"Воспитание нравственно-патриотических чувств через изобразительную деятельность" | Елена Игоревна Мелентьева. Работа №348844
Формирование личности дошкольника, его воспитание невозможно без решения вопросов нравственно – патриотического воспитания. Задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством, начиная с младшего возраста, определены в созданных концепциях дошкольного воспитания. В каждой возрастной группе детей знакомят с содержание произведения, выразительными средствами; с помощью искусства формируют нравственно – патриотические чувства, качества личности. В научных работах педагогов и психологов прошлого и современности отмечены высокая эмоциональность и отзывчивость ребенка, мыслительная активность в познании окружающего мира, образность мышления.
Что же приобретают наши дети от общения с изобразительным искусство, что меняется от этого в их личности? Прежде всего, радость узнавания окружающего мира, одновременно знакомого и незнакомого. Воспринимая произведения искусства, ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Искусство создает радость общения с товарищами, формирует умение сопереживать. Произведения художников учат ребят фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что–то свое, у них возникает желание самим создать красивое. Так зарождается творчество.
Изобразительное искусство через зримые красочные образы помогает ребенку познавать истину, добро, красоту. От поколения к поколению оно прославляет эти прекрасные качества души человека.
Постоянное общение с изобразительным искусством учит ребенка ориентироваться в духовных ценностях общества, он приобретает самостоятельность эстетических суждений. Воспринимая произведения художника, эмоционально откликаясь на него и размышляя о нем, ребенок совершает умственные и духовные усилия над собой, он как бы преобразует себя, а включение воображения, фантазии в процесс восприятия картины говорит о творческом труде дошкольника.
Искусство побуждает детей к собственной художественной деятельности (изобразительной и словесной) где реализуется его творческий замысел, речевые и изобразительные умения.
Искусство способствует воспитанию различных чувств. Так, при ознакомлении с жанровой живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни страны, к различным видам деятельности человека, отношениям его в процессе труда, к ценностям, который создает народ, художественному творчеству.
Дети обогащают свой нравственный опыт, у них формируется нравственное сознание. Они учатся сравнивать собственный опыт с опытом людей, изображенных художником, и переносить воспринятые в жанровой живописи способы взаимоотношений между людьми в реальной жизненной ситуации. Так закладывается основа представления о нравственно – эстетическом идеале.
Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине. Чувства любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатство Родины, гамма эстетических чувств и др. Ребенку нужно сообщать определенные знания о том, к чему он успел привязаться, что успел полюбить. О дошкольном учреждении, о его собственном доме, об улице, на которой он живет, о районе и городе, на конец, о стране.
Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны к искусству. Дети должны не только узнать о традициях, но участвовать у них, принимать их, привыкать к ним.
Средствами патриотического воспитания дошкольников является само окружение, в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и в детском саду. Если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символики, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил Родину, если он будет проявлять интерес приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.
I БЛОК ПРИОБЩЕНИЕ К НАРОДНЫИ ТРАДИЦИЯМ.
1.РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ВЕЧЕРА.
Знакомство с рождественскими традициями. Соотношение декора, формы и содержания сюрприза.
2. УРАЛЬСКАЯ МАСЛЕНИЦА.
Знакомство с рождественскими традициями. Соотношение декора, формы и содержания сюрприза.
Знакомство с рождественскими традициями. Соотношение декора, формы и содержания сюрприза.
3. УРАЛЬСКИЕ ПОСИДЕЛКИ
Знакомство с песенным творчеством Урала, старинным уральским этикетом. Рассматривание уральских костюмов.
4. СОЧЕЛЬНИК
Знакомство с народными поверьями и обрядами Рождества. Изготовление рождественских открыток с изображением ангелов
5. СВЯТКИ
Гадание и колдовство средствами и категориями искусства. Создание фантастических образов.
II БЛОК «ВСЕ ТАК ЛИ БЫЛО…»
1. ЗНАКОМСТВА С ИСТОРИЕЙ УРАЛА.
Создание панорамы Урала. Подчеркнуть значение уральских заводов
2. НАШ УРАЛ.
Знакомство с промышленным Уралом. Создание образа заводской площадки.
3. НАША УЛИЦА.
Знакомство с улицами. Создание своей улицы.
4. СЛАВА РОССИИ
Знакомство с батальной живописью. Живописный этюд на тему войны ( битвы).
5. СИМВОЛЫ РОССИИ
Знакомство с государственными символами России.
Выполнение рисунков, сувениров – символов РФ.
6. ГЕРБ МОЕГО ГОРОДА
Знакомство с геральдикой. Изображение герба города.
III БЛОК « ИСКУССТВО УРАЛА».
