Воспитание личностных качеств посредством физкультурно-спортивной деятельности | Шевырина Дарья Денисовна. Работа №353877
На сегодняшний день все более актуальным становится изучение аспектов педагогической деятельности, направленной на воспитание личностных качеств, обучающихся посредством физкультурно-спортивной деятельности. Современная система обучения, реализуя Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС), обусловливает необходимость использования новых подходов в организации учебно-воспитательного процесса, в поиске и разработке новых технологий воспитания личностных качеств, обучающихся в ходе физкультурно-спортивной деятельности.
Воспитание личностных качеств посредством
Физкультурно-спортивной деятельности
Введение 3
1.определение особенностейпроцесса воспитания обучающихся 12-15 лет 5
1.1. Сущность процесса воспитания 5
1.2. Процесс воспитания обучающихся 12-15 лет 8
2. Описание средств физкультурно-спортивной деятельности 11
2.1. Средства физкультурно-спортивной деятельности 11
3. Определение особенностей воспитания личностных качеств обучающихся посредством физкультурно-спортивной деятельности 15
3.1. Воспитания личностных качеств обучающихся 15
3.3. Игровые методы в воспитании личностных качеств обучающихся 20
4. Анализ исследования по воспитанию личностных качеств обучающихся посредством физкультурно-спортивной деятельности 22
Заключение 27
Список использованной литературы 29
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На сегодняшний день все более актуальным становится изучение аспектов педагогической деятельности, направленной на воспитание личностных качеств обучающихся посредством физкультурно-спортивной деятельности. Современная система обучения, реализуя Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС), обусловливает необходимость использования новых подходов в организации учебно-воспитательного процесса, в поиске и разработке новых технологий воспитания личностных качеств обучающихся в ходе физкультурно-спортивной деятельности.
Физкультурно-спортивная деятельность в этом отношении выступает не только средством развития физических качеств обучающихся, но и важным компонентом их личностного, духовно-нравственного воспитания. Важную роль играет позиция педагога, его видение процесса, стремление использовать вариативные формы организации физкультурно-спортивной деятельности. Мировоззрение педагога мотивирует его профессиональную деятельность и создает прочную основу для воспитания у обучающихся активной жизненной позиции, личностных качеств, ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Проблема воспитания личностных качеств обучающихся в ходе физкультурно-спортивной деятельности находит свое отражение в работах Н.В. Бордовской; Е.Н. Гогунова, Б.И. Марьянова; О.Л. Жуковой; С.В. Кожевниковой; Н.Н. Кожуховой; С.Я. Лайзане и др.
Одной из эффективных форм воспитания личностных качеств обучающихся в ходе физкультурно-спортивной деятельности является организация спортивной игры «Веселые старты». Игра является не просто интересным времяпрепровождением, но и способом познания, освоения пространства окружающего мира, средством формирования физических и личностных качеств обучающихся.
Объект исследования: воспитание личностных качеств.
Предмет исследования: воспитание личностных качеств посредством физкультурно-спортивной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать особенности воспитания личностных качеств обучающихся посредством физкультурно-спортивной деятельности.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности воспитания обучающихся 12-15 лет.
2. Описать средства физкультурно-спортивной деятельности.
3. Определить особенности воспитания личностных качеств обучающихся посредством физкультурно-спортивной деятельности.
4. Проанализировать исследование по воспитанию личностных качеств обучающихся посредством физкультурно-спортивной деятельности.
Контингент: обучающиеся 12-15 лет.
Методологическая основа исследования – положения культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского, в частности положение о роли среды в развитии ребенка/подростка; подходы к воспитанию личностных качеств обучающихся в ходе физкультурно-спортивной деятельности (Н.В. Бордовская; Е.Н. Гогунов, Б.И. Марьянов; О.Л. Жукова; С.В. Кожевникова; Н.Н. Кожухова, С.Я. Лайзане и др.).
Методы исследования – обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы), обобщение педагогического опыта.
Структура курсовой работы состоит извведение, 4 глав, заключения и списка используемой литературы для написания работы.
1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 12-15 ЛЕТ
1.1. Сущность процесса воспитания
Процесс воспитания личности является одним из важнейших в педагогике. Воспитание рассматривается в дух смыслах - в широком и узком смыслах (рис. 1.1).
Развитие полноценного человека осуществляется только путем воспитания, сопровождающимся передачей своего опыта, трансляцией наследия предков.
Процесс воспитания человека основывается на навыках, умениях, знаниях. Именно они являются способом отражения действительности с помощью понятий, фактов, законов, представлений. Умения предполагают готовность личности к самостоятельному и сознательному выполнению теоретических и практических действий на базе социального опыта, знаний, полученных навыков.
Организация процесса воспитания в современном образовательном учреждении связана с созданием благоприятных условий, направленных на учебную, а также внеурочную деятельность 3.
Подросток в воспитании осваивает сумму культурных и нравственных ценностей, которые соответствуют ожиданиям и интересам общества.
