, например, в парк, по самостоятельно составленному календарю и расписанию. После проведенного задания родители делятся своими результатами, совместно делаем выводы о том, что получилось, а что нет, вносим корректировки, ставим новые задачи.
6. Родительский всеобуч. Цель: педагогическое просвещение родителей в вопросах обучения и воспитания детей с РАС. На этих занятиях также проводим позитивные минутки с использованием тренингов.
Тренинг -приветствие «Друг к другу».
Цель: создание позитивного настроения, обогащение сенсорного опыта, сплочение группы, развитие невербальных средств общения.
Педагог: «Нужно поздороваемся, но таким способом, который я вам назову. Начинаем: ладошка к ладошке; спинка к спинке; коленка к коленке; лобик к лобику; плечо к плечу; носик к носику; локоть к локтю; пальчик к пальчику; пятка к пятке; кулак к кулаку и крепкое объятие».
Тренинг - прощание «Ток»
Цель: объединение группы, создания «мы» чувства.
Сидящие по кругу участники и ведущий берутся за руки, плечевой пояс расслаблен, руки свободно висят. Ведущий или участник легко сжимает кисть одного из соседей (справа или слева), «передает ток», тот сжимает руку следующего участника и так далее, пока «ток» не вернется к тому, кто начал.
Тренинг "Поза Наполеона"
Цель: педагоги эмоционально раскрепощаются, настраиваются на работу.
Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: "Раз, два, три!", каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Ожидаемый результат: настрой на работу и взаимодействие.
Тренинг «Чувство времени»
Сядьте, посмотрите на часы и запомните время. Закройте глаза и дайте себе задание открыть их через 1 минуту. Не нужно считать в уме секунды или ставить таймер, слушать секундную стрелку у часов. Просто доверьтесь своему внутреннему чувству времени и откройте глаза, когда вам покажется, что минута закончилась. Не расстраивайтесь, если откроете глаза через 2 минуты или позже. Повторяйте упражнение до тех пор, пока не будете чувствовать 1 минуту. Со временем можно увеличить интервал до 5 минут. Это может вам не только обрести чувство времени, но и расслабиться во время работы.
На этом подводим итог, что тьютор не просто сопровождает образовательный процесс тьюторанта и его внеурочную жизнь в стенах учебного заведения, но и строит и реализует индивидуальную образовательную программу ребенка, координирует взаимосвязь участников образовательной деятельности (ребенок – родители – педагоги), а также сопровождает родителя как важного участника образовательного процесса ребенка. Использование совместных практик позволяет достигнуть положительных результатов в процессе обучения и социальной адаптации ребенка с РАС.