Воспитание культуры поведения учащихся начальных классов | Мой кабинет. Работа №349812
А.С. Макаренко говорил родителям: «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной».
Культура поведения тесно связана с общим развитием человека, его знаниями, мировоззрением. От внутренней культуры в значительной мере зависит культура внешняя.
Тема: Воспитание культуры поведения учащихся начальных классов.
А.С. Макаренко говорил родителям: «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной».
Культура поведения тесно связана с общим развитием человека, его знаниями, мировоззрением. От внутренней культуры в значительной мере зависит культура внешняя. Воспитание навыков и привычек культурного поведения начинается в семье. В воспитании культуры поведения значительное место занимают выработка навыков и привычек. У многих школьников заметно отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. Жизнь показывает, что некоторые школьники не умеют прилично себя вести: грубы со взрослыми, невежливы друг с другом, нарушают порядок в школе, на улице, в общественных местах.
Систематическая работа по воспитанию начинается с приходом детей в школу. Это необходимо, так как не во всех семьях родители являются образцом такой культуры. В начальной школе дети должны усвоить основы культуры поведения: знания правил, связанных с личной гигиеной, вежливостью и культурой речи, с поведением на улице и общественных местах. Дети должны усвоить формы вежливого отношения к близким людям, учителям, одноклассникам и незнакомым людям.
Начиная с первого класса я провожу четыре занятия в течении года. В конце года проводим обобщающее занятие по итогам работы.
Основные разделы
Примерные темы
Личная гигиена, аккуратность, опрятность
«Друзья Мойдодыра»
«Опрятность, аккуратность в одежде»
«Каждой вещи своё место»
Вежливость и культура речи
«Волшебные слова»
«Ты и твои вещи»
Вежливые слова и поступки»
Внимательность, обязательность
«Помни о других»
«Уважай своё время и время других»
«Правила, обязательные для всех»
Правила поведения на улице и в общественных местах
«Правила поведения на улице»
«Правила поведения в театре и в кино»
«Правила поведения в гостях»
Итоговые занятия
Работая над различными темами некоторые правила повторяются, но ситуация меняется и ребенку приходится применять одно и тоже правило в разных условиях. На подготовительном этапе выясняю, что известно детям по данной теме. Для проведения такого занятия подбираю материал, а ребятам даю задание (выучить стихотворение, приготовить инсценирование, сделать наглядное пособие). Занятие чаще всего начинаю с беседы, добиваясь правильных ответов. В беседе использую ситуации из жизни класса, наблюдений, из произведений. Постепенное расширение конкретных ситуаций, в которых применяются разные правила, позволяет сформировать определённые, привычные для ребёнка формы поведения. Эти разделы повторяются из класса в класс, содержание постепенно обогащается и расширяется. Работа будет успешной, если учитель удачно сочетает разъяснение правил с упражнениями в их выполнении. Занятия можно проводить в разнообразных формах. Одной из форм является беседа. Беседуя, учитель видит, что хорошо известно детям, а какие правила мало знакомы или вообще неизвестны. Интересны занятия детям в игровой форме. Разнообразие, занимательность форм работы- одно из главных условий того, чтобы дети с интересом относились к занятиям. Эту работу я делю на три этапа: подготовка, проведение и повседневная работа. При подготовке к таким занятиям важно привлекать родителей, которые помогают детям в инсценировании, разучивании стихов, приготовить костюм и т.д.
В первый класс ребята приходят с разными навыками и привычками. Это объясняется особенностями воспитания их в семье. Наша задача – добиться, чтобы все дети овладели необходимыми нормами культурного поведения.
Перед школой и семьёй стоит задача – воспитать детей всесторонне развитыми, сознательными , активными, добрыми и культурными людьми. Но без участия семьи этого не может быть, самые ранние впечатления ребёнка связаны с родителями: они влияют на детей своим поведением, словом, взаимоотношениями, образом жизни.