Государство всегда поддерживает воспитание. В процессе развития можно влиять на подрастающее поколение, формировать гармонически развитые личности, которые способны приносить пользу своей стране.
Культурная преемственность состоит в том, что не происходит стихийного формирования социальных ценностей личности. Процесс предполагает целенаправленное развитие и воспитание подрастающего поколения.
В настоящее время особое внимание уделяется социализации как качественному и количественному изменению системы ценностей, установок, убеждений, моральных качеств, которые потребуются подрастающему поколению для успешной адаптации в социальной среде.
Классическая дидактика наделяет воспитание четырьмя аспектами: системностью, совокупностью, ценностью, результативностью.
Ценностная характеристика содержит три блока: воспитание как государственная, личностная, общественная ценность. Если образование подразумевает грамотность, профессиональную компетентность, менталитет, то воспитание характеризуется определенными моральными качествами.
Как отмечает Л.И. Маленкова, трудный и динамический педагогический процесс заставляет учителя решать массу классических и необычных воспитательных задач, связанных с гармоничным развитием личности. Они имеют несколько неизвестных, поэтому для успешного разрешения проблем педагог должен владеть воспитательными методиками 4.
Они состоят из разнообразных приемов, взаимосвязанных друг с другом. Например, для формирования взглядов, убеждений используют классическую беседу. В отечественной педагогике приемы являются конкретными операциями взаимодействия воспитуемого и воспитателя, зависят от цели их использования.
Средства выступают предметами духовной и материальной культуры, применяемыми при разрешении педагогических проблем.
Методы воспитания представляют собой определенные пути воздействия на поведение, чувства, сознание детей в процессе подготовки их к социализации.
Для формирования у учащихся понятий, суждений, убеждений педагог проводит беседы, лекции, дискуссии, диспуты.
Опыт поведения формируется во время ролевых игр, а также при выполнении отдельных поручений данных учащемуся педагогом.
Для самооценки, стимулирования самостоятельной деятельности, педагог активно применяет наказание и поощрение, соревнования и конкурсы.
Духовная деятельность, направленная на осмысление бытия, создание нравственной позиции субъекта, становление его мировоззрения, осуществляется в тесной взаимосвязи с процессом приобретения научных знаний. Для развития мотиваций, осознанного поведения в отечественной педагогике используется прием личного примера.
После введения в образовательные учреждения федеральных стандартов нового поколения педагоги стали уделять гораздо больше внимания творческим коллективным проектам, позволяющим не только обучать, но и воспитывать всех членов проектной группы 6.
В педагогической литературе описываются разные варианты, позволяющие достигать любых целей и задач. По характеру их делят на упражнение, убеждение, наказание, поощрение. В качестве общего признака выступает оценка деятельности воспитанников.
По результатам воздействия выделено два класса воспитательных методов:
- влияния, которые создают нравственные мотивы, установки, отношения, идеи, понятия;
- влияния, которые определяют некоторый поведенческий тип.
Самым объективным и удобным считают классификацию воспитательных методов по направленности. Эта интегративная характеристика, включающая в себя содержательную, целевую, процессуальную стороны воспитания:
- формирование личностного сознания;
- организация социального опыта поведения;
- стимулирование деятельности.
Сознание можно формировать во время тематических, этических бесед, рассказа, доклада, инструктажа. Для стимулирования (мотивации) самостоятельной работы воспитанников педагоги активно применяют рейтинговые системы отметок.
1.2. Процесс воспитания обучающихся 12-15 лет
Воспитание подростков – это очень трудная задача педагога и огромное испытание для любого родителя.
На стадии полового созревания у подростков нарушается внутреннее равновесие в связи с изменением гормонального фона. Они стают, весьма нетерпеливы и вспыльчивы. В них пробуждается бунтарский дух, который связан со страхом за свое будущее. Также приступы лени соприкасаются с неуступчивостью, которые не дают ни им, ни их близким людям наслаждаться жизнью[3].
Ощущение того, что они уже взрослые не дает подросткам принимать поддержку от окружающих в разрешении проблем. Поэтому будет, намного лучше, если педагоги будут осознавать, что творится с подростком и, в свою очередь, всячески помогать побороть это состояние, чем критиковать или раздражать его.
Очень важно помочь подростку поднять свою самооценку и это уже решение половины проблемы.
Нельзя оставлять детей в такой сложный период без поддержки. Оставшись без помощи, они допускают много ошибок.
По мнению педагогов, даже если подросток не слушает педагога, необходимо пояснить ему, почему в этом ситуации необходимо вести себя так, а не иначе. Просто наложить запрет – это вызовет противоположную реакцию. С ним надо спорить, достигать соглашения. Только так он поймет, что его оценивают по достоинству и учитывают его мнение. Именно так они научатся воспринимать других 10.
Особенности правильного воспитания подростков следующие:
Перестраивать свой подход к подростку по степени его взросления. Подумать, где можно увеличить его права и свободу и в то же время умножить требования к нему, поднять уровень его обязательств.
