Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Воспитание навыков культуры поведения в повседневной жизни воспитанников детского дома | Пронина Евгения Александровна. Работа №345969

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена вопросам воспитания навыков культуры поведения в повседневной жизни воспитанников детского дома. Осуществление этого процесса является важной частью работы воспитателей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В статье рассматриваются ключевые аспекты воспитания культуры поведения, такие как формирование уважения к себе и окружающим, развитие коммуникативных навыков, организация совместной деятельности и дисциплины. Подчеркивается роль воспитателя как основного организатора и наставника в этом процессе. Рассматриваются методы и приемы, способствующие формированию положительного поведения и социальной адаптации воспитанников, а также их успешной интеграции в общество.

         Ключевые слова: культура поведения, воспитание, дети-сироты, детский дом, дисциплина, социальная адаптация, повседневная жизнь, воспитатель.

ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

 

Пронина Евгения Александровна, воспитатель

ГБУ Республики Башкортостан для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей,

Центр содействия семейному воспитанию "Виктория"

 

Аннотация: Статья посвящена вопросам воспитания навыков культуры поведения в повседневной жизни воспитанников детского дома. Осуществление этого процесса является важной частью работы воспитателей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В статье рассматриваются ключевые аспекты воспитания культуры поведения, такие как формирование уважения к себе и окружающим, развитие коммуникативных навыков, организация совместной деятельности и дисциплины. Подчеркивается роль воспитателя как основного организатора и наставника в этом процессе. Рассматриваются методы и приемы, способствующие формированию положительного поведения и социальной адаптации воспитанников, а также их успешной интеграции в общество.

Ключевые слова: культура поведения, воспитание, дети-сироты, детский дом, дисциплина, социальная адаптация, повседневная жизнь, воспитатель.

 

Воспитание культуры поведения у воспитанников детского дома является важнейшим направлением работы педагогов, так как от этого зависит не только успешная социализация детей в обществе, но и их способность ориентироваться в различных социальных ситуациях. Воспитанники детских домов и учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, часто сталкиваются с трудностями в адаптации к повседневной жизни и социализации. Одной из задач воспитателей является формирование у детей основ культуры поведения, которые помогут им в будущем стать гармонично развитыми личностями, готовыми к самостоятельной жизни в обществе.

Культура поведения – это совокупность привычек, норм и правил, которые регулируют повседневное взаимодействие между людьми. Она включает в себя такие аспекты, как уважение к другим, умение вести себя в общественных местах, поддержание чистоты и порядка, способность выстраивать конструктивное общение с окружающими. Особенно актуальным это становится для воспитанников детских домов, которые часто не имеют примеров для подражания в виде традиционного семейного воспитания.

Одним из основных шагов на пути формирования культуры поведения является разработка четких правил и норм поведения, соответствующих общественным требованиям и привычкам. Педагогическая работа в детском доме должна быть направлена на создание таких условий, при которых дети смогут усвоить эти нормы в рамках повседневной жизни. Основные направления этой работы включают:

1. Формирование навыков саморегуляции и ответственности. Важно научить детей следить за своим поведением и принимать ответственность за свои поступки. Это может проявляться в таких аспектах, как соблюдение расписания, уход за личными вещами, выполнение поручений. В этом процессе важным элементом является активное участие воспитателя, который задает ориентиры и помогает детям развивать дисциплину, находить внутренние стимулы для правильного поведения.

2. Развитие навыков общения и взаимодействия с другими людьми. Воспитанники детского дома должны научиться уважать права и интересы окружающих. Коммуникация с детьми других групп, с воспитателями, а также с внешними людьми (например, волонтерами, родителями, педагогами из внешних организаций) помогает детям социализироваться, развивать эмпатию, учиться уважать личные границы и разбираться в эмоциях.

