Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Воспитание коллективиста как форма создания новых социальных отношений, как важнейшая задача школы в трактовке Н.К. Крупской и как принцип социального взаимодействия в современной педагогике. | Кутищева Татьяна Степановна. Работа №211852

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Кутищева Татьяна Степановна
Статья посвящена актуальной теме воспитания детского коллективизма, его влияния на становление личности ребенка.В статье дается анализ педагогических исследований, посвященных данной проблеме. Раскрываются стадии развития детского коллектива, социальные функции коллектива и его роль для реализации потенциала личности школьника.

Кутищева Татьяна Степановна

Забайкальский край, Борзинский район, город Борзя

учитель истории и обществознания

высшая квалификационная категория

МОУ СОШ № 15 г.Борзя

 

 

 

 

 

Воспитание коллективиста как форма создания новых социальных
отношений, как важнейшая задача школы в трактовке Н.К. Крупской и как
принцип социального взаимодействия в современной педагогике.

 

 

Аннотация

 

 

Статья посвящена актуальной проблеме воспитания детского коллективизма, его влияния на становление личности ребенка. В статье дается анализ педагогических исследований, посвященных данной проблеме. В статье раскрываются стадии развития детского коллектива, социальные функции коллектива и его роль для реализации потенциала личности школьника.

 

Ключевые слова: коллектив, коллективизм, воспитание, потребности, социализация, деятельность, факторы социализации.

 

Идея коллективизма возникла на самой ранней стадии развития человеческого общества, т.к. в этом появилась крайняя необходимость. Около трех миллионов лет назад появились первые предки человека, и с тех пор начался процесс развития и воспитания, который, как и все другие формы существования человека пробивался через животнообразные формы в условиях формирования социума. Переходу коллективного образа жизни к чувству коллективизма способствовал труд. Труд приводил в движение все естественные силы человека и постепенно люди поняли, что коллектив это единственно верный путь развития. В древних общинах совершенствовались коллективно-групповая хозяйственная деятельность.

Общая эволюция коллективной деятельности вела к увеличению и разнообразию пищевого рациона, улучшению общих условий жизни. Стали появляться постоянные стойбища, создавались более благоприятные условия роста численности детей, удлинения периода детства, сохранения жизни трудоспособных стариков. В заботе старших о подрастающем поколении происходят качественные изменения, воспитание детей становиться коллективным делом, а представители старшего поколения выступают в роли педагогов. Происходит зарождение самых примитивных форм воспитания, где главную роль играет окружающая ребенка социальная среда, в которой коллектив является основной формой жизни. Однако специально организованное воспитание в ранних периодах отсутствует.

Усложнение производства, разделение труда и выделение ремесел определили необходимость специализированного профессионального обучения. Начался процесс класообразования и концентрации имущества в собственности семьи. Она становиться достоянием семьи и тщательно охраняется. Семья ремесленника - мастера, становится центром профессионально-ремесленного ученичества. В этом случае размер коллектива сужается до семьи. Семейное воспитание детей в Древней Руси строилось на основе народно-педагогических традиций и находилось под общественным и даже государственным контролем. Так, в «Уставе князя Ярослава» предусматривалась ответственность родителей за подготовку детей к будущей жизни. Обучение грамоте осуществлялось в частных училищах, учителями были дьяки, грамотные ремесленники, отставные воины, торговцы. В таких школах дух коллективизма практически отсутствовал, дети собирались вместе для изучения грамоты, дети редко общались за пределами училищ.

В России проблеме коллективизма стали уделять пристальное внимание с начала 19 века (Макаренко, Сухомлинский, Луначарский, Крупская).

 

Надежда Константиновна Крупская являлась организатором культурного строительства в СССР, крупный государственный и партийный деятель. В своей деятельности Н.К.Крупская не раз возвращалась к вопросу о роли школы в воспитании подрастающего поколения. Она доказывала, что в новой школе должны удовлетворяться потребности социалистического государства. Она говорила, что в советской школе воспитание коллективизма должно быть соединено с воспитанием всесторонне развитого, дисциплинированного человека. Надежда Константиновна доказывала, что каждый предмет должен изучаться в школе в связи с другими предметами и с конкретной жизнью. Большую роль в формировании личности ребенка она отводила социальной среде. «Воспитывать,- писала она,- значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека»[3.стр.83].

Н. К. Крупская утверждала, что в новых социалистических условиях общественная среда и воспитание должны действовать в одном направлении. В школе, тесно связанной с жизнью, она видела «главное орудие воспитания». Она считала, что целью школы должно быть «воспитание всесторонне развитых людей, с сознательными и организованными общественными инстинктами, имеющих цельное продуманное мировоззрение, ясно понимающих, что происходит вокруг них в природе и в общественной жизни»[3, стр.11].

Н. К. Крупская полагала, что с самого раннего возраста дети должны воспитываться в духе коллективизма. «Наша воспитательная работа,- неоднократно подчеркивала Н. К. Крупская,— должна сочетать умение растить коллективиста и в то же время дать возможность в этой коллективной обстановке всесторонне развиться личности ребенка»[2.стр.10].