Воспринимать подростка таким, какой он есть, и оказывать содействие в такой нелегкий период его жизни. Главное, чтобы процесс формирования личности не обернулся в отношение между триумфатором и побежденным.
Не ущемлять права подростков, но и настаивать на исполнении их обязательств. Подростки любят испытывать терпение взрослых. Но взрослые должны быть умнее. Ведь взрослые – это пример поведения.
Не портить отношения с подростком. Вследствие недостатка внимания, подросток может попасть под плохое влияние своих друзей, в какую-то плохую компанию.
Когда подросток не желает учиться, поговорить с ним о взглядах на будущее. Ведь чтобы окончить успешно школу, для этого надо учиться. Если что-то не выходит, помочь ему разобраться.
Научить подростков предугадывать возможный исход их решений.
В процессе воспитания думать, что могут породить выражение и действия взрослого в отношении к подростку.
Никоим образом не повышать на него голос, это не даст никаких положительных результатов, только воспламенит реакцию протеста 2.
Правильно беседуя с подростком, взрослые учат его развивать и сохранять взаимоотношения с другими людьми. Тогда они не будут иметь осложнений в будущей карьере и личной жизни. Они найдут свой путь, и не будут чувствовать внутренний дискомфорт. А взрослые, в свою очередь, избегут трудностей в контакте с подростком. Все зависит полностью от правильного и своевременного воспитания ребенка.
Воспитание предполагает целенаправленный процесс формирования духовных и физических сил личности, интеллекта. Организация процесса воспитания в современном образовательном учреждении связана с созданием благоприятных условий, направленных на учебную, а также внеурочную деятельность.
Для современных подростков характерно потребительское отношение к жизни, что негативно отражается на системе их ценностей. Для того, чтобы избежать подобного подхода, проводится модернизация современных образовательных учреждений. В настоящее время уделяется особое внимание организации полноценной внеурочной деятельности подростков, созданию дополнительных секций и кружков. Только при комплексном подходе к процессу образования, воспитания, развития можно рассчитывать на реализацию социального заказа общества – формирование гармонически развитой личности. Педагоги понимают важность и значимость воспитательного процесса, поэтому в своей работе они руководствуются эффективными методиками и приемами, направленными на воспитание подростков [8].
2. ОПИСАНИЕ СРЕДСТВ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Средства физкультурно-спортивной деятельности
К настоящему времени в практике физической культуры, обеспечивающие умственную и физическую деятельности и устойчивость к различным условиям внешней среды, сформировался целый комплекс средств, который состоит из следующих видов представлен в таблице 2.1 [5].
Таблица 2.1 - Средства физкультурно-спортивной деятельности
Средства физкультурно-спортивной деятельности
Гигиенические факторы:
Режим
Питание
Общественная и личная гигиена
Оздоровительные силы природы:
Солнце
Воздух
Вода
Физические упражнения
В русле модернизации системы образования следует отметить необходимость применения вариативных средств организации физкультурно-спортивной деятельности. В качестве таких средств могут быть использованы: телесно-ориентированные игры, воспитательный диалог, туристические походы.
Телесно-ориентированная работа с обучающимися является важным звеном в воспитании у них физических и личностных качеств, а также осознанного отношения к своему здоровью. С помощью телесно-ориентированных упражнений школьники учатся чувствовать свое состояние, формируют способность к физической и психологической саморегуляции, развивают кинестетическую чувствительность, то есть способность воспринимать и анализировать движения собственного тела, расширять диапазон движений, осознавать и контролировать потребности тела [8].
Это могут быть игровые занятия на развитие мышечной деятельности, движений, которые являются основой самоосознавания. Результаты работы можно почувствовать и оценить сразу.
Важным средством физкультурно-спортивной деятельности является беседа, как закрепление опыта осознанного отношения обучающихся к своему здоровью. В числе вариативных средств воспитания личности обучающихся в физкультурно-спортивной деятельности выступает воспитательный диалог, разработанный М.В. Телегиным.
М.В. Телегин подчеркивает неэффективность традиционной системы образования с ее субъект- объектным типом взаимодействия, директивностью, преобладанием системы нравоучений над системой живого диалога с обучающимися. В результате они лишь формально воспринимают предоставляемую им информацию и объем знаний, не присваивая их личностно, не формируя собственной системы ценностей [10].
Воспитательный диалог является инновационным, поскольку отвечает новым требованиям ФГОС, в частности согласно новым стандартам образования, в процесс воспитания и обучения должны быть внесены значительные изменения. Структура и содержание, цели и задачи воспитания предполагают смещение акцентов с традиционного вооружения обучающихся знаниями на формирование у них осознанного отношения к тому или иному аспекту, в данном случае к физической культуре, здоровому образу жизни.