3. Умение вести себя в различных жизненных ситуациях. Воспитание культуры поведения предполагает обучение детей тому, как вести себя в разных ситуациях: дома, на прогулке, в общественных местах, на занятиях, во время общения с гостями и в гостях. Знание и соблюдение норм поведения в конкретных обстоятельствах способствует гармоничной интеграции ребенка в общество. Одним из эффективных методов воспитания этих навыков является моделирование ситуаций и ролевые игры, когда дети в безопасной обстановке могут практиковать поведение в различных условиях.

4. Соблюдение норм гигиены и порядка. Это важная составляющая воспитания, которая включает в себя заботу о личной гигиене, чистоте в помещении и в окружающем пространстве. Важно, чтобы воспитанники приучались к порядку не только как к внешнему проявлению заботы о себе, но и как к важной части общей культуры поведения. Повседневная уборка, уход за личными вещами, соблюдение чистоты в помещении становятся частью общего воспитания и культурного уровня.

5. Уважение к традициям и культуре общества. Воспитание культуры поведения также связано с уважением к национальным традициям, обрядам и культурным нормам. Важно воспитывать у детей чувство гордости за свою страну, интерес к культурному наследию и воспитание патриотизма. Знание обычаев и традиций своего народа, уважение к правилам, принятым в обществе, помогает детям интегрироваться в общественную жизнь.

Для воспитателей учреждения для детей-сирот важным является понимание того, что воспитание культуры поведения — это процесс, который требует терпения и времени. Учитывая, что многие воспитанники сталкиваются с тяжелыми жизненными обстоятельствами, воспитание их требует особого подхода. Важно развивать у детей не только внутреннюю мотивацию к правильному поведению, но и поддерживать положительные образцы и личный пример.

Методы работы воспитателя должны включать в себя как практические занятия, так и теоретические объяснения. Например, педагогические занятия, направленные на изучение культурных традиций, могут сочетаться с ролевыми играми, моделированием реальных ситуаций, а также обсуждением примеров из повседневной жизни. Это помогает детям не только усвоить нормы поведения, но и понять их значимость для общественной жизни.

Воспитатели должны активно вовлекать детей в совместную деятельность, которая будет направлена на развитие навыков культурного поведения. Организация мероприятий, таких как чаепития, праздники, экскурсии, совместные уборки, помогает детям на практике применять нормы поведения. Важно, чтобы такие мероприятия проводились регулярно и в них принимали участие все воспитанники, что способствует формированию чувства коллективной ответственности.

Кроме того, важно обратить внимание на поддержку воспитанников в трудные моменты. Многие дети-сироты пережили серьезные утраты и переживания, что может негативно сказываться на их поведении и восприятии мира. Создание психологически комфортной обстановки, доверительного общения и поддержка воспитателя становятся важными элементами формирования культуры поведения. Дети должны чувствовать заботу и внимание, а также уверенность в том, что их поступки имеют значение и могут принести положительный результат.

Воспитание навыков культуры поведения в повседневной жизни воспитанников детских домов играет ключевую роль в их социальной адаптации и успешной интеграции в общество. Работа воспитателя требует терпения, чуткости и ответственности, так как воспитание культуры поведения связано не только с обучением детей нормам и правилам, но и с формированием внутренней мотивации, уважения к себе и окружающим. Использование различных педагогических методов и форм работы помогает развить у детей навыки, которые станут основой для их успешного будущего в обществе.

 

Список литературы

 

Бегидова

С.Н., Морозова И.В. Педагогические условия формирования социального опыта у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей//Вестник Адыгейского государственного университета, 2015. – № 3. – С.53-56.

Бегидова

С

.

Н

.

,

Хазова

С

.

А

.,

Морозова И

.

В

.

,

Ахтаов

Р

.

А

.

Пути модернизации воспитательной системы детского дома // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2016. №2 (178). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-modernizatsii-vospitatelnoy-sistemy-detskogo-doma (дата обращения: 03.10.2024).

Кузьмина

Е.В. Особенности формирования социально-бытовых навыков воспитанников детского дома // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018015251 (дата обращения: 03.10.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×