1.УРАЛЬСКИЕ БЫЛИ. КОСТЮМЫ.
Изучение уральского костюма. Украшение костюма Хозяйки Медной горы.
2. УРАЛЬСКИЕ СКАЗЫ.
Знакомство с историей Урала, через краеведческую литературу.
Рисование по мотивам сказов П. Бажова.
3. ЧУГУННОЕ КРУЖЕВО.
Знакомство с каслинским литьем. Имитация каслинского литья.
4. « ИВАНКО–КРЫЛАТКО».
Знакомство со Златоустовской гравюрой. Эскиз по мотивам Златоустовской гравюры.
5. КАМЕНЬ, КАМЕНЬ, ЗАГОВОРИ.
Знакомство с минералами Урала. Роспись камней.
6. УРАЛЬСКАЯ РОСПИСЬ.
Формирование знаний и умений в выполнении уральской росписи.
Роспись прялки, сундука (на выбор).
IV БЛОК «АРХИТЕКТУРА УРАЛА»
1. ХРАМЫ НАШЕГО ГОРОДА
Знакомство с архитектурой и интерьером церкви.
Графическое изображение храмов города и т.д.
V БЛОК «ЛЮБОВЬ И УВАЖЕНИЕ К РОССИЙСКОЙ АРМИИ»
1. РУССКИЙ БОГАТЫРЬ.
Рисуем богатырей, воинов Древней Руси.
2. СОВЕТСКИЙ ВОИН.
Рисуем солдат, технику Великой Отечественной Войны.
3. РОССИЙСКИЙ СОЛДАТ
Рисуем современных российских солдат
VI БЛОК « ЗНАКОМСТВО С ХУДОЖНИКАМИ НАШЕГО ГОРОДА»
ПОСЕЩЕНИЕ ВЫСТАВОК.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПОИСК МАТЕРИАЛА ДЛЯ ЗНАКОМСТВА С ХУДОЖНИКАМИ НАШЕГО ГОРОДА.
Таким образом, если правильно поставить работу по воспитанию у детей нравственно – патриотических чувств, то у них заметно проявится любовь к своему краю, Родине, уважение к творцам прекрасного, дети ощутят себя частичкой большого сильного народа. У них появится гордость за него, активный интерес к фольклору, истории, быту, искусству. Развитие интереса окажет влияние на познавательную активность детей, а та в свою очередь углубит интерес, делая его более активным.
НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ
ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Формирование личности дошкольника, его воспитание невозможно без решения вопросов нравственно – патриотического воспитания. Задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством, начиная с младшего возраста, определены в созданных концепциях дошкольного воспитания. В каждой возрастной группе детей знакомят с содержание произведения, выразительными средствами; с помощью искусства формируют нравственно – патриотические чувства, качества личности. В научных работах педагогов и психологов прошлого и современности отмечены высокая эмоциональность и отзывчивость ребенка, мыслительная активность в познании окружающего мира, образность мышления.
Что же приобретают наши дети от общения с изобразительным искусство, что меняется от этого в их личности? Прежде всего, радость узнавания окружающего мира, одновременно знакомого и незнакомого. Воспринимая произведения искусства, ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Искусство создает радость общения с товарищами, формирует умение сопереживать. Произведения художников учат ребят фантазировать. Дети начинают видеть и слышать в произведении что–то свое, у них возникает желание самим создать красивое. Так зарождается творчество.
Изобразительное искусство через зримые красочные образы помогает ребенку познавать истину, добро, красоту. От поколения к поколению оно прославляет эти прекрасные качества души человека.
Постоянное общение с изобразительным искусством учит ребенка ориентироваться в духовных ценностях общества, он приобретает самостоятельность эстетических суждений. Воспринимая произведения художника, эмоционально откликаясь на него и размышляя о нем, ребенок совершает умственные и духовные усилия над собой, он как бы преобразует себя, а включение воображения, фантазии в процесс восприятия картины говорит о творческом труде дошкольника.
Искусство побуждает детей к собственной художественной деятельности (изобразительной и словесной) где реализуется его творческий замысел, речевые и изобразительные умения.
Искусство способствует воспитанию различных чувств. Так, при ознакомлении с жанровой живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни страны, к различным видам деятельности человека, отношениям его в процессе труда, к ценностям, который создает народ, художественному творчеству.
Дети обогащают свой нравственный опыт, у них формируется нравственное сознание. Они учатся сравнивать собственный опыт с опытом людей, изображенных художником, и переносить воспринятые в жанровой живописи способы взаимоотношений между людьми в реальной жизненной ситуации. Так закладывается основа представления о нравственно – эстетическом идеале.
Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине. Чувства любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатство Родины, гамма эстетических чувств и др. Ребенку нужно сообщать определенные знания о том, к чему он успел привязаться, что успел полюбить. О дошкольном учреждении, о его собственном доме, об улице, на которой он живет, о районе и городе, на конец, о стране.
Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны к искусству. Дети должны не только узнать о традициях, но участвовать у них, принимать их, привыкать к ним.
Средствами патриотического воспитания дошкольников является само окружение, в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и в детском саду. Если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символики, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил Родину, если он будет проявлять интерес приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.
I БЛОК ПРИОБЩЕНИЕ К НАРОДНЫИ ТРАДИЦИЯМ.
1.РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ВЕЧЕРА.
Знакомство с рождественскими традициями. Соотношение декора, формы и содержания сюрприза.
2. УРАЛЬСКАЯ МАСЛЕНИЦА.
Знакомство с рождественскими традициями. Соотношение декора, формы и содержания сюрприза.
Знакомство с рождественскими традициями. Соотношение декора, формы и содержания сюрприза.
3. УРАЛЬСКИЕ ПОСИДЕЛКИ
Знакомство с песенным творчеством Урала, старинным уральским этикетом. Рассматривание уральских костюмов.
4. СОЧЕЛЬНИК
Знакомство с народными поверьями и обрядами Рождества. Изготовление рождественских открыток с изображением ангелов
5. СВЯТКИ
Гадание и колдовство средствами и категориями искусства. Создание фантастических образов.
II БЛОК ВСЕ ТАК ЛИ БЫЛО…
ЗНАКОМСТВА С ИСТОРИЕЙ УРАЛА.
Создание панорамы Урала. Подчеркнуть значение уральских заводов
НАШ УРАЛ.
Знакомство с промышленным Уралом. Создание образа заводской площадки.
НАША УЛИЦА.
Знакомство с улицами. Создание своей улицы.
4. СЛАВА РОССИИ
Знакомство с батальной живописью. Живописный этюд на тему войны ( битвы).
5. СИМВОЛЫ РОССИИ
Знакомство с государственными символами России.
Выполнение рисунков, сувениров – символов РФ.
6. ГЕРБ МОЕГО ГОРОДА
Знакомство с геральдикой. Изображение герба города.
III БЛОК ИСКУССТВО УРАЛА.
1.УРАЛЬСКИЕ БЫЛИ. КОСТЮМЫ.
Изучение уральского костюма. Украшение костюма Хозяйки Медной горы.
2. УРАЛЬСКИЕ СКАЗЫ.
Знакомство с историей Урала, через краеведческую литературу.
Рисование по мотивам сказов П. Бажова.
3. ЧУГУННОЕ КРУЖЕВО.
Знакомство с каслинским литьем. Имитация каслинского литья.
4. ИВАНКО–КРЫЛАТКО.
Знакомство со Златоустовской гравюрой. Эскиз по мотивам Златоустовской гравюры.
5. КАМЕНЬ, КАМЕНЬ, ЗАГОВОРИ.
Знакомство с минералами Урала. Роспись камней.
6. УРАЛЬСКАЯ РОСПИСЬ.
Формирование знаний и умений в выполнении уральской росписи.
Роспись прялки, сундука (на выбор).
IV БЛОК АРХИТЕКТУРА УРАЛА
1. ХРАМЫ НАШЕГО ГОРОДА
Знакомство с архитектурой и интерьером церкви.
Графическое изображение храмов города и т.д.
V БЛОК ЛЮБОВЬ И УВАЖЕНИЕ К РОССИЙСКОЙ АРМИИ
РУССКИЙ БОГАТЫРЬ.
Рисуем богатырей, воинов Древней Руси.
2. СОВЕТСКИЙ ВОИН.
Рисуем солдат, технику Великой Отечественной Войны.
3. РОССИЙСКИЙ СОЛДАТ
Рисуем современных российских солдат
VI БЛОК ЗНАКОМСТВО С ХУДОЖНИКАМИ НАШЕГО ГОРОДА
ПОСЕЩЕНИЕ ВЫСТАВОК.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПОИСК МАТЕРИАЛА ДЛЯ ЗНАКОМСТВА С ХУДОЖНИКАМИ НАШЕГО ГОРОДА.
Таким образом, если правильно поставить работу по воспитанию у детей нравственно – патриотических чувств, то у них заметно проявится любовь к своему краю, Родине, уважение к творцам прекрасного, дети ощутят себя частичкой большого сильного народа. У них появится гордость за него, активный интерес к фольклору, истории, быту, искусству. Развитие интереса окажет влияние на познавательную активность детей, а та в свою очередь углубит интерес, делая его более активным.