В традиционном воспитании, по мнению М.В. Телегина, отсутствует построение индивидуальной траектории развития каждого обучающегося, воспитание рефлексивной способности обучающихся, их собственной личностной позиции. В качестве альтернативы М.В. Телегин предлагает воспитательный диалог, который автор понимает как совместную деятельность, субъект- субъектное взаимодействие педагога и обучающихся.
Именно воспитательный диалог по своим целям, содержанию и способу проведения направлен на созидание личности обучающегося, его воспитание, социализацию. Взрослые учат подростков философствовать, т.е. активно создавать собственное мировоззрение в процессе философских диалогов, организованных по типу сократической беседы [10].
В результате применения воспитательного диалога, в школе обучающиеся приобретут опыт мировоззренческих диалогов, научатся слушать и слышать друг друга, уважать чужую точку зрения, понимать и чувствовать категории добра и зла, здоровья, свободы, дружбы, любви, красоты.
Воспитательный диалог представляет собой метод привлечения обучающихся к выработке верных оценок и суждений по разным волнующим вопросам путем обсуждения какой-либо проблемы. В данном случае предметом диалога становится проблема воспитания личности с помощью занятий физической культурой, формирования ценности здорового образа жизни.
Эффективность воспитательного диалога с обучающимися зависит от соблюдения ряда важных условий:
- предмет диалога должен носить проблемный характер;
- беседа не должна быть похожа на лекцию, важно чтобы с обучающимися шел живой разговор;
- важно учитывать возрастные особенности обучающихся при выборе тем для воспитательного диалога;
- педагог в ходе совместного обсуждения должен помогать обучающимся самостоятельно прийти к правильным выводам;
- важную роль играет образец поведения, культура речи педагога, его внимательное отношение к обучающимся[10].
Следует отметить, что воспитательный диалог по своим целям и способу проведения процессуален и направлен на созидание личности каждого обучающегося, формирование его мировоззрения, на его социализацию. В этом отношении метод воспитательного диалога способствует формированию личности и осознанного отношения к здоровому образу жизни.
Из практико-ориентированных средств воспитания обучающихся в физкультурно-спортивной деятельности эффективными являются туристические прогулки, походы – форма организации туристической деятельности, которая предполагает кратковременное пребывание в природных условиях и овладение туристическими навыками. В ходе данной формы работы обучающиеся повышают выносливость организма, устойчивость к неблагоприятному воздействию внешней среды, в частности к простудам, учатся преодолевать препятствия, развивают подвижность, ловкость, смелость, волевые качества личности. В ходе туристических прогулок и походов укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус обучающихся, развивается наблюдательность, расширяются представления об окружающем мире, воспитывается любовь и бережное отношение к природе, трудолюбие [8].
Следует отметить, что туристические прогулки должны быть тщательно организованы, с соблюдением всех правил техники безопасности. Во-первых, продумывается туристический маршрут, который накануне прогулки педагог обследует на предмет безопасности и затраченного времени для прибытия на место и возвращения назад. Затем составляется подробная программа физических упражнений и заданий для обучающихся, в которой необходимо сочетать физические нагрузки и отдых. Перед туристической прогулкой или походом педагог проводит с обучающимися беседу, готовя их к предстоящему путешествию. После проведения туристической прогулки с обучающимися можно провести занятие, на котором они смогут высказать свои впечатления, внести предложения [8].
Таким образом, в процессе воспитания обучающихся в физкультурно-спортивной деятельности необходимо использовать различные средства и формы работы, грамотно сочетая их между собой. При этом эффективность решения задач воспитания зависит от многократного и вариативного использования этих средств, а также от осознанной и ответственной позиции педагога по физической культуре.
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Воспитания личностных качеств обучающихся
К числу личностных качеств относятся свойства на высоком социальном уровне, определяющие, в большой степени, выраженность у подростка общественного сознания, его отношение к духовным и материальным ценностям, к труду, к нравственным нормам, к положениям государственного права, к культуре, к другим людям, к себе, как члену общества, имеющему широкие гражданские права, и в то же время, не менее важные обязанности [11].
К личностным качествам также относят некоторые психологические особенности, связанные с чертами характера, темперамента (глубина переживаний, склонность к сочувствию, коммуникативность, бережливость, уровень притязаний, общительность, открытость, замкнутость, эмоциональность, взрывчатость, уравновешенность, ригидность, мнительность, самообладание, устойчивость к стрессу и др.).
Физическая культура, как часть общей культуры, может оказывать существенное влияние на формирование личности. Речь идет не только о физическом развитии, укреплении здоровья в аспектах профилактической медицины, достижении высокого уровня силы, быстроты, выносливости, координации движений, но также о постижении смысла физического воспитания, эстетики физических упражнений, спортивной этики, знания основ спортивной гигиены, убежденности в важности поддержания хорошего физического состояния для каждого человека, выработке устойчивых привычек к регулярным физическим упражнениям, соблюдении соответствующих гигиенических норм [5].
Роль физической культуры в формировании личностных качеств усиливается в связи с самой ее социальной сущностью, безусловно, гуманистическими функциями, возможностями развития целого ряда основ духовности человека. Высокий эмоциональный фон выполнения различных физических упражнений, особенно в форме эмоционально окрашенных соревнований, способствует развитию склонности к сопереживанию, взаимопомощи при выполнении дружных коллективных действий, взаимной ответственности за достижение общих целей. Все это в существенной мере возрастает на фоне общественных потрясений, глубинных социально-экономических преобразований в нашем обществе, изменения его структуры. В ситуации идеологического вакуума, его частично заполнить могут средства физической культуры, определяющие здоровый образ жизни, достижение физического совершенства, развитие многих человеческих достоинств, органически связанных с понятиями общей культуры, общечеловеческих ценностей, духовности. Регулярность занятий физической культурой определяется добровольным желанием человека, личным отношением к данным занятиям, которые, укрепляясь в сознании и привычках, также становятся личностными чертами [3].
Физическая культура имеет отношение и к духовной, и материальной ее сторонам. Совершенствуя физические качества и двигательные навыки, она тем самым способствует производству материальных благ и преобразований физической, материальной природы человека. Но на основе этого изменяется и многие ценностные ориентации. Так, достаточно выраженные показатели развития силы, ловкости, выносливости, ряда функциональных реакций имеют высоко значимые корреляционные связи с результатами тестирования таких высоких личностных проявлений как чувство достоинства, смелость, благородство, снисходительность или напротив, лживость, хитрость, склонность к приспособленчеству, подхалимству. Ясно, что эти связи только опосредованные, вероятностные, но они, безусловно, в целом ряде случаев имеют место и свидетельствуют о том, что в ходе выполнения физических упражнений определяется достаточно выраженная тенденция в развитии тех или иных личностных качеств. В аспектах физической культуры, так или иначе, осуществляется воспроизводство и совершенствование различных сторон человека и на основе обеспечения оптимального развития физического состояния, укрепления здоровья, закаливания происходит позитивное совершенствование его природной сущности.
Как социальное явление физическая культура отражает определенный уровень развития сознания (четкость мыслительных операций, память, знания, убеждения, чувства, ценностные ориентации и др.), физических качеств, функциональных возможностей, эффективность работоспособности в различных видах деятельности. Духовная сторона физической культуры (в том числе, знание человеком своих физических возможностей, наличие идеалов физического совершенства способов их достижения и многое другое) находится в тесном единстве с материальной ее стороной (фактический уровень достижения искомого физического состояния, материальные средства физической культуры, использование природных факторов, режим нагрузок и др.). В содержание физической культуры входят различные виды человеческой деятельности (двигательная, игровая, социально-политическая, трудовая, научная, художественная, коммуникативная, информационная и др.) и все они в той или иной мере оказывают свое влияние на развитие личностных качеств человека [3].
Что касается физической культуры личности, то она является воплощением в самом человеке результатов использования материальных и духовных ценностей, относящихся к физической культуре в ее широком смысле, т.е. в усвоении человеком потребных знаний, навыков, умений и соответствующих психических свойств, достигнутых на основе использования средств физического воспитания, спортивной тренировки, физической рекреации. Таким образом, речь идет о формировании личностных качеств в самом широком их диапазоне. При этом происходит расширение и укрепление ряда высоко значимых потребностей, мотивов, характеризующих социальное лицо человека, как носителя сознания с проявлением нравственных, правовых и эстетических чувств [3].
Духовным компонентом физической культуры личности является совокупность знаний в области всестороннего физического развития, представлений о взаимодействии социального и биологического в реализации ценностей физической культуры, наличия соответствующих убеждений в виде идеалов физического совершенствования или спортивного мастерства, а также представлений о способах их достижения без каких-либо нарушений спортивной этики. Духовные компоненты физической культуры личности выступают в данном случае как способ реализации социальной программы разностороннего развития личности, включая ее психологические, физические и социальные компоненты.
Важным элементом развития личностных качеств в процессе занятий физической культурой является усвоение определенной суммы знаний в данной области, а также формирование соответствующих убеждений, привычек поведения, развития физических и психических профессионально значимых качеств.
Рассматривая разностороннее влияние физической культуры на человека, на процесс развития у него личностных качеств, целесообразно ориентироваться на определенные критерии их сформированности. Это удобно в свете осмысления феномена физической культуры личности с учетом ее и биологической и социальной сторон [5].
Известно, что влияние физической культуры на человека осуществляется в единстве его социальных и биологических сторон. Он развивается как существо социально-биологическое, при этом социальная сторона должна сыграть важную корригирующую роль, поскольку ей присущи определенные управляющие функции, например, по удержанию бурной мышечной энергии от антиобщественных проявлений. Агрессивность, развивающаяся в спорте, должна в существенной мере ограничиваться в ходе усвоения спортивной этики, правовых норм, эстетических чувств, например при понимании красоты благородных поступков, формирования правопослушности.
3.2. Особенности воспитания личностных качеств
Кроме развития организма, трудно переоценить роль физкультуры и спорта в формировании личностных черт человека. Наряду с сохранением и укреплением здоровья, повышением уровня физической подготовки одной из задач физической культуры и спорта является воспитание морально-волевых качеств, привитие потребности физического и нравственного совершенствования [5].
На уроках физкультуры происходит постоянное взаимодействие с партнерами и соперниками, в котором рождаются, проявляются и закрепляются черты личности ребенка. Уроки физкультуры представляют собой благодатное поле для формирования положительных черт личности, лидерства, борьбы со страхами, развития соревновательных способностей, воспитания чувства коллективизма, моральной и физической подготовки к переживанию различных стрессовых состояний.
Постоянно преодолевая нагрузки, иногда заставляя себя, действуя через напряжение, человек борется со второй стороной своей личности — медлительной, слабой, ленивой, трусливой. В ходе занятий спортом ребенок учится мобилизовать свою волю, проявлять волевые качества, необходимые для достижения цели, уметь рассчитывать силы, управлять поединком, эффективно действовать при нехватке времени [2].
Кроме того, факторами самооценки ребенка, которая формируется в это время, являются собственная активность личности, оценка окружающих людей, умение правильно оценивать действия других. Формирование самооценки в процессе двигательной деятельности предполагает: привлечение внимания ребенка к художественному образу окружающей его природы, к способности создавать собственный художественный образ — «образ красивого тела», красивому двигательному поведению окружающих взрослых. В большей мере этому способствует увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат (игры-драматизации, спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения, игры-эстафеты). Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.
3.3. Игровые методы в воспитании личностных качеств обучающихся
В воспитании личности обучающихся в физкультурно-спортивной деятельности важно задействовать игровую форму занятий, поскольку подростки эмоционально включаются в ход выполнения заданий. В качестве игровых методов в воспитании личности обучающихся в физкультурно-спортивной деятельности может выступать организация спортивной игры «Веселые старты» на уроках физической культуры, в физкультурно-спортивных мероприятиях.
В ходе спортивной игры «Веселые старты» у подростков формируются правильные представления о здоровом образе жизни, развивается выносливость, смелость, ловкость, координация движений, скорость реакции и гибкость, а также личностные качества смелость, целеустремленность, воля, добросовестность.
«Веселые старты» решают оздоровительную, воспитательную и образовательную задачи, выступая эффективным средством воспитания обучающихся. Основной их целью является укрепление здоровья подростков, овладение двигательными навыками, познание движения и новых возможностей человеческого организма и формирование личностных качеств подростков.
Благодаря быстрой смене обстановки в процессе спортивных игр при организации «Веселых стартов», подростки учатся использовать собственные личностные качества в соответствии с конкретной ситуацией, постоянно совершенствуя свои умения. Увлекаясь сюжетом игры, подростки могут выполнять одни и те же действия с интересом, не чувствуя усталости.
Спортивная игра «Веселые старты» требует от подростков скорости реакции, мгновенного ответа на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, когда внезапные остановки, задержки сменяются возобновлением движений, быстрым переходом от одних движений к другим [11].
Спортивная игра «Веселые старты» создает атмосферу положительных эмоций, делая эффективным комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. С одной стороны, подростки участвуют в игровой деятельности, развиваются физически, формируют такие личностные качества как самостоятельность, ответственность, а с другой стороны – получают эмоциональное удовлетворение от физической деятельности, что в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.
В процессе воспитания личности обучающихся посредством физкультурно-спортивной деятельности, безусловно, необходима помощь взрослых – родителей, педагогов, которые будут поддерживать подростков психологически и физически. Подросток, ориентируясь на поддержку взрослого, способен достигать целей, удовлетворять свои интересы, осознавать собственное место в мире и строить в нем систему эффективных коммуникаций. При этом поддержка взрослых предполагает не авторитарное воздействие, где доминирующим является сам взрослый, а личностное взаимодействие, где взрослый и подросток выступают партнерами в общении и деятельности. Следует также отметить, что усилия педагога должны быть обязательно поддержаны родителями, которые в семейных условиях поддерживают подростков своим участием [8].
Таким образом, игровые методы в воспитании личности обучающихся в физкультурно-спортивной деятельности позволяют сформировать у подростков самостоятельность, ответственность, развивают необходимые физические качества. Грамотно выстроенная методика проведения спортивных игр способствует раскрытию индивидуальности каждого обучающегося, развивает активность, умение самостоятельно и творчески решать различные жизненные задачи.
4 АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВОСПИТАНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В качестве примера организации педагогом процесса воспитания личностных качеств обучающихся посредством физкультурно-спортивной деятельности рассмотрим программу, разработанную А.А. Смирновой по спортивной акробатике для ДЮСШ, имеющую физкультурно-спортивную направленность и разработанную в соответствии с действующими нормативно-правовыми законодательными актами с учетом основных положений и требований:
- ФЗ «Об образовании в РФ».
- ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ».
- Устава ДЮСШ [12].
В основу данной программы заложены основополагающие принципы спортивной подготовки детей и подростков, результаты научных исследований и передовой спортивной практики.
Цель данной программы – создание стойкого интереса к занятиям спортом, углубленное обучение детей и подростков спортивной акробатике, развитие личностных качеств обучающихся, с использованием современных образовательных технологий.
В спортивной акробатике именно двигательная деятельность в решающей степени обуславливает содержание данной дисциплины. В программе решаются следующие задачи:
1) содействовать физическому развитию обучающихся, разносторонней подготовке, укреплению их здоровья;
2) формировать здоровый образ жизни, интерес обучающихся к занятиям спортивной акробатикой;
3) развитие физических и личностных качеств обучающихся.
Актуальность данной программы в том, что она направлена на организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, развитие личности, удовлетворение потребностей обучающихся в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности.
В программе присутствуют два основных блока:
1. Общая физическая подготовка.
2. Специальная физическая подготовка (направленная непосредственно на развитие физических и личностных качеств на занятиях спортивной акробатикой).
В блок общей физической подготовки входят:
1. Ходьба.
2. Беговые перемещения.
3. Строевые упражнения.
4. Элементы легкой атлетики.
В специальную физическую подготовку в спортивной акробатике включена система методов и приемов, направленных на развитие или поддержание оптимального уровня конкретных двигательных качеств обучающихся, обеспечивающих технически правильное, надежное выполнение акробатических элементов, соединений и соревновательных комбинаций:
1. Упражнения на развитие общих физических способностей.
2. Упражнения на развитие гибкости.
3. Базовые акробатические элементы.
В связи с этим выделяются подгруппы упражнений статического и динамического характера:
1) к подгруппе статических упражнений относятся:
- мосты и шпагаты;
- стойки;
- равновесия;
- упоры.
Для упражнений динамического характера, которые могут выполняться на месте или в движении, главной характерной особенностью являются «переворачивания» в определенном направлении и с обусловленным количественным выражением его: вперед, назад и в сторону, полуоборотом и полным вращением, с отталкиванием и без отталкивания руками, а также с сохранением заданной позы или изменением ее. К ним относятся:
- перекаты и кувырки;
- полуперевороты;
- перевороты);
- сальто [12].
Таким образом, представленные в рассмотренной программе по спортивной акробатике упражнения развивают как физические способности обучающихся в совокупности общей и специальной физической подготовки, так и личностные качеств упорство, целеустремленность, настойчивость, способность к командной работе при выполнении парных и групповых упражнений.
Также в качестве примера организации педагогом процесса воспитания личностных качеств обучающихся посредством физкультурно-спортивной деятельности рассмотрим исследование, проведенное В.А. Петьковым [10].
Анализируя данное исследование, отметим основные мысли автора. С точки зрения В.А. Петькова, в качестве основной цели гуманистически ориентированного образования выступает содействие личностному росту обучающихся, формирование у них ответственной позиции, личностной зрелости, стремления к саморазвитию. В этом отношении физкультурно-спортивная деятельность, по мнению В.А. Петькова, способствует раскрытию личностного потенциала обучающихся подросткового возраста [10].
Основная мысль автора в том, что реализация личностного роста обучающихся в физкультурно-спортивной деятельности обеспечивается в условиях педагогической поддержки и сопровождения. В исследовании В.А. Петькова опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе школ г. Армавира в 2005-2012гг. и включала в себя три этапа. В исследовании приняли участие 583 обучающихся 12-15 лет и 37 учителей физической культуры. Опытно-экспериментальная работа включала в себя основной и вспомогательный эксперимент. Основной эксперимент состоят из системы педагогической поддержки личностного роста обучающихся, а вспомогательный эксперимент состоят из выборочной апробации дополнительных форм физкультурной деятельности, которые обеспечивают личностный рост обучающихся.
Первый этап исследования был направлен на изучение проблемы педагогической поддержки личностного роста обучающихся подросткового возраста. Анализ литературных источников наряду с результатами пилотажного исследования позволил обозначить связь личностного роста обучающихся и уровня развития у них физической культуры.
Второй этап исследования посвящен разработке концептуальной модели педагогической поддержки личностного роста обучающихся. В этом процессе В.А. Петьковым задействованы результаты констатирующего этапа исследования. Диагностика уровня личностного роста обучающихся в физкультурно-спортивной деятельности является комплексной диагностической методикой, осуществляемой в форме тестирования и анкетирования [10].
Третий этап исследования был направлен на интерпретацию полученных экспериментальных данных. В.А. Петьков отмечает, что в результате проведенной экспериментальной работы у обучающихся подросткового возраста выявлены существенные изменения в личностных особенностях, а именно после проведения мероприятий физкультурно-спортивной деятельности самооценка обучающихся стала более реалистичной и положительной. Также обучающиеся стали более четко формулировать свои жизненные цели, ставить задачи, планировать действия по достижению целей [10].
В ходе статистической обработки данных исследования также подтвердилась эффективность проведенной педагогической работы с обучающимися в физкультурно-спортивной деятельности. Анализ различий в данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента показал, что они статистически значимы в экспериментальных группах (р< 0,05). В контрольных группах достоверных различий не обнаружено (р> 0,05) [10].
Таким образом, исследование, проведенное В.А. Петьковым, подтвердило выдвинутую автором гипотезу о том, что педагогическая поддержка личностного роста обучающихся подросткового возраста в физкультурно-спортивной деятельности способствует активному становлению личности, формированию самостоятельности, целеустремленности, творческой самореализации подростков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование ответственной, активной, сознательной личности, обладающей высокими морально-волевыми характеристиками, является требованием времени. С одной стороны, наличие таких граждан необходимо для устойчивого развития государства, с другой стороны, в условиях все усиливающегося воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды требует от каждого из нас владения навыками здорового образа жизни. Значительное комплексное воздействие на личность с целью формирования ответственного отношения к себе и развития духовных и нравственных качеств оказывает физкультура и спорт.
В данной работе, согласно цели и задачам исследования, были изучены особенности воспитания личностных качеств обучающихся посредством физкультурно-спортивной деятельности.
Рассмотрены такие аспекты заявленной темы как особенности воспитания обучающихся 12-15 лет, особенности воспитания личностных качеств обучающихся посредством физкультурно-спортивной деятельности, анализ программы по воспитанию личностных качеств посредством физкультурно-спортивной деятельности.
Анализ литературы показал, что проблема воспитания личностных качеств обучающихся посредством физкультурно-спортивной деятельности является важной областью теоретического и практического исследования, поскольку формирование ценностей здорового образа жизни способствует эффективному личностному развитию обучающихся.
Необходимо уделять внимание формированию осознанного отношения обучающихся к своему здоровью, поскольку именно подростковый возраст является наиболее благоприятным для формирования таких качеств как самостоятельность, активная жизненная позиция, инициативность, ответственность.
Подводя итог проделанной работы, важно еще раз подчеркнуть, что организация педагогической деятельности по воспитанию личностных качеств обучающихся посредством физкультурно-спортивной деятельности должна осуществляться комплексно, совместными усилиями педагогов и родителей. В процессе организации и проведения спортивно-игрового комплекса обучающиеся развивают свои физические качества, формируют ответственность за свое здоровье и жизнь в целом, оценивают свои возможности, формируют способность к самодисциплине и саморегуляции.
Список использованной литературы
Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник / И.С. Барчуков ; под общ. ред. Г.В. Барчуковой. — 5-е изд., стер. — Москва : КНОРУС, 2017. — 366 с
Божович,
Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Директ-Медиа, 2016. – 612 c.
Выготский,
Л.С. Психология развития ребенка / Л.С.Выготский. – М.: Эксмо, 2015. – 508 с.
Ильчиков,
М.З., Смирнов Б.А. Социология воспитания. - М.: Эксмо, 2016. - 114 с.
Кадыров Р.М., Морщина, Д.В. Теория и методика физической культуры: учебное пособие. – М.: Кнорус, 2019. – 132 с.
Макеева В.С. Теория и
методика физической культуры:
У
чебно-методическое пособие/ Макеева В.С
[Электронный
ресурс]
: – Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/
Маленкова,
Л.И. Теория и методика воспитания. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 480 с.
Морозов,
В.О.
Физическая
культура и здоровый образ жизни : У
чебное пособие / О. В. Морозов, В. О, Моро
зов. - 3-е изд., стер. - Москва
: ФЛИНТА, 2015.
–
89 с.
Немов,
Р.С. Психология образования. - М.: Проспект, 2015. - 262 с.
Петьков,
В.А.
Педагогическая поддержка личностного роста подростков в физкультурно-спортивной деятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология.
-
2013
.
-
№
1.
–
1-5 с.
Практ
ика школьного воспитания
: журнал / учредитель и издатель: ГБОУ ДПО "Нижегородский ин-т развития образования" ; гл. ред.: Е. Л. Родионова. -2018, № 1 (106). - 2018. - 111 c.
Смирнова
,
А.А. Рабочая программа по спортивной акробатике / Детско-юношеская спортивная школа «Феникс». – Артем, 2018. – 25 с.
Телегин
,
М.В. Рождение диалога: книга о педагогическом общении / М.В. Телегин. – М.: АЛВИАН,
2013. – 224 с.
Холодов,
Ж.К. , Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и
спорта: учебник.- М.: Академия, 2014. – 480 с.
Царёв, Е. А.Управление процессом социального становления и развития личности старшеклассников в ходе организации физкультурно-спортивной работы в о
бщеобразовательной школе
: монография / Е. А. Царёв. - Москва : РУСАЙНС, 2016. - 89 с
.