Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Воспитание гражданственности и патриотизма в современной школе | Бутковская Валерия Юрьевна. Работа №341498

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается актуальная тема воспитания гражданственности и патриотизма в современной школе. Статья анализирует современные методы и подходы к воспитанию патриотизма, такие как интеграция гражданско-патриотических тем в учебный процесс, использование проектной деятельности, проведение патриотических акций и мероприятий. Особое внимание уделяется роли учителей и родителей в формировании патриотического мировоззрения у школьников, а также значению межпредметных связей и воспитательной работы вне учебного процесса.

Ключевые слова: гражданственность, патриотизм, национальная идентичность, гражданско-патриотическое воспитание, проектная деятельность.

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

 

Бутковская Валерия Юрьевна, советник директора по воспитанию

ГБОУ «Школа № 4 Г. О Торез»

 

Аннотация. В статье рассматривается актуальная тема воспитания гражданственности и патриотизма в современной школе. Статья анализирует современные методы и подходы к воспитанию патриотизма, такие как интеграция гражданско-патриотических тем в учебный процесс, использование проектной деятельности, проведение патриотических акций и мероприятий. Особое внимание уделяется роли учителей и родителей в формировании патриотического мировоззрения у школьников, а также значению межпредметных связей и воспитательной работы вне учебного процесса.

Ключевые слова: гражданственность, патриотизм, национальная идентичность, гражданско-патриотическое воспитание, проектная деятельность.

 

Воспитание гражданственности и патриотизма — одна из ключевых задач современной школы. В условиях глобализации, когда влияние различных культур и идеологий усиливается, формирование у подрастающего поколения устойчивой национальной идентичности и чувства принадлежности к своей стране становится особенно важным. Школа, как институт социализации, играет в этом процессе ведущую роль, закладывая основы патриотического мировоззрения, уважения к истории и культуре своей Родины, а также активной гражданской позиции.

Патриотизм и гражданственность — это ценности, которые играют ключевую роль в формировании устойчивого общества. Гражданственность предполагает осознание своей роли в обществе, понимание прав и обязанностей, а также стремление активно участвовать в жизни своей страны. Патриотизм, в свою очередь, включает в себя любовь к Родине, гордость за её достижения, уважение к её культурным и историческим традициям.

Гражданственность способствует созданию устойчивого и сплоченного общества. Воспитание гражданственности в школе помогает ученикам осознать важность участия в жизни общества, ответственности за свои поступки и соблюдения норм и законов. Учащиеся, воспитанные в духе гражданственности, становятся активными и сознательными гражданами, которые готовы вносить свой вклад в развитие общества.

Патриотизм формирует у молодого поколения чувство принадлежности к своей стране, уважение к её культурным и историческим ценностям. Воспитание патриотизма помогает противостоять негативным влияниям глобализации и сохранить национальную идентичность. Важно, чтобы патриотизм в школе воспитывался на основе глубокого понимания истории и культуры своей страны, а не через формальные мероприятия.

Одним из эффективных методов воспитания гражданственности и патриотизма является интеграция соответствующих тем в учебный процесс. Например, изучение истории, литературы и обществознания может быть организовано таким образом, чтобы учащиеся не только получали знания, но и формировали патриотическое мировоззрение. Важно, чтобы учебные материалы были актуальными, а преподавание этих дисциплин способствовало развитию критического мышления и осознанию важности гражданских ценностей.

Проектная деятельность является хорошим инструментом воспитания гражданственности и патриотизма. Работая над проектами, направленными на изучение истории, культуры и социальных проблем своей страны, учащиеся не только углубляют свои знания, но и развивают чувство ответственности за судьбу своего общества. Например, проекты, связанные с исследованием истории родного края, участием в волонтерских акциях или экологических инициативах, способствуют формированию активной гражданской позиции.

Организация патриотических акций и мероприятий в школе — это важный элемент воспитания гражданственности и патриотизма. Такие мероприятия, как празднование государственных праздников, участие в памятных акциях, встречи с ветеранами и экскурсии по историческим местам, помогают ученикам осознать значимость исторических событий и почувствовать свою причастность к истории своей страны. Важно, чтобы эти мероприятия были не формальными, а имели глубокий воспитательный смысл и способствовали развитию у учащихся искренних чувств и убеждений.

Учитель является главным наставником и примером для учеников. Его задача — не только передавать знания, но и формировать у учащихся патриотические ценности и гражданскую ответственность. Для этого учителю необходимо владеть современными методиками воспитания, быть гибким и креативным, уметь мотивировать учеников на активное участие в учебной и общественной жизни. Важно, чтобы учитель сам был носителем тех ценностей, которые он стремится привить своим ученикам, и демонстрировал их через свои поступки и отношение к окружающим.

Родители играют не менее важную роль в воспитании гражданственности и патриотизма. В семье закладываются первые представления о Родине, культуре и истории. Родители должны поддерживать и развивать интерес своих детей к гражданским и патриотическим темам, участвовать в школьной жизни, обсуждать с детьми важные исторические и социальные события. Важно, чтобы семья и школа действовали в едином ключе, формируя у детей устойчивые патриотические убеждения.

В различных образовательных учреждениях России накоплен богатый опыт успешного воспитания гражданственности и патриотизма у школьников. Рассмотрим некоторые из этих практик.

Программа "Моя Родина — Россия" направлена на формирование у школьников чувства гордости за свою страну, уважения к её истории и культуре. В рамках программы проводятся уроки истории, литературы, культуры, а также различные мероприятия, направленные на изучение исторического наследия России. Учащиеся принимают участие в экскурсиях по местам боевой славы, встречах с ветеранами, конкурсах и фестивалях, посвященных культуре и традициям народов России.

Волонтерское движение "Добровольцы России" активно вовлекает школьников в общественно полезную деятельность, направленную на помощь нуждающимся и решение социальных проблем. Участие в волонтерских акциях помогает учащимся осознать важность гражданской активности, развивает у них чувство ответственности и патриотизма. В рамках движения проводятся акции по поддержке ветеранов, помощь детским домам, экологические мероприятия, что способствует воспитанию у школьников уважения к своему обществу и стране.

В заключение, воспитание гражданственности и патриотизма в современной школе является важнейшей задачей, от решения которой зависит будущее страны. Важно, чтобы школа активно использовала разнообразные методы и подходы, направленные на формирование у учащихся патриотических ценностей и гражданской ответственности. В этом процессе ключевую роль играют уч

 

Список литературы

Алексеева, Т. И. Гражданско-патриотическое воспитание школьников: теоретические основы и практическая реализация. — М.: Просвещение, 2021. — 320 с.

Беляева, Л. А. Методология воспитания патриотизма у учащихся в условиях современной школы. — СПб.: СпецЛит, 2019. — 278 с.

Головин, А. В. Воспитание патриотизма и гражданственности в школе: инновационные подходы. — Казань: Казанский федеральный университет, 2018. — 312 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×