Надежда Константиновна одна из первых советских педагогов вскрыла решающую роль детского коллектива и разработала методику его организации.

Особая роль уделялась самоуправлению, задачей которого являлось, по словам Крупской, воспитание коллективиста- общественника. Она предполагала, что именно школьное самоуправление поможет научить детей коллективно строить новую жизнь. Важная роль отводилась общественно-полезной работе и трудовому воспитанию. Участие школьников в совместном труде вырабатывает у них сознательное отношение к работе, дисциплинированность, коллективизм и другие ценные нравственные качества

Она считала, что коллективные переживания детей, возникающие в процессе их совместной деятельности, оставляют след на всю жизнь. Эти коллективные переживания должны ассоциироваться у детей с рядом радостных эмоций. Большую роль в сплочении детского коллектива Н. К. Крупская придавала совместному пению песен, играм, а также коллективному труду ребят. Надежда Константиновна неоднократно подчеркивала, что воспитание в коллективе не приводит к обезличиванию детей; оно, напротив, содействует расцвету личности, так как каждый ребенок, участвуя в общем деле, получает возможность развить присущие ему способности.

Одной из важнейших сторон воспитания дошкольников Н. К. Крупская считала их умственное воспитание. Она говорила о необходимости расширять их кругозор в области познания природы и общественной жизни. Большое место в умственном воспитании дошкольников Н. К. Крупская отводила художественной литературе. Она полагала, что темы для рассказывания и чтения детям должны быть увязаны с их жизненным опытом и интересами, а само изложение - конкретным и образным.

Особого внимания в работах Крупской заслуживает система подготовки педагогических кадров, способных осуществлять успешное воспитание детей. Главное, чего стоит ждать от этой системы, - стимулирование стремления и развитие умений педагога осмыслять, анализировать, проектировать свою деятельность, осуществлять реализацию поставленных целей в совместной с детьми деятельности. При этом стоит специально учить педагогов не только методам организации индивидуальной деятельности детей, но и методам организации их социальной жизни.

Творчество Н.К.Крупской очень многогранно по своей тематике. Богатейшее педагогическое наследие Надежды Константиновны представляет собой цельную и стройную систему взглядов, единую по своему идейному содержанию. Какой бы частный педагогический вопрос Н К. Крупская ни затрагивала, она всегда связывала его с задачами строительства нового общества и политикой партии. Свою теоретическую работу в этой области она постоянно сочетала с непосредственным участием в деле просвещения народа, с большой организаторской работой в области народного образования. Это является одной из причин, почему выдвигаемые Надеждой Константиновной теоретические положения были всегда тесно связаны с жизнью, с практикой. Многие из них не потеряли значения и в наши дни.

Характеристика микрофакторов социализации показывает, что социализация детей, подростков, юношей происходит в большей мере в их взаимодействии с группами сверстников и старших ( будь то семья, соседство или различные организации).

Социальное воспитание происходит в группах – коллективах, погружение детей в поток коллективной жизни может быть различным. Идея воспитания в коллективе появилась очень давно и интенсивно разрабатывалась педагогами начиная с середины 19 в. Жизнь современного общества и его развитие выдвигают определенные проблемы социализации человека и его вхождение в меняющийся мир, и именно это, позволяет считать принцип коллективности одним из организационных оснований социального воспитания.

В современной трактовке принцип коллективности предполагает то, что социальное воспитание осуществляется в коллективах разного типа и дает растущему человеку опыт жизни в обществе и взаимодействии с окружающими. Жизнь коллектива можно рассматривать как открытую и автономную систему. Коллектив живет в определенной среде, взаимодействует с другими объединениями, в которые входят его члены, что определяет его открытость по отношению к окружающей действительности. Так же коллектив, будучи организационно оформленной общностью людей, может функционировать независимо от окружающей среды, что делает его относительно автономным.

В любом коллективе складываются две структуры отношений – формализованная и неформализованная. Формализованная структура коллектива создается его руководителями для того, чтобы организованно оформить коллектив для решения поставленных целей, обычно формализованная структура отражает деловые отношения управления, которые складываются между руководителями и остальными членами коллектива. Неформализованная структура коллектива отражает неофициальные отношения.

Жизнедеятельность коллектива – это процесс проигрывания социальной роли его членами. В процессе проигрывания роли члены накапливают социальный опыт, который служит ареной для социализации и самоутверждения, т.е.создает возможности для развития человека.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

StudFiles.net

preview

/4016718/

page

:25

Константинов Н.А. История педагогики / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева.- М.: Издательство академии педагогических наук, 1965. –С.379-391

Крупская Н.К. Педагогические сочинения в десяти томах. Т.2 Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР/Н.К.Крупская – М., 1958.-

C

.7-692

Крупская Н.К. Педагогические сочинения в десяти томах. Т.1 /Н.К.Крупская – М., 1958.

Крупская Н.К. О политическом образовании, трудовом воспитании и обучении / Ф.С. Озерская. - М.: Просвещение, 1982.

Крупская Н.К. Педагогические сочинения в десяти томах. Т.5 /Н.К.Крупская – М., 1958.-С.37-45

Studbooks.net>1872231…osnovy kollektivizma

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×