Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Воспитание нравственно-волевых качеств дошкольника в процессе занятий физкультурой | Литвинова Оксана Валериевна. Работа №344955

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматривается важность воспитания нравственно-волевых качеств у детей дошкольного возраста в процессе занятий физической культурой. Описаны основные подходы, методы и принципы, направленные на формирование у детей таких качеств, как настойчивость, дисциплина, трудолюбие и ответственность. Особое внимание уделено роли инструктора по физической культуре, который создает условия для гармоничного физического и нравственного воспитания детей. Представлены практические рекомендации по организации занятий, способствующих развитию волевых и нравственных качеств через физические упражнения и игры.

          Ключевые слова: нравственно-волевые качества, дошкольники, физическая культура, дисциплина, настойчивость, ответственность, трудолюбие, воспитание.

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ

 

Литвинова Оксана Валериевна, инструктор по физической культуре

ГБОУ "Школа 1590 имени Героя Советского Союза В.В. Колесника"

 

Аннотация: В статье рассматривается важность воспитания нравственно-волевых качеств у детей дошкольного возраста в процессе занятий физической культурой. Описаны основные подходы, методы и принципы, направленные на формирование у детей таких качеств, как настойчивость, дисциплина, трудолюбие и ответственность. Особое внимание уделено роли инструктора по физической культуре, который создает условия для гармоничного физического и нравственного воспитания детей. Представлены практические рекомендации по организации занятий, способствующих развитию волевых и нравственных качеств через физические упражнения и игры.

Ключевые слова: нравственно-волевые качества, дошкольники, физическая культура, дисциплина, настойчивость, ответственность, трудолюбие, воспитание.

 

Физическое воспитание в дошкольном возрасте играет важную роль не только в укреплении здоровья и развитии двигательных способностей, но и в формировании личности ребенка. Одним из важнейших аспектов данного процесса является воспитание нравственно-волевых качеств, которые закладываются в раннем возрасте и оказывают значительное влияние на дальнейшее развитие ребенка. Физическая культура, благодаря своим специфическим методам и подходам, предоставляет уникальные возможности для развития у дошкольников таких качеств, как дисциплина, настойчивость, ответственность, трудолюбие, уважение к другим и способность преодолевать трудности.

Занятия физкультурой требуют от детей не только физической активности, но и соблюдения определенных правил, дисциплины, а также концентрации на выполнении задач. В процессе игры или выполнения упражнений ребенок учится контролировать свои эмоции, следовать указаниям инструктора, действовать в рамках определенных условий и стремиться к достижению поставленных целей. Эти качества формируют у ребенка волевые и нравственные установки, которые будут помогать ему не только в спортивной, но и в повседневной жизни.

Один из ключевых элементов воспитания нравственно-волевых качеств через физкультуру — это дисциплина. На занятиях физической культурой ребенок учится соблюдать установленные правила, выполнять команды инструктора и действовать в интересах команды, если речь идет о командных играх. Подобная дисциплина способствует развитию у детей чувства ответственности за свои поступки и понимания того, что для достижения результата необходимо следовать определенным нормам поведения. Например, в играх с элементами соревнования ребенок учится терпению и уважению к соперникам, осознает, что победа достигается не всегда, но важно стремиться к лучшему результату, соблюдая правила и поддерживая других участников.

Настойчивость — еще одно важное качество, которое активно развивается в процессе занятий физической культурой. В ходе выполнения физических упражнений или игровых заданий дети сталкиваются с необходимостью преодолевать трудности: будь то выполнение сложного движения, необходимость пройти полосу препятствий или участие в соревновательных играх. Инструктор по физической культуре может стимулировать развитие настойчивости, поощряя детей к повторению упражнений, поддерживая их усилия и отмечая успехи. Дети учатся не сдаваться перед первыми неудачами, а прикладывать усилия для достижения целей, что является важным шагом на пути формирования их волевых качеств.

Трудолюбие также воспитывается в процессе занятий физической культурой. Физическая активность требует регулярных усилий, и дети, которые привыкают к физическим нагрузкам, постепенно осознают, что успехи в физическом развитии зависят от регулярных тренировок и работы над собой. Инструктор может подчеркивать важность труда для достижения поставленных целей, объясняя детям, что только через упорство и систематическую работу можно стать сильнее и быстрее. Такое понимание переносится и на другие сферы жизни ребенка, способствуя развитию трудолюбия как жизненного навыка.

Особую роль в воспитании нравственно-волевых качеств играет командная работа, которая часто используется в подвижных играх и эстафетах. Командные игры помогают развивать у детей такие нравственные качества, как уважение к другим, готовность помочь, умение сотрудничать и поддерживать товарищей. В ходе таких игр дети учатся работать в коллективе, осознавая, что успех команды зависит не только от их собственных действий, но и от слаженной работы всех участников. Это формирует у ребенка чувство ответственности перед другими, развивает эмпатию и учит проявлять лидерские качества, если того требует ситуация.

Важной задачей инструктора по физической культуре является создание условий, которые способствуют формированию нравственно-волевых качеств через физическую активность. Инструктор должен быть примером для детей, показывая им важность соблюдения дисциплины, трудолюбия и уважительного отношения к окружающим. Важно также учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, создавая для него условия, в которых он сможет проявить свои лучшие качества и добиться успехов. Для этого инструктор может использовать различные игровые формы занятий, где дети могут развивать как физические, так и нравственные качества, поощряя их за проявленное усердие и волю к победе.

Таким образом, физическая культура является эффективным средством воспитания нравственно-волевых качеств у дошкольников. Через физические упражнения и игры дети учатся соблюдать дисциплину, проявлять настойчивость, трудолюбие и ответственность. Командные игры развивают уважение к другим и учат работать в коллективе. Инструктор по физической культуре играет ключевую роль в этом процессе, создавая благоприятные условия для развития у детей нравственных качеств и готовя их к успешной социальной жизни. Воспитание через движение помогает не только укрепить физическое здоровье ребенка, но и заложить основы его нравственного и волевого развития, что является важным этапом в становлении личности.

 

Список литературы

 

Бедеева

Е.В., Пушкина Н.В. Формирование волевых качеств дошкольников в процессе физического воспитания // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2018. №2 (218). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-volevyh-kachestv-doshkolnikov-v-protsesse-fizicheskogo-vospitaniya (дата обращения: 25.09.2024).

Ильина М.О., Михайлова Н.В. Формирование волевых качеств у старших дошкольников при реализации образовательной области "физическое развитие" // Концепт. 2018. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-volevyh-kachestv-u-starshih-doshkolnikov-pri-realizatsii-obrazovatelnoy-oblasti-fizicheskoe-razvitie (дата обращения: 25.09.2024).

Коломинский

Я. Л. Развитие волевой сферы ребенка. - СПб., 2014. - С. 270-280.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×