Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста | Мокеева Екатерина Викторовна. Работа №210585

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Мокеева Екатерина Викторовна
 В статье обоснована значимость нравственно-патриотического воспитания средствами краеведения и представлен опыт работы детского сада в этом направлении.

Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг. утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов. Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, мною было разработано перспективное планирование включающее в себя мероприятия по формированию у воспитанников основ нравственно -духовного начала.
Актуальность темы:
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.
Цель:
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Задачи:
Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду, родному городу ,к национальным традициям.
Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада,родного города
Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
.
Разработанная мною система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего и старшего дошкольного возраста включает в себя углубленное изучение истории, природы и людей, живущих в родном городе, родном крае.
Работа по нравственному воспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Работу по патриотическому воспитанию осуществляю с создания для детей теплой, уютной атмосферы , наполненный радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.
В своей работе использую различные технологии:
игровые,
информационные,
коммуникативные,
проблемные,
развивающего обучения,
консультативные,
визуальные,
проектные,
ИКТ.
В работе по нравственно- патриотическому воспитанию особое место отвожу произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству, народным обычаям и традициям.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей
Тематические блоки:
Блок – Семь Я , Я и Моя семья, Я и мои друзья, Я и взрослые.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провожу мероприятия на темы 7Я, Пожилые люди, Моя мама- лучше всех, Дети и родители и другие.
Блок- Культура и традиции
Знакомлю детей с традициями и бытом России. Знакомлю с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Использую в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой целью провожу занятия- развлечения Выставка дымковских игрушек, Масленица, Осенины, Русские матрешки, Сороки, Вербное воскресенье, Праздник светлой пасхи , Наум грамотник и другие.
Блок - Я и Родина.
Знакомство дошкольников с родным городом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Одна из главных задач, которую я ставлю перед собой при подготовке каждого мероприятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подвожу их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по ознакомлению детей с Родиной провожу поэтапно: родной дом , родная улица , детский сад , ближайшие соседи , символика , достопримечательности , любимое место Валдая.
Блок - Этих дней не смолкнет слава.
Я приглашаю ветеранов Великой Отечественной войны и Боевой Славы, солдат Российской Армии для совместных встреч и праздников . Дети совместно с родителями готовят подарки и праздничные открытки для ветеранов, воинам Российской армии. Это помогает мне в воспитании чувства гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываю желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.
Блок – Вижу чудное раздолье…,в котором расширяются представления детей о природных ресурсах родного края, воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к природе. Ярким событием стали совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой они живут, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. Традицией нашей группы стало в зимнее время забота о птицах нашего города. Во время прогулки в зимний парк дети со взрослыми вешают кормушки, наблюдают за зимними деревьями и следами на снегу. Во время походов мы собираем разнообразный природный материал , который используем в работе кружка Умелые руки.
Блок – Педагогическое сопровождение семьи.
В работе с семьёй опираюсь на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
В работе с родителями используем разнообразные формы:
КВН,
Круглый стол,
семинары – практикумы,
посиделки,
конкурсы,
выставки,
походы,
игровые программы.
На родительском собрании России милый уголок за круглым столом был затронут вопрос о нашем родном городе Валдае. Родители делились своими впечатлениями о дорогих их сердцу воспоминаниях.
Для поддержки данной темы провела мастер-класс с родителями и детьми на темуС чего начинается Родина?. Участники собрания приняли активное участие в беседе, показали свои знания о своем родном городе, о животном и растительном мире нашего края. Дети и родители узнали много интересного об истории нашего города.
На родительском собранииСемья и родной дом,которое прошло в форме посиделок, решались задачи:
Формировать представление о мире семьи;
Актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношениях;
Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни
Родители принимают активное участие в жизни группы. Все проекты, праздники , конкурсы проходят при участии семей моих воспитанников .
Изучив теоретические основы проблемы воспитания любви к родному краю у детей дошкольного возраста, свою работу начала с диагностики. Для диагностики уровня воспитанности у дошкольников основ патриотизма использовала следующую технологию М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе.
На основании диагностических данных выявилось:
Начало учебного года - высокий уровень -40%, средний- 60 %
Конец учебного года – высокий уровень- 75%, средний- 25%
Таким образом, анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает:
Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.
У детей появился интерес к истории, художественной литературе, природным богатствам родного края.
Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.
Выросло количество участников проводимых в группе конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.
Показателем высокого уровня знаний детей по вопросам патриотического воспитания являются победы дошкольников во Всероссийском конкурсе рисунков Краски весны , в муниципальных конкурсах- Подарки осени , Победа деда – моя победа, Моя прекрасная мама.
Приняли участие в акциях Помогите синичке, Не рубите елочку – зеленую иголочку.
У родителей возрос интерес к мероприятиям проводимым в группе и в детском саду:
(конкурсы, спортивные соревнования, дни открытых дверей, походы по родному краю), а также количественный состав их участников.
Повысился интерес родителей и детей к краеведческому материалу
как к образовательному и воспитательному источнику.
Обогатился собственный опыт использования краеведческого содержания в воспитательно-образовательном процессе ,приобретен новый опыт проведения различных мероприятий на основе краеведческого материала.
Я очень надеюсь, что проводимая мною работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Заключение:
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать малой Родиной и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, долг перед Родиной и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×