«Воспитание гражданственности на уроках иностранного языка» | Григоренко Ирина Олеговна. Работа №338369
Статья посвящена методам и приёмам формирования гражданственности у учащихся на уроках иностранного языка. В статье рассматриваются принципы гражданственности, рассатриваются наиболее эффективные формы и методы воспитания гражданственности учащихся в процессе учебных занятий и во внеурочной деятельности(исследовательские задания, тематические вечера, написание рефератов ,эссе, докладов, защита проектов ,викторины ,составление словаря-справочника понятий,составление и решение кроссвордов и др. с использованием таких методов, как стимулирование, проблемно-поисковый и эвристический и др.) и дан фрагмент урока английского языка в 11 классе.
МБОУ города Ульяновска «Средняя школа № 22 с углубленным изучением иностранных языков имени Василия Тезетева
Григоренко Ирина Олеговна
учитель английского языка
«Воспитание гражданственности на уроках иностранного языка»
Гражданский воспитательный потенциал предмета «Иностранный язык» заключается в личностно образующем, социокультурном потенциаледанного предмета ,а также в выполнениикоммуникативно-практической и ценностно-ориентированной функцией.
Наиболее эффективные формы и методы воспитания гражданственности учащихся в процессе учебных занятий и во внеурочной деятельности(исследовательские задания, тематические вечера, написание рефератов ,эссе, докладов, защита проектов ,викторины ,составление словаря-справочника понятий,составление и решение кроссвордов и др. с использованием таких методов, как стимулирование, проблемно-поисковый и эвристический и др.)
На уроках иностранного языка учитель старается по возможности научить школьников выражать и отстаивать свою точку зрения, единству высказываний и поступков; проявлять учащимися интереса к изучаемой тематике ,к иноязычной культуре и стране изучаемого языка ;выражение подростками любви к своей Родине, потребность ее защищать,заинтересованности в делах государства и др.
Особое внимание уделяется учебным материалам ,тематика ,которых отражает вопросы о соблюдении здорового образа жизни ,профилактика вредных привычек-алкоголизма, наркомании; о проблемах невольного участия детей в военных конфликтах,терроризме,мировой экологии.В качествеосновного текстового материаладля изучения этих темподбирается и адаптируется к текстамучебных пособий различная дополнительная литература(книги, .статьи из газет и журналов).
Школьники проявляют постоянный интерес к учебным занятиям и внеклассным мероприятиям; бережно хранят и преумножают школьные традиции; проявляют большой интерес к культуресвоей страныи стран изучаемого языка;охотно участвуютв иноязычном общении;знают и умело используют свои права и обязанности;умеют работать в коллективе и руководить им,ответственно выполняют общественные поручения.
Процесс гуманизации будет проходить более успешно ,если гражданское воспитание школьников средствами иностранного языка рассматривается учителями данного предмета как один из важнейших компонентов ,составляющих цель обучения иностранному языку.
Фрагмент урока английского языка в 11 общеобразавательном классе(учебник «Spotlight»)
На доске -цитата «Всеобщая декларация о правах человекаВсе люди рождаются свободными и равноправными(ст.№1)
1.(Класс делится на 4 группы) Задание : обсудите в группе эту статью и ответь на вопросы -Что такое права человека? Для кого они придуманы? Почему они важны ? Что такое декларация о правах?(используются клише)(4 мин)
От каждой ргуппы по одному вопросу и по одному выступающему.
2.Откройте учебники на стр.58 упр.2прочитайте заголовки. Вопрос: О чем вы сейчас будете читать? ?Ответ: о правах человека в Америке.
Прочитайте текст и соедините заголовки с параграфами.
3.А теперь послушайте текст еще раз и переведите выделенные слова.
4.Групповая работа(группа по 6 чел)Самые простейшие права .прописанные в декларацмии-1 гр.
В Америке никто не имеет права на….-2 (мин)
5.Используйте активную лексику по теме- карточки на столе у каждой группы.Каждый член группы составляет высказывание и получает за это балл.
Напр.-1.Американцы имеют право следовать тойвере,которой он отдаетпредпочтение.
Или-2.Ни у кого нет права н наказывать кого бы то ни было без причины и суда и т.д.
Домашнее задание -подготовить презентацию и защитить ее на следующем уроке на тему «Права человека в России» или «Организации- защищающие права человека(где находится, что делает ,кого защищает, как туда вступить)
Литература:
1.Банникова Л.В.-материалы для проведения «Круглого стола»на английском языке по теме « Юные Граждане России .Наши права и обязанности». Журнал-Иностранные языки в школе №6 2003 гстр.72-74
2.БимИ.Л. –«Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам»-журнал «Иностранные языки в школе» №4 стр43-44 2004г.
3. «Гражданское образование -путь к демократическому обществу»-материалы межд.конференции-СПБ.,Издательство РГТТУ-1999г.-стр